8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Среда, 08 Июнь 2016 17:23

Приказ ДОгМ от 19 ноября 2014 г. № 880 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 04 мая 2012 г. № 275»

В новой редакции, и изложено приложение к приказу Департамента образования города Москвы от 4 мая 2012 г. № 275 «Об утверждении Правил проведения контрольного мероприятия».

 

ПРАВИЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

«О внесении изменении в приказ Департамента образования города Москвы от 4 мая 2012 г. № 275»

В соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447-ПП и в целях совершенствования внутреннего финансового контроля в сфере образования города Москвы приказываю: 

1. Внести изменение в приказ Департамента образования города Москвы от 4 мая 2012 г. № 275 «Об утверждении Правил проведения контрольного мероприятия», изложив приложение к приказу в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель И. И. Калина

 

Приложение

к приказу Департамента образования города Москвы

от «19» ноября 2014 г. № 880

Приложение

к приказу Департамента образования города Москвы 

от «4» мая 2012 г. № 275

Правила проведения контрольного мероприятия

1. Общие положения

1.1. Правила проведения контрольного мероприятия (далее - Правила) определяют общие принципы организации и порядок осуществления Департаментом образования города Москвы (далее - Департамент), Государственным казенным учреждением города Москвы Службой финансового контроля Департамента образования города Москвы (далее - контрольный орган) контроля за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту, образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административного округа города Москвы, а также федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и частных образовательных организаций, получающих субсидии из бюджета города Москвы (далее - образовательные организации), и иных организаций, подведомственных Департаменту.

1.2. Правила разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, регулирующим вопросы контрольно-ревизионной работы в установленной сфере деятельности.

1.3. Правила регулируют порядок организации и проведения контрольного мероприятия.

1.4. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:

контрольное мероприятие - организационная форма осуществления контрольно-ревизионной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий контрольных органов в сфере внутреннего финансового контроля;

инициатор контрольного мероприятия - руководитель Департамента, по поручению которого проводится контрольное мероприятие;

ревизор - должностное лицо контрольного органа, непосредственно осуществляющее контрольное мероприятие;

объект контроля - юридическое лицо, в отношении которого контрольным органом осуществляется контрольное мероприятие;

представитель объекта контроля - должностное лицо, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа объекта контроля (руководитель), а также лицо, его замещающее (исполняющий обязанности руководителя, заместитель руководителя, главный бухгалтер, включая представителя, выступающего на основании доверенности);

заявитель - юридическое и/или физическое лицо, заявившее об обстоятельствах, подлежащих проверке.

Предметом контрольного мероприятия являются:

средства бюджета города Москвы, главным распорядителем которых является Департамент;

субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения;

субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы федеральным государственным образовательным организациям высшего образования;

средства, полученные государственными образовательными и иными организациями, подведомственными Департаменту, от приносящей доход деятельности;

собственность города Москвы, в том числе имущество, переданное в оперативное управление государственным образовательным и иным организациям, подведомственным Департаменту;

иные бюджетные средства и имущество города Москвы, переданное в оперативное управление объекту контроля, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;

межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, в части расходов на образование;

межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета города Москвы муниципальным образованиям в части расходов на образование.

При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.

Объектами контроля являются:

окружные управления образования Департамента;

государственные образовательные и иные организации, подведомственные Департаменту;

частные образовательные организации в части контроля за соблюдением условий договоров о предоставленных субсидиях в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения;

федеральные государственные образовательные организации высшего образования в части контроля за соблюдением условий договора о предоставлении субсидии;

иные получатели субсидий из бюджета города Москвы, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Правительства Москвы в установленной сфере деятельности.

Контрольные мероприятия в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим типам финансового контроля: ревизия финансово-хозяйственной деятельности; тематическая проверка; проверка эффективности; мониторинг; обследование.

К ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся контрольные мероприятия по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций объектом контрольного мероприятия, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы возложена ответственность за их осуществление. Ревизия может быть плановая, внеплановая.

К тематической проверке относятся контрольные мероприятия, целью которых является выявление нарушений и проверка фактов по отдельным вопросам, в том числе по фактам, изложенным в обращениях граждан и юридических лиц.

К проверке эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении объекта контроля и полученных им средств бюджета города 

Москвы и субсидий, направленных на достижение запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

Мониторинг представляет собой постоянный контроль за показателями деятельности объекта контроля.

