8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Среда, 05 Апрель 2017 00:00

Аргументы и Факты: «Я – московский учитель». За звание лучшего боролись 10 тысяч педагогов

Разрешено ли на уроке пользоваться гаджетами? Как учить, чтобы было не скучно? Могут ли преподаватели – участники конкурса «Учитель года Москвы – 2017» – повысить качество столичного образования?

В августе-сентябре 2016 г. 10 тысяч педагогов столицы приняли участие в первом этапе конкурса – метапредметной олимпиаде. 120 победителей и призёров олимпиады были допущены до второго этапа, где представляли визитную карточку «Я – московский учитель» и написали эссе на тему «Школьные знания для реальной жизни».

В финал вышли 30 человек. И всю прошедшую неделю (с 26 марта по 1 апреля) математики, историки, физруки, учителя ОБЖ и начальных классов, английского языка, русского и литературы, биологии, химии и физики делились друг с другом опытом работы, рассказывали о достижениях своих учеников, презентовали авторские мастер-классы, придумывали новые образовательные проекты.

Так, Сергей Колеганов, учитель информатики гимназии № 1506, считает: главное, чтобы дети вернулись домой целыми и невредимыми. А ведь их в школе подстерегает много опасностей: грязная клавиатура компьютера (микробов на ней накапливается больше, чем в общественном туалете) или... стулья, с которых (конечно, если сильно постараться) можно упасть.

Для Кирилла Гоева, преподавателя ОБЖ Центра образования № 654 им. Фридмана, важен распорядок дня ученика. Чтобы он всё успевал, надо научить его расставлять приоритеты.

Цель Алексея Машковцева, учителя физкультуры школы «Премьер», – оставить без работы фитнес-инструкторов. Для этого необходимо приучить детей к ведению здорового образа жизни. Среди его воспитанников – призёры городских, окружных, районных соревнований.

Принцип работы физика Антона Марко из школы № 2098 (образовательный центр им. Доватора) философский: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я научусь».

Элина Стрейкмане, учитель русского языка и литературы школы № 536, визуализирует образы героев книг. Её ученики не только читают, но ещё и смотрят фильмы и спектакли по тем произведениям, которые проходят в данный момент.

Виктор Малков на своих уроках истории и обществознания в лицее № 1524 объясняет ученикам, что логика не делится на мужскую и женскую. По закону исключённого третьего она либо есть, либо её нет.

Марина Маркова, преподаватель химии лицея № 1535, работой доказывает, что «химия – живая, развивающаяся наука, тесно связанная с реальной жизнью».

А Иван Гусев, как никто другой, понимает, что самое драго­ценное умение – то, что позволяет ценить время. Учить надо здесь и сейчас, потому что завтра для его воспитанников может и не наступить. Он – учитель географии школы № 109, подразделения центра им. Димы Рогачёва и Россий­ской детской клинической больницы.

Что объединяет их всех? Любовь к работе и к ученикам, способность просто говорить о сложном в своих предметах. А ещё умение использовать все возможности, которые предоставляет сегодня мегаполис: для того чтобы уроки перестали быть скучными, занятия можно проводить в парках, музеях, Планетарии и Экспериментаниуме. И много ещё где.  

«Тот, кто мешает, тот нам поможет»

И конечно же, педагоги на ты со всей техникой, что есть в арсенале Московской электронной школыНаталья Титорова, учитель биологии школы № 1376, не только автор методического пособия «Тернистой тропой олимпиад» и составитель (в группе соавторов) электронного учебника по биологии, на её авторском сайте есть «Реконструктор времени», где можно посмотреть, как выглядели бы социальные сети Исаака Ньютона или Чарлза Дарвина.

«Когда мы говорим о Московской электронной школе, мы должны понимать, что живём в очень высокотехнологичной среде. Нас окружают такие техно­логии, о существовании которых мы не задумываемся, – объяснила «АиФ» Марианна Лебедева, директор Городского методического центра. – Это и умный дом, и умный город, и огромное количество сервисов и порталов. Мы забыли, что такое стоять в очереди, чтобы оплатить любые услуги. Мы можем, садясь в машину по дороге домой, дать задание микроволновке – разогреть ужин. И это уже не вызывает ни удивления, ни недоумения. Что уж тогда говорить о наших детях?»

