8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 22 Ноябрь 2016 17:51

Учительская газета: Школа эффективных уроков

Примерно 12 тысяч часов ученики отдают школьным урокам за 11 лет. Каждый учебный день звенит звонок, закрывается дверь в класс – и 45 невозвратных минут жизни ребенка в полном распоряжении учителя. Как об этих минутах через много лет будет вспоминать наш ученик? С благодарностью? С сожалением? На что важное для себя, для своей жизни он «обменял» эти драгоценные 45 минут? Не растратил ли с нашей помощью зря? Как школе не стать «школой потерянного времени»? В сегодняшнем динамичном мире время – это важнейший ресурс человека, и те, кто зря потеряет этот невозобновляемый ресурс, обречены стать аутсайдерами. И это не только личная трагедия человека, это потеря для общества, для города, для страны. Ведь именно те, кто сегодня учится в школе, через 15–20 лет будут обязаны продолжить и обеспечить гуманитарное и технологическое лидерство нашего города и нашей страны в мире. А в таком деле важен вклад каждого.

Сегодня город создает самую современную материально-технологическую среду для школьных уроков, предоставляет любую необходимую методическую помощь нашим учителям, для того чтобы процесс обучения в школе стал современным и нужным, чтобы драгоценное время наших детей не расходовалось зря (http://mosmetod.ru/centr/proekty/mos/motiviruyushchaya-obrazovatelnaya-sreda.html). Но Департамент всегда останется перед закрытой на урок дверью. Мы будем напоминать, сигнализировать о важных изменениях в системе, городе и мире, но не можем вмешиваться и не пытаемся вмешаться в работу педагога. Вот только то, как эти 45 минут проживет ученик, чему педагог его сумеет научить, будет нашим общим, системным городским результатом – и ученика, и учителя, и города в целом. Значит, это наша с вами общая ответственность. Можно сколько угодно критиковать устаревшую классно-урочную систему, но и сегодня урок – это наиболее важная единица школьной жизни, от качества которого напрямую зависят учебный и жизненный результат школьника, его будущий вклад в конкурентоспособность в мире нашего города и нашей страны.

Как учитель 70–90-х годов обязан признать перед сегодняшними учителями, что современный урок – это гораздо более сложное и ответственное занятие, чем, скажем, лет 30–40 назад. И это связано не только с колоссально возросшим количеством информации, окружающей наших учеников, не только с абсолютно новой технологической средой урока. Важнее и сложнее другое. Сегодня недостаточно просто научить ребенка математике, литературе или физкультуре, важно, чтобы ребёнок понимал, что все предметы взаимосвязаны и что знания из этих предметов можно применить на практике. А каждый ли из нас и школа в целом всерьёз это поняли, приняли и умеем показать и объяснить собственными действиями, собственным поведением? В современном мире уже сейчас практически нет узких специалистов. Основа профессии будущего – это обязательно междисциплинарность. А насколько жизнь самой школы, профессиональная жизнь самого учителя междисциплинарна?! Насколько эта междисциплинарность нас, взрослых, помогает каждую минуту школьной жизни ученика сделать более эффективной, более ценной для его будущего?

Ведь именно во взаимодополнении предметов сегодня остался огромный резерв эффективности учебного времени наших учеников, а значит, и резерв эффективности самой школы. Школа может научить только тем качествам, которыми обладает сама. Так наши школы – это школы эффективного лидерства или школы потерянного времени?

Урок был, есть и ещё долго будет основой воспитания юного человека. Современный урок невозможно проводить без новых технологических инструментов. Время само нам диктует те инструменты, те механизмы, которыми мы обязаны владеть, иначе мы просто становимся невеждами в новом мире.

Конечно, таких учителей в московских школах почти не осталось. И вообще, нашим юным москвичам, я считаю, очень повезло. Большинство школ города обеспечены самым передовым оборудованием, в особенности школы, где есть предпрофессиональные классы, технике в этих классах могут позавидовать даже вузы. А через два года в каждой московской школе будет заменено устаревшее оборудование и установлена самая современная техника (http://temocenter.ru/proekty/tekhnosfera-sovremennoj-shkoly.html). То есть нам не приходится сегодня выбирать – использовать эти инструменты или нет, это необходимость. Чтобы каждый урок был интересным и полезным, для учителей есть хорошие помощники в виде инструментов Электронной московской школы. Здесь и готовые сценарии уроков, которые сами же учителя разрабатывают, и очень удобные электронные дневник и журнал, абсолютно прозрачные инструменты взаимодействия в треугольнике «ученик – учитель – родители».

Одним из важнейших качеств урока, а вернее показателем его полезности, является то, сколько раз за урок ученик задумался, насколько он активен в обсуждениях. Урок – это ведь совместный труд ученика и учителя.

P.S. Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой (словарь «Профессиональное образование»).

Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы

Источник: http://www.ug.ru/archive/67596#.WDPdf_boVp4.facebook