Обследованием является анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

В случае если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, данное мероприятие классифицируется как комплексное контрольное мероприятие.

Цель проверки - определение законности, целевого характера, результативности и эффективности использования средств бюджета города Москвы, имущества, находящегося в оперативном управлении объекта контроля, средств межбюджетных трансфертов, поступивших в местные бюджеты из бюджета города Москвы на образовательные цели, а также эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Департаменту города Москвы.

Задачи проверки - проверка хозяйственных и финансовых операций по основным направлениям деятельности организаций, предусмотренным программами проверок (включая типовые программы проверок) контрольных органов, в том числе:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет доходов и расходов, бюджетных смет, планов финансово- хозяйственной деятельности;

использование средств бюджета города Москвы, обоснованность затрат;

поступление и расходование средств от приносящей доход деятельности;

обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в государственной собственности и оперативном управлении;

использование государственного имущества, находящегося в оперативном управлении, поступление в бюджет города Москвы неналоговых доходов от распоряжения городской собственностью;

правильность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

соблюдение условий гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

другие направления деятельности в соответствии с целями проверки.

По форме проведения контрольные мероприятия подразделяются на:

выездные;

камеральные (представление документов по запросу в контрольные органы).

При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы финансового контроля, включающие проверку, ревизию, обследование и другие методы, конкретное сочетание которых зависит от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия.

Акт - документ, составленный группой ревизоров контрольного органа по итогам проведенного контрольного мероприятия.

2. Организация контрольного мероприятия

2.1. Контрольные мероприятия осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

2.1.1. Основанием для проведения плановых контрольных мероприятий являются планы проведения Департаментом образования города Москвы мероприятий по обеспечению финансового контроля (далее - план), размещаемые в открытых источниках сети «Интернет» по адресу: http://sllc.dogm.mos.ru/.

2.1.2. Основанием для проведения внеплановых проверок являются: 

- поручение руководителя Департамента;

- обращения правоохранительных органов, вышестоящих органов государственной и исполнительной власти.

2.2. Проведение контрольного мероприятия оформляется приказом руководителя контрольного органа.

В приказе о проведении контрольного мероприятия указываются:

- основание для проведения контрольного мероприятия;

- полное наименование проверяемой организации с указанием ее организационно- правовой формы;

- наименование контрольного мероприятия: планового в соответствии с формулировкой плана; внепланового - в соответствии с основаниями, предусмотренными подпунктом 2.1.2 настоящих Правил;

- проверяемый период (за исключением контрольных мероприятий, проводимых по обращениям граждан и (или) организаций и тематических проверок);

- срок проведения контрольного мероприятия;

- фамилии, инициалы, должности ревизоров, которым поручается проведение контрольного мероприятия с указанием руководителя группы ревизоров, а также (при необходимости) фамилии, инициалы, должности (при наличии) лиц, привлекаемых к проведению контрольного мероприятия (экспертов, представителей экспертных организаций, представителей родительской общественности, других лиц),

2.3. Контрольное мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения (включая типовые программы проверок), утвержденной руководителем контрольного органа и содержащей план контрольного мероприятия. При проверке по обращению граждан и организаций программой проверки являются вопросы (факты), изложенные в обращении.

2.4. Проведение контрольного мероприятия включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:

- подготовка к контрольному мероприятию;

- проведение контрольного мероприятия;

- оформление результатов контрольного мероприятия.

2.5. На этапе подготовки к контрольному мероприятию проводится предварительное изучение его предмета и объекта, по итогам которого определяются методы и сроки его проведения, численность и состав группы ревизоров.

Результатом данного этапа является издание приказа контрольного органа, содержащего в себе сведения в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Правил.

2.6. Этап проведения контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализе фактических данных и информации, полученных по запросам контрольного органа, непосредственно на объекте контроля, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков.

Продолжительность проведения данного этапа определяется в период подготовки контрольного мероприятия и зависит от типа осуществляемого финансового контроля и особенностей объекта контроля. В случае выявления в ходе проведения контрольного мероприятия обстоятельств, требующих дополнительного изучения, срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен. При этом общий срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней. При необходимости данный срок может быть увеличен только по решению руководителя Департамента.

Результатом данного этапа являются оформленная рабочая документация, необходимая для составления акта ревизии (проверки).

2.7. На этапе оформления результатов контрольного мероприятия осуществляется составление и подписание акта ревизии (проверки) представителями объекта контроля, согласование разногласий при их наличии, а также подготовка краткого письма инициатору проверки (заявителю, в случае проведения контрольного мероприятия по обращению гражданина и/или организации), содержащего основные выводы по результатам проверки.