Один известный математик с мировым именем рассказал такую историю. Как-то он пришёл домой, а его 5-летняя дочь клеила из бумаги компьютер. Он заметил: «В твоём возрасте я не клеил из бумаги компьютер». «Что, не было бумаги?» – спросила его девочка. Что могло не быть компьютера, ей даже в голову не пришло! Поэтому, когда мы говорим о рабочем месте современного учителя, то уже не вспоминаем про доску, мел, тряпку (педагоги в шутку называют её ТСО – Тряпка Сырая Обыкновенная. – Авт.) и бумажный журнал. Чтобы подготовиться к уроку, раньше приходилось сидеть в библиотеке, конспектировать страницы учебников, писать от руки под копирку задания для учеников (печатать это на пишущей машинке могли лишь наиболее продвинутые).

А вспомните контрольную работу по математике в 8-м классе! Педагог должен был исписать всю доску, да так, чтобы вы раньше времени не увидели. А когда появились доски «с крыльями», это стало технологическим прорывом! Почему? Учитель мог «прятать» заранее написанные примеры или упражнения... Что же происходит теперь? Ученик открывает файл на своём планшете и видит только для него предназначенное задание. Сегодня, когда учитель может управлять уроком с того устройства, которое у него с собой, мы говорим о том, что рабочее место педагога там, где его ноутбук, планшет или смартфон. Точно так же, как и с учеником. В этом смысле школа всего лишь сделала шаг вперёд, чтобы вписаться в ту высокотехнологичную среду, в которой мы живём. И когда мы говорим о том, что нас домой или на работу будут доставлять беспилотные такси, что стихи или музыка, созданные искусственным интеллектом, уже неотличимы порой от тех, которые сочинили люди, мы не должны отказывать учителю в умении пользоваться новыми инструментами. Такими, как Москов­ская электронная школа. Да, мы не можем быть ровесниками наших детей. Это было бы смешно и странно. Но быть их современниками мы должны».

И финалисты конкурса «Учитель года Москвы – 2017» – именно такие. «В жизни нельзя чего-то добиться, не имея к­оманды. На мой взгляд, главный итог конкурса в том, что 30 педагогов стали командой, – уверен Владимир Филиппов, ректор Россий­ского университета дружбы народов, председатель жюри. – Я сам доктор физматнаук. И могу сказать, что работать как одиночка можно лишь до определённого момента. А сотрудничая с коллегами, поддерживая друг друга на всех этапах жизни, можно стать успешными. Этому надо учить и детей. В один из дней работы педагоги обсуждали серьёзную тему: "Может ли массовое образование быть качественным". Может, если соответствует стандарту! У учителей, прошедших через тернии конкурса, прекрасное будущее. Планка, которую ставит перед собой любой человек, у них теперь выше. А это значит, что и качество образования в Москве они в состоянии поднять на ещё более высокий уровень». 

Лауреаты конкурса «Учитель года Москвы – 2017»

  1. Иван Смирнов, учитель биологии школы № 171.
  2. Андрей Корнейчук, учитель химии лицея № 1535.
  3. Татьяна Мансурова, учитель математики гимназии № 1540.
  4. Кирилл Гоев, учитель ОБЖ Центра образования № 654 им. Фридмана.
  5. Елена Варенкова, преподаватель химии Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».
  6. Александр Жигалов, учитель русского языка и литературы школы № 878.
  7. Антон Кошелев, учитель истории школы с углублённым изучением английского языка № 1370.
  8. Алексей Машковцев, учитель физкультуры частной школы «Премьер».
  9. Виктор Малков, учитель истории лицея № 1524.
  10. Антон Марко, учитель физики школы № 2098.

 Источник: http://www.aif.ru/society/education/ya_-_moskovskiy_uchitel_za_zvanie_luchshego_borolis_10_tysyach_pedagogov