8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 15 Ноябрь 2016 00:00

Учительская газета: Платформа для учителя

«Московская электронная школа» на сегодня один из самых амбициозных проектов столичного образования, ключевым элементом которого является общегородская Платформа электронных образовательных материалов.

Так что же собой представляет платформа?

Платформа – это совокупность технологических решений и новинок, основная задача которых – создать для любого пользователя удобную и комфортную рабочую среду. Главными особенностями платформы являются способы хранения и публикации контента, а также интеграция с Общегородским электронным журналом и дневником.
Проект позволит реализовать современные педагогические подходы и технологии в каждой московской школе.
Платформа включает в себя многоуровневый справочник контролируемых элементов содержания образования, созданный на базе примерных основных общеобразовательных программ. Такие справочники разработаны для каждого уровня образования, а удобная поисковая система обеспечивает быструю навигацию по ним.
Библиотека включает в себя учебные материалы, из которых могут быть сложены, как из кубиков, электронные обучающие пособия, сценарии уроков, курсы, которые размещены в платформе и привязаны к соответствующему разделу справочника. Это позволяет объединять между собой рабочие программы учителей, элементы содержания образования, электронные материалы платформы.

Что представляет собой электронный сценарий урока?

Это структурированный образовательный контент, готовый к запуску на интерактивной доске и на планшетах учеников с использованием возможностей платформы. Сценарий урока разделен на этапы, в каждом из которых электронный контент может быть отображен на доске, гаджетах учащихся, планшете учителя. Система поддерживает принципы работы на основе BYOD (bring your own device). Это означает, что для работы в классе ученики или учителя могут использовать собственные планшеты, портативные компьютеры, мобильные устройства. 
Степень оснащенности класса принципиального значения не имеет. С точки зрения платформы сценарий урока – совокупность «конспекта урока» (на устройстве учителя), «рабочих листов» (на устройствах учащихся) и «презентации» (интерактивная доска в классе). Возможности платформы позволяют получить «печатную версию» сценария урока, состоящего из конспекта, рабочих листов и наглядного материала, и провести эффективное полноценное занятие. Также можно распечатать и отдельные элементы сценария.
Размещенный в платформе электронный сценарий урока может быть запущен на стационарных компьютерах, что позволяет проводить уроки в компьютерных классах.
Большой объём разнообразного контента обеспечивает варианты отображения различного содержания на устройствах учащихся в рамках одного этапа урока, что зачастую необходимо при групповой работе в классе, в случае организации мини-групп или индивидуальной учебной деятельности. Широкая вариативность контента позволяет реализовать технологию смешанного обучения на уроке.
В некоторых случаях учебное содержание интерактивной доски и контент, отображаемый на планшетах учащихся, может совпадать. Например, это бывает удобно при решении классом одной задачи, условия которой размещены на доске (чертеж, алгоритм, текст, план и пр.). 
Гибкое отображение учебных материалов в зависимости от предпочитаемых педагогических технологий и задач является конкурентным преимуществом «сценариев уроков» в платформе в отличие от «линейных» презентаций, фильмов, интерактивных анимационных роликов.

Как связана платформа электронных образовательных материалов с общегородским электронным журналом и дневником?

Справочники обязательных предметов и контролируемых элементов содержания образования едины в электронном журнале и дневнике и платформе. Элементы содержания образования, отображаемые в журнале, – это гиперссылки, при нажатии на которые пользователь попадает на страницу электронной библиотеки с результатами поиска в виде электронных учебных пособий, сценариев урока, тестовых материалов.
Любой параграф размещенного в платформе электронного учебного пособия может быть использован в качестве задания для самостоятельной работы в электронном дневнике. Эта ссылка открывается у учащегося в соседнем окне без всяких дополнительных действий на нужной странице.

Что говорят учителя о сценариях уроков?

Прежде всего, учителя отмечают преимущества «модельных» сценариев уроков, на основе которых можно быстро и удобно реализовать собственные педагогические задачи, адаптировать содержание под потребности конкретного класса. Для многих это возможность применить опыт коллег в практической деятельности. Из основных плюсов сценариев учителя также выделяют значительную экономию времени при подготовке к уроку, возможность проследить за качественным последовательным освоением каждого элемента содержания, подкрепление сценария системой тестовых заданий, которые могут использоваться учащимися при самостоятельной подготовке.
Благодаря встроенному редактору учитель может легко менять базовые, «модельные» сценарии или создавать собственные. Итоговый сценарий собирается из исходных учебных материалов (изображений, определений, заданий, примеров) перемещением элементов на нужный этап и устройство (гаджет ученика, интерактивную доску или компьютер учителя). При необходимости можно заменить любой из элементов, добавить свой, поменять этапы местами или создать еще один. Выбранный сценарий адаптируется учителем буквально за считанные минуты.
Достаточно много новых авторских сценариев направляется на городской конкурс «Контент-марафон». После того как урок проходит модерацию, он пополняет общую коллекцию сценариев, что обеспечивает все педагогическое сообщество столицы разнообразным, современным и востребованным высокотехнологичным содержанием. Это уникальный опыт эффективного профессионального педагогического взаимодействия.
Сегодня электронные сценарии уроков становятся наиболее востребованным контентом в платформе. В настоящее время в библиотеке размещено более двух с половиной тысяч сценариев по обязательным предметам с пятого по одиннадцатый классы. К началу четвертой четверти текущего учебного года в общегородской платформе электронных образовательных материалов будет представлено более десяти тысяч электронных сценариев уроков.
Этот проект является одним из ключевых для развития всей системы столичного образования за счет внедрения в повседневную практику школ цифровой дидактики не на уровне отдельных элементов или единичных школ, а на уровне глобальной общегородской платформы. Цифровая дидактика от организационных механизмов и сложнейшей логистики крупного образовательного комплекса до содержания рабочей программы каждого предмета и даже этапа урока становится частью профессиональных компетенций современного московского учителя.

Алексей ЩЕГОЛЬЦОВ, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы 

Источник: http://ug.ru/archive/67510