Оформление акта осуществляется в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания контрольного мероприятия, установленной приказом руководителя контрольного органа на проведение контрольного мероприятия.

2.8. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий ревизоров на объекте контроля осуществляет руководитель группы ревизоров.

Численность группы ревизоров, осуществляющих контрольное мероприятие на объекте контроля, должна быть не менее двух человек.

2.9. Формирование группы ревизоров для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность ревизора может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.

В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие работники контрольного органа, состоящие в родственной связи с руководством объекта контроля. Работники контрольного органа обязаны заблаговременно заявить о наличии таких обстоятельств. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии работника контрольного органа, если он в проверяемом периоде состоял в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях (был привлеченным экспертом) с объектом контроля, либо состоит в таковых отношениях в момент проведения контрольного мероприятия.

2.10. Ревизор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контроля информации.

2.11. В случае возникновения в ходе контрольного мероприятия конфликтных ситуаций ревизор должен в устной или письменной форме изложить руководителю группы ревизоров суть данной ситуации, а в случае конфликта с самим руководителем группы ревизоров - непосредственному руководителю в соответствии с действующей структурой подчиненности контрольного органа для принятия решения.

2.12. К проведению контрольного мероприятия для выполнения конкретного вида и определенного объема работ могут привлекаться внешние эксперты. Привлечение может производиться на безвозмездной основе или путем заключения государственного контракта или гражданско-правового договора.

В случае необходимости могут привлекаться аудиторские организации и отдельные специалисты (далее - внешние эксперты).

Привлечение внешних экспертов к проведению контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с приказом руководителя контрольного органа посредством включения внешних экспертов в состав группы ревизоров для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.

2.13. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для отражения результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контроля и третьих лиц, а также документы (расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные ревизорами самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.

По завершении контрольных процедур формируется дело контрольного мероприятия со сроком хранения 5 лет, в которое включается рабочая документация. В деле рабочая документация должна быть систематизирована в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных контрольных процедур контрольного мероприятия.

3. Проведение контрольного мероприятия

Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки объекта контроля в соответствии с целями и задачами контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями и задачами контрольного мероприятия.

3.1. Выход группы ревизоров на объект контроля осуществляется без предварительного уведомления должностных лиц объекта контроля.

3.2. Должностным лицам объекта контроля руководителем группы ревизоров представляется копия приказа контрольного органа о проведении контрольного мероприятия на объекте контроля. Приказ оформляется на бланке контрольного органа (печатью не заверяется).

3.3. Должностные лица объекта контроля обязаны создать условия для проведения контрольного мероприятия, в том числе:

- обеспечить ревизоров помещением с оборудованными мебелью рабочими местами по числу ревизоров, принимающих участие в контрольном мероприятии;

- обеспечить ревизорам доступ к имеющейся копировально-множительной технике;

- по возможности обеспечить группу ревизоров компьютерной техникой с доступом в Интернет;

обеспечить ревизорам доступ ко всем программным продуктам (в режиме просмотра с запретом редактирования данных), посредством которых объектом контроля осуществляется ведение бухгалтерского учета.

3.4. При исполнении должностных обязанностей при выполнении контрольных мероприятий ревизоры имеют право беспрепятственно проходить в помещения объекта контроля, требовать в необходимых случаях опечатывания кассы и кассовых помещений, складов, кладовых, проведения инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов, требовать и получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении контрольного мероприятия.

3.5. При проведении тематических проверок, в том числе по обращениям граждан (организаций), ревизоры имеют право запрашивать у объекта контроля информацию и документы, напрямую не относящуюся к теме проверки. При этом содержание и объем запрашиваемой информации определяется руководителем группы ревизоров.

3.6. Информация и документы запрашиваются руководителем группы ревизоров у представителей объекта контроля устно.

В случае непредставления объектом контроля запрошенной информации в установленные сроки руководителем группы ревизоров передается под роспись представителю объекта контроля письменный запрос по форме, приведенной в Приложении I к Правилам или при отсутствии технической возможности в произвольной форме. В запросе в обязательном порядке перечисляются необходимые для представления документы, а также указываются сроки представления объектом контроля запрошенных документов.

Указанные в письменном запросе сроки представления документов обязательны для соблюдения объектом контроля.

