8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Среда, 29 Август 2018 13:59

MK.RU: Прививка от вандализма

Москва меняется буквально на глазах. И речь идет не только об улицах и зданиях, дорогах или транспорте. Меняются москвичи, их отношение к городу, стиль их поведения. Своими мыслями о том, что обусловило эти перемены, чем новые поколения отличаются от прежних, и как с ними работается городской системе образования, с нами поделился директор Школы № 548 «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ.

- Ефим Лазаревич, недавняя печальная история с порчей картины в Третьяковке нетрезвым гостем столицы натолкнула меня на мысль: а ведь в последнее время в общественных местах Москвы практически не стало пьяных, да и хулиганы попритихли. Чья, с Вашей точки зрения, в том заслуга: городских властей или системы образования?

- Сейчас пьяные или, скажем, вандализм у нас и правда очень редкое явление. Думаю, это стало следствием обстоятельств, совокупно предлагаемых и городом в целом, и системой образования Москвы, в свою очередь также развивающейся благодаря городу. Приведу лишь один пример. В моей школе учатся более 3,5 тыс. детей. И ни одной пьющей семьи, хотя в 1990-е годы таких было немало.

- Но каковы причины?

- Во-первых, сегодня мы гарантированно пользуемся нашими гражданскими правами. И пользуемся активно! Помните наши прежние бесконечные мучения со справками, особенно, в сфере ЖКХ? А система МФЦ с ними покончила, вернув бывшим вечным «просителям» чувство собственного достоинства. А тот, кто испытывает это чувство, не будет ни пьяно куролесить, ни гадить где попало. Второе. Проехался я тут по маршруту «Б» по Садовому кольцу. Помните, ещё недавно многие сомневались: зачем, дескать, переворачивать Садовое, копать его и т. п. Зато теперь Кольцо не узнать: красота! А портить красоту не поднимается рука даже у вандала: эстетическое чувство, пусть не благоприобретенное, а врожденное есть даже у него. Чистые, красивые улицы, обуздание пробок также развивает у людей чувство собственного достоинства.

- Но ведь и образование причастно к этому процессу?

- Ещё несколько лет назад на собраниях директоров школ, вырастивших победителей олимпиад школьников, собирались человек по пятьдесят. А сейчас – более 300. Это значит, что у ребенка из, условно говоря, Южного Бутова такой же шанс войти в образовательную элиту города и страны, как у обитателя престижного Кутузовского проспекта, что у него есть реальная возможность выдвинуться из ранее довлевших над ним железобетонных джунглей. Все знают, что в Москве десятилетиями существовала колоссальная – в 30–40%! – разница в уровне финансирования школ. Бороться с этим явным нарушением равенства прав детей пытался ещё 1-й секретарь МГК КПСС Борис Ельцин. Но дальше запрета подвозить детей к школе на машинах дело тогда не сдвинулось. И дети из семей с повышенным культурным уровнем и социально-экономическим статусом родителей продолжали получать в школах дополнительное бюджетное финансирование. Лишь с 2011 года ситуация изменилась радикально. В Москве появилась понятная и перспективная образовательная политика, бесспорным лидером этой политики является мэр города Сергей Собянин. Ориентация на инвестиции в главные ресурсы мегаполиса – человеческие талант и знания, эмоциональный оптимизм и творчество – главные индикаторы успешности мегаполиса. Единство нормативов финансирования обеспечило доступность качественного образования любому ребёнку. Исключение составляют лишь повышенные средства, выделяемые из бюджета на обучение детей-инвалидов. Но это более чем оправданно. Во всех остальных случаях реализацию равных прав и возможностей столичных детей гарантирует равенство финансовых возможностей.

- Что ещё, с Вашей точки зрения, нужно бы сделать в нашей школе?

- Во-первых, я бы изменил оценочную систему. Сегодня мы пользуемся старой, ещё прусской, основанной на штрафах, когда за каждую ошибку с «идеальной» пятерки списываются некие штрафные очки. А нужен другой принцип: сделал – прибавить балл. Во-вторых, представляется, что настало время обратить внимание на педагогическую составляющую образования. Дефицита педагогических кадров в Москве нет, материально-технический уровень школы обеспечен, Городской методический центр работает и трезво оценивает ситуацию, исходя, что крайне важно, из интересов учителей и учеников. А в школе всё ещё доминирует критерий посещаемости: ходит ученик в школу или нет. Думаю, нам пора сокращать аудиторные нагрузки и наращивать самостоятельную работу ребят!