В ходе проведения контрольного мероприятия ревизорами может передаваться представителям объекта контроля неограниченное количество письменных запросов.

При направлении ревизорами запросов в централизованные бухгалтерии, а также в иные учреждения и организации, выступавшие контрагентами проверяемого объекта, в запросе следует указать, что документы и справки, направляемые в ответ, должны быть заверены подписями ответственных должностных лиц этих учреждений и организаций.

В случае непредставления запрошенных документов в установленный в письменном запросе срок соответствующие документы признаются отсутствующими, о чем в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.

3.7. При проведении всех видов проверок, в том числе ревизии, по решению руководителя группы ревизоров могут быть проведены следующие процедуры:

проверка остатков денежных средств в кассе объекта контроля;

проверка остатков продуктов питания на пищеблоке и в кладовых;

проведение выборочной или сплошной (на усмотрение руководителя группы ревизоров) инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств;

осмотр (выборочный или сплошной) помещений объекта контроля;

проверка фактического присутствия в организации (объекте контроля) обучающихся, сверка фактических данных с учетными;

проверка соответствия установленной нагрузки графикам работы (расписаниям) и фактической отработке рабочего времени работниками объекта контроля;

опрос родителей (законных представителей, родственников) обучающихся на предмет незаконного сбора представителями объекта контроля денежных средств, а также по другим вопросам в соответствии с предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами. При необходимости ревизоры получают письменные подтверждения результатов опросов.

опрос работников объекта контроля в соответствии предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами;

опрос совершеннолетних обучающихся в соответствии с предметом контрольного мероприятия, его целями и задачами.

3.7.1. Данные процедуры, за исключением опросов лиц, указанных в настоящем пункте, проводятся па основании приказа объекта контроля об их проведении. Процедуры, за исключением опросов, проводятся уполномоченными приказом лицами объекта контроля в присутствии ревизоров.

Результаты проверки остатков денежных средств в кассе и продуктов питания документируются промежуточными актами, которые подписываются представителями объекта контроля, проводившими данную проверку и присутствовавшими при этом ревизорами. Результаты инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей оформляются инвентаризационными описями (сличительными ведомостями), которые подписываются представителями объекта контроля и ревизорами, присутствовавшими при инвентаризации.

При проведении тематической проверки выполнения работ по ремонту и благоустройству результаты контрольных процедур на объекте контроля оформляются промежуточными актами, которые подписываются ревизорами, присутствовавшими при проведении контрольной процедуры, проводившими ее представителями объекта контроля и подрядной организации.

По окончании тематической проверки на объекте контроля, в случае, если отдельные контрольные процедуры оформлялись промежуточными актами, оформляется итоговый акт.

3.7.2. Опросы проводятся с учетом требований действующего законодательства в части соблюдения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 3 52-ФЗ «О персональных данных».

Опросы совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и работников проводятся без издания приказа по объекту контроля и в отсутствие представителей объекта контроля.

Результаты опросов совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей, родственников) обучающихся и работников оформляются собственноручно написанными опрошенными лицами заявлениями и/или пояснениями и/или опросными листами. Результаты устных опросов, включая телефонные, фиксируются ревизорами в рабочем документе (ведомости опроса), составленном в произвольной форме и содержащим перечень вопросов, задаваемых опрашиваемым, перечень опрашиваемых, краткие ответы на поставленные вопросы и иные сведения, включаемые в ведомость по решению руководителя группы ревизоров. Результаты прочих указанных в настоящем подпункте контрольных процедур оформляются промежуточными актами, составленными в произвольной форме, которые подписываются ревизорами, присутствовавшими при проведении контрольной процедуры, и проводившими ее представителями объекта контроля.

3.8. При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов руководитель группы ревизоров обязан:

сообщить руководству объекта контроля о выявленных нарушениях и о необходимости принятия мер по их устранению в случае, если выявленные нарушения не носят длящегося характера и могут быть устранены в ходе проверки;

отразить в акте по результатам контрольного мероприятия факты выявленных нарушений, размер причиненного ущерба (при возможности его определения в момент оформления акта), а также принятые руководством объекта контрольного мероприятия меры по устранению нарушений в ходе контрольного мероприятия (при их наличии).

3.9. В процессе контрольного мероприятия ревизоры имеют право получать письменные пояснения и объяснения работников объекта контроля по вопросам, возникающим в ходе проверки. Факт отказа работника объекта контроля от представления письменных пояснений и (или) объяснений отражается в акте проверки.