- И Вы уверены, что у них хватит сознательности использовать это «самостоятельное» время на учёбу, а не на какие-нибудь глупости?

- Сознательность ребёнка зависит от школы, от того, как организован процесс! При этом речь, конечно, не о младших классах, а о старших: 9-х, 10-х и 11-х. Кроме того, нам надо отказываться от всех имитаций. Вот, скажем, во ФГОС всем предписана проектная работа. Но поскольку вести её как следует способны не все, то слепое следование стандартам вынуждает учителей имитировать эту деятельность. Наконец, надо усилить участие родителей в жизни школы. Правда, от них то и дело слышишь: «А нас учили не так!» Но не дай бог, учить нынешних детей так, как учили их родителей: нынешние дети совершенно другие!

- А что их отличает?

- Безумная жажда знаний уже в 5–6 лет! Сказки их интересуют гораздо меньше, чем прежних пяти- и шестилеток. А вот растения или какие-нибудь членистоногие, не говоря о кристаллографии, им страшно интересны. Многое они самостоятельно узнают из Интернета. Но затем попадают в традиционную школу, оказываются под давлением жёстких регламентов, и к подростковому возрасту жажда знаний затухает, что подтверждают, в частности, итоги международного исследования PISA. Правда, на 40-м месте оказались среднероссийские результаты, тогда как в Москве, выступающей теперь в этом исследовании самостоятельно, они на порядок выше. Но учитывать этот риск надо и столичной школе.

- Готова подписаться под каждым Вашим словом. Но, увы: всё это идёт вразрез со ставкой Минобрнауки на единые стандарты, программы и учебники.

- Ставка Минобрнауки, на мой непросвещенный взгляд, носит декларативный характер. Единство образовательного пространства достигается не за счёт единых учебников, программ или стандартов, а путем введения внешней оценки, объективно подтверждающей, что вся образовательная работа в любой точке страны проделана качественно. В наших условиях эту роль играет ЕГЭ. Сейчас, к счастью, он стал абсолютно прозрачным, и контроль за этим жёстче, чем на выборах. КИМы ЕГЭ также приобрели человеческий облик, уйдя от голого тестирования к креативности. Показательно, кстати, что последние атаки на ЕГЭ ведут в основном люди пожилые, включая членов академического сообщества, либо политики, действующие из конъюнктурных соображений. От них часто слышишь, что ЕГЭ, дескать, предполагает натаскивание. А я уверен: в плохой школе, может, и будут натаскивать. А в хороших – не натаскивают, а учат по авторским программам. И это возвращает нас к началу разговора. Для московских родителей школа стала непреходящей ценностью, возникшей в диалоге с городом. Это и дало тот результат, о котором мы говорили вначале.

СПРАВКА

Столичная система образования действительно за последние годы вышла на качественно новый уровень. Один из самых главных показателей: по итогам тестирования, проведенного в 2016 году международной программой PISA, московские школьники по уровню читательской и математической грамотности вошли в шестёрку лучших в мире – 63 процента столичных школьников продемонстрировали результаты, сопоставимые с показателями тройки лидирующих мировых образовательных систем, среди которых Китай, Сингапур и другие страны. В общей сложности в исследованиях PISA приняли участие более 42 тысяч учащихся из 609 школ столицы.

Стоит отметить, что за ходом тестирования следили международные наблюдатели, а работы проверяли независимые эксперты и перепроверяли за рубежом.

Напомним, что PISA – крупнейшая международная программа оценки учебных достижений. Именно её тесты помогают максимально точно определить грамотность школьников в возрасте 15 лет по таким предметам, как чтение и математика, а также по предметам естественного цикла. Кроме того, эта программа охватывает 65 стран и проводится в разных странах с 2000 года. Тестирование проходит раз в три года, выборка включает более 500 тысяч учащихся – это необходимо для объективности показателей.

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/08/24/privivka-ot-vandalizma.html