3.10. При выявлении нарушений и недостатков ревизоры определяют и отражают в акте их причины, ответственных должностных лиц и исполнителей, вид и размер ущерба, причиненного объекту контроля или бюджету города Москвы.

4. Порядок приостановки и возобновления контрольного мероприятия.

4.1. Проведение контрольного мероприятия может быть приостановлено руководителем контрольного органа в следующих случаях:

отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля. Проведение контрольного мероприятия приостанавливается на срок, необходимый для восстановления бухгалтерского (бюджетного) учета (срок определяется контрольным органом и должен быть разумным);

направления контрольным органом запроса по темам, относящимся к предмету проверки, в компетентные государственные органы власти и/или в правоохранительные органы. Проведение контрольного мероприятия приостанавливается до получения ответа из соответствующих компетентных органов;

противодействия или создания должностными лицами объекта контроля помех в проведении контрольного мероприятия (отказ в допуске ревизоров на объект контроля или в его отдельные здания и помещения, непредставление требуемой документации или предоставление неполного комплекта документации, другое противодействие);

необходимости получения и исследования документов, находящихся вне места нахождения объекта контроля;

наличия иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, не зависящим от ревизоров контрольного органа.

На время приостановки контрольного мероприятия течение его срока прерывается.

4.2. Решение о приостановлении контрольного мероприятия оформляется приказом контрольного органа на основании служебной записки руководителя группы ревизоров, согласованной с начальником отдела, проводящего контрольное мероприятие^ начальником Управления контрольного органа и заместителем руководителя контрольного органа, курирующих деятельность отдела.

4.3. После устранения причин, послуживших основанием для приостановки контрольного мероприятия, объект контроля обязан в течение 3 (трех) рабочих известить об этом контрольный орган.

4.4. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления контрольного мероприятия руководитель контрольного органа принимает решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия.

5. Формирование доказательств

5.1. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в ведении объектом контроля финансово-хозяйственной деятельности.

5.2. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:

сбор фактических данных в ходе проведения контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;

анализ собранных фактических данных на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;

проведение дополнительного сбора фактических данных в случае их недостаточности для формирования доказательств.

Сбор фактических данных осуществляется путем письменных запросов к должностным лицам объекта контроля и к третьим лицам, а также письменных и устных опросов работников объекта контроля, родителей (законных представителей) и совершеннолетних обучающихся в целях получения:

документов, включая полученные от третьих лиц;

статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов, других материалов и информации в соответствии с целью и задачами контрольного мероприятия.

Доказательства получаются путем:

проверки документов, полученных от объекта контроля;

анализа и оценки полученной информации, изучения финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;

сверки данных электронных реестров и баз с документами учреждения;

пересчета арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;

проведения осмотра, инвентаризации, контрольных обмеров;

письменных и устных опросов;

подтверждения, представляющего процедуру направления запроса и получения от независимой (третьей) стороны письменного сообщения, содержащего необходимую информацию.

5.3. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть относящимися к делу, достаточными и достоверными.

Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую разумную связь с такими выводами.

Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.

Доказательства являются достоверными, если они точно и объективно отражают те или иные обстоятельства, отраженные в акте по результатам контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что наиболее надежными являются доказательства, собранные непосредственно ревизорами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.

Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки отчета о его результатах.

6. Оформление результатов контрольного мероприятия

6.1. После завершения контрольных мероприятий на объекте контроля, составляется акт не менее чем в двух экземплярах, имеющий следующую структуру:

6.1.1. Вводная часть:

основание проведения контрольного мероприятия;

фамилии, инициалы, должности руководителя и членов группы ревизоров с указанием срока фактического участия (при необходимости);

проверяемый период деятельности объекта контроля;

срок проведения контрольного мероприятия;

сведения об объекте контроля:

  • юридический и фактический адрес;
  • полное и сокращенное наименование согласно уставу (положению) объекта контроля;
  • код общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП); основной регистрационный номер (ОГРН), код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города Москвы (при наличии) (за исключением актов, оформляемых по результатам тематических проверок);
  • перечень и реквизиты всех лицевых счетов, открытых финансовыми органами, и счетов в кредитных организациях (включая счета закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) (за исключением актов, оформляемых по результатам тематических проверок),

фамилии, имена, отчества руководителя (в случае если в проверяемом периоде руководители менялись - с указанием периода, за который несет ответственность каждый из руководителей) со ссылкой на приказ о назначении на должность руководителя организации;

дату проведения контролирующем органом предыдущей проверки по предмету настоящей проверки;

краткая характеристика объекта контроля - лицензии, аккредитации, другие сведения (при необходимости).

6.1.2. Описательная часть, которая включает результаты контрольных действий по каждому проверенному вопросу программы проверки.

6.1.3. Заключительная часть, которая содержит информацию об объеме бюджетного финансирования за проверяемый период, объеме проверенных средств, выявленных финансовых нарушениях.

Неотъемлемой частью акта являются приложения: надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия представителя объекта контроля, подписавшего акт; фотоматериалы, документы (их копии) и расчеты, подтверждающие выявленные нарушения (за исключением собственноручно написанных опрошенными лицами заявлений и/или пояснений, опросных листов и сводных данных об информации, полученной путем устных опросов); справка, содержащая информацию о выявленных нарушениях в суммовом выражении.

6.2. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:

объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;

четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;

логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;

изложение фактических данных только на основе данных соответствующих документов, проверенных ревизорами, при наличии исчерпывающих ссылок на них;

структура, в том числе описательной части, должна строго соответствовать программе проведения контрольного мероприятия либо перечню вопросов, изложенных в поручении, запросе, обращении.

В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте контроля по всем рассмотренным группой ревизоров вопросам.

Если в ходе ревизии (проверки) по каким-либо вопросам нарушений и недостатков не установлено в акте делается запись «Проверкой (выборочной проверкой) (указываются- наименование проверенных вопросов, период проверки, названия проверенных первичных документов и объем их выборки, проверенная сумма расходов (доходов) нарушений и недостатков не установлено».

Если на объекте контроля ранее контрольными органами проводились контрольные мероприятия, по результатам которых были выявлены нарушения и 

недостатки, в акте по решению руководителя группы ревизоров отражается краткая информация об установленных ранее нарушениях, принятых мерах по их устранению, а также указываются нарушения и недостатки, которые не были устранены.

Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документально.

В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение».

Несущественные нарушения, установленные в ходе проверки, в акт проверки не включаются и в общую сумму нарушений не входят, а отражаются в справке произвольной формы, подписываемой руководителем группы ревизоров и вручаемой представителю объекта контроля.

При этом в случаях установления в ходе проверки фактов противоправных деяний (наличия в штате объекта контроля лиц, фактически не осуществляющих трудовую деятельность, незаконных сборов денежных средств с работников объекта контроля и (или) родителей (законных представителей) обучающихся и т.п.), данные нарушения включаются в акт проверки вне зависимости от суммы нарушения.

6.3. Акт составляют и подписывают ревизоры, проводившие контрольное мероприятие на объекте контроля.

6.4. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте контроля представляется для ознакомления представителю объекта контроля, на срок не более 5 (пяти) рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем вручения акта. При этом в акте должностным лицом объекта контроля делается отметка о получении акта на ознакомление с указанием даты получения.

В случае отказа должностных лиц объекта контроля принять акт для ознакомления, акт, составленный по итогам контрольного мероприятия, направляется объекту контроля по почте заказным письмом с уведомлением в получении в срок не более 3 (трех) рабочих дней с момента завершения оформления акта. В этом случае датой вручения акта объекту контроля признается дата сдачи акта в почтовое отделение, определяемая по почтовому штампу.

По истечении срока, установленного для ознакомления с актом, должностное лицо объекта контроля (его представитель) обязано подписать акт и направить его в контрольный орган в срок, установленный для ознакомления с актом, с приложением приказа о мерах по устранению нарушений (при наличии) и объяснительной записки.

В случае, если в установленный срок должностные лица объекта контроля не направили в контрольный орган подписанный акт, акт считается подписанным.

В случае несогласия объекта контроля с фактами, изложенными в акте, он вправе представить разногласия к акту и подписать акт с указанием на наличие разногласий Разногласия излагаются объектом контроля в письменной форме, подписываются уполномоченным должностным лицом объекта контроля и направляются в канцелярию контрольного органа в срок, не превышающий временной период, установленный для ознакомления с актом.

Представленные объектом контроля разногласия к акту регистрируются контрольным органом и принимаются к рассмотрению и подготовке Заключения по установленной настоящими Правилами форме, приведенной в Приложения 3 к Правилам.

Разногласия к акту контрольного мероприятия представляются объектом контроля единожды. К разногласиям должны быть приложены документы (их копии), на которые имеется ссылка в разногласиях или на которых объект контроля основывает свои выводы или замечания к акту проверки.

После подписания акта без указания на наличие разногласий, разногласия контрольным органом к рассмотрению не принимаются.

Разногласия, представленные в контрольный орган с нарушением установленного срока к рассмотрению не принимаются. В этом случае акт считается подписанным без 

разногласий.

В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать акт с указанием на наличие разногласий, контрольным органом составляется акт об отказе подписания результатов контрольного мероприятия по форме, приведенной в Приложении 2 к Правилам, а акт, составленный по итогам контрольного мероприятия, считается подписанным.

В случае поступления письменных разногласий контрольный орган в срок до двадцати рабочих дней с даты поступления разногласий готовит заключение на представленные объектом контроля разногласия. Заключение утверждается руководителем контрольного органа или его заместителями.

6.5. Контрольное мероприятие завершается подписанием акта представителями объекта контроля, рассмотрением разногласий в случае их наличия, подготовкой краткого письма инициатору контрольного мероприятия, содержащего основные выводы по результатам ревизии (проверки), а также предложения по устранению установленных нарушений и принятию мер к виновным лицам.

Письменные разногласия, представленные объектом контроля, и заключение на разногласия контрольного органа включаются в материалы контрольного мероприятия.

Должностному лицу объекта контроля (его представителю) выдается на руки один экземпляр акта и заключения (при наличии разногласий).

Не допускается представление для ознакомления должностным лицам объекта контроля (их представителям) проекта акта, не подписанного ревизорами.

Внесение в подписанный ревизорами акт каких-либо изменений на основании представленных объектом контроля разногласий и дополнительно представленных материалов не допускается.

В случаях, требующих внесения изменений или уточнений в подписанный представителем объекта контроля акт, контрольным органом составляется дополнение к акту контрольного мероприятия в произвольной форме. Дополнение оформляется в двух экземплярах, один экземпляр приобщается к материалам проверки, другой - передается объекту контроля под роспись.

6.6. В ходе контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:

акт по фактам создания препятствий ревизорам в проведении контрольного мероприятия;

акт по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению;

акт по факту опечатывания ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контрольного мероприятия;

акт изъятия документов;

акт вскрытия опечатанных ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля;

иные акты и документы.

6.7. Акт по фактам создания препятствий ревизорам контрольного органа в проведении контрольного мероприятия составляется в случае отказа должностных лиц объекта контроля (их представителей) в:

допуске группы ревизоров на объект контроля (отдельное помещение объекта контроля);

создании нормальных условий для работы ревизоров;

представлении информации по запросу контрольного органа, а также в случае задержки с представлением данной информации;

в иных случаях.

При возникновении указанных случаев руководитель группы ревизоров:

устно уведомляет должностных лиц объекта контроля о создании ими препятствий для проведения контрольного мероприятия;

незамедлительно оформляет соответствующий акт в 2 (двух) экземплярах с указанием даты, времени, места, данных сотрудника, допустившего указанные действия, и иной необходимой информации, один из которых передается представителю объекта контроля.

Акт в течение суток с момента его составления должен быть направлен в контрольный орган на имя руководителя.

Образец оформления акта по фактам создания препятствий ревизорам контрольного органа в проведении контрольного мероприятия приведен в Приложении 4 к Правилам.

6.8. Акт по фактам выявленных нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению, оформляется незамедлительно при выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, наносящих прямой непосредственный ущерб.

Образец оформления акта по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению, приведен в Приложении 5 к Правилам.

Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под роспись представителю объекта контроля с требованием представить письменные объяснения по выявленным нарушениям и принять необходимые меры по их устранению.

В случае отказа представителя объекта контроля от письменного объяснения по выявленным нарушениям или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи.

В случае если должностное лицо объекта контроля отказывается от принятия мер по устранению выявленных нарушений, руководитель группы ревизоров обязан незамедлительно доложить о происшедшем, а также направить данный акт руководителю контрольного органа.

6.9. Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется в случае обнаружения в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия.

Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля составляется в двух экземплярах, один из которых представляется под роспись представителю объекта контроля.

Образец оформления акта по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в Приложении 6 к Правилам.

При обнаружении в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия, а также наличия угрозы уничтожения и/или утраты этих документов, руководителем группы ревизоров составляется Акт изъятия документов.

Решение об изъятии принимает руководитель Департамента по предложению руководителя контрольного органа. Изъятие осуществляется в присутствии представителей объекта контроля, при этом у объекта контроля остаются копии изъятых документов, а также экземпляр акта изъятия и опись изъятых документов. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету контрольного мероприятия.

Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах и представляется для ознакомления под роспись представителю объекта контроля.

Образец оформления акта изъятия документов на объекте контроля приведен в Приложении 7 к Правилам.

6.10. Акт по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется незамедлительно по выявлении данного факта. Образец оформления акта по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в Приложении 8 к Правилам.

Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под роспись представителю объекта контроля с требованием представить письменные объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов.

В случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи. В качестве заключения руководителем группы ревизоров оформляется и подписывается справка, содержащая информацию о выявленных нарушениях в денежном выражении. Форма справки приведена в Приложении 9 к Правилам.

7. Реализация материалов контрольного мероприятия

7.1. По завершении контрольного мероприятия руководителем группы ревизоров оформляется письмо инициатору проверки, содержащее краткие результаты и выводы по результатам проведенного контрольного мероприятия.

В случае если контрольное мероприятие проводилось по фактам, изложенным в обращении гражданина (организации), оформляется и направляется в Департамент образования два документа:

краткое письмо руководителю Департамента о результатах проверки;

проект письма ответственного должностного лица Департамента заявителю с информацией о результатах проверки фактов обращения. В случае подтверждения фактов, изложенных в обращении, в письме указываются принятые к устранению нарушений и к ответственным должностным лицам меры.

7.2. На основе результатов контрольного мероприятия формируются выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.

8. Реализация мер по устранению выявленных нарушений и возмещению причиненного ущерба

8.1. При выявлении нарушений ведения финансово-хозяйственной деятельности допущенных объектом контроля, при условии, что сумма, начисленная к возмещению в оюджет города Москвы (восстановлению на лицевом счете) по результатам контрольного мероприятия превышает 1 млн рублей, а также в случаях установления фактов противоправных деяний (наличия в штате объекта контроля лиц, фактически не осуществляющих трудовую деятельность, незаконных сборов денежных средств с работников объекта контроля и (или) родителей (законных представителей) обучающихся), к информационному письму руководителю Департамента, направляемому в соответствии с требованиями пункта 7.1 настоящих Правил, контрольным органом прилагается проект приказа Департамента о мерах по устранению нарушений выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.

8.2. Проект приказа содержит констатирующую (мотивировочную) и распорядительную части:

констатирующая (мотивировочная) часть должна быть лаконичной (без ущерба содержанию) и содержать информацию о выявленных финансовых и других нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности проверенного объекта контроля с указанием общей суммы выявленных финансовых нарушений и суммы, начисленной к возмещению в бюджет города Москвы и (или) подлежащей восстановлению на лицевом счете объекта контроля. В случае если к моменту оформления проекта приказа часть начисленных к возмещению (восстановлению) денежных средств возмещена (восстановлена), то в проекте приказа приводится соответствующая информация;

распорядительная часть проекта приказа предписывает, кому и какие действия необходимо выполнить, с указанием разумных сроков исполнения таких действий.

8.3. Проект приказа согласовывается заместителем руководителя Департамента, курирующим вопросы экономики, и сотрудником управления Департамента' осуществляющего правовое обеспечение.

8.4. В случае если нарушения, выявленные в ходе планового контрольного мероприятия, в том числе суммы, начисленные к возмещению в бюджет города Москвы (восстановлению на лицевом счете), не соответствуют условиям, указанным в пункте 8,1 Правил, контрольным органом направляется письмо в окружное управление образования Департамента или в профильное управление Департамента с информацией о нарушениях, выявленных в подведомственном ему объекте контроля, с предложениями о принятии необходимых мер к устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Окружное управление образования или профильное управление Департамента обязано в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного письма, проинформировать контрольный орган о принятых мерах с приложением копии приказа окружного управления образования о порядке устранения выявленных нарушений и других распорядительных и платежных документов, подтверждающих перечисление в бюджет города Москвы (восстановление на лицевом счете) сумм, подлежащих возмещению и (или) восстановлению по результатам контрольного мероприятия.

8.5. В случае если лицо, виновное в причинении ущерба бюджету города Москвы и (или) образовательной или иной организации, на момент проведения контрольного мероприятия или получения окружным управлением образования письма контрольного органа о результатах контрольного мероприятия не состоит с объектом контроля в трудовых или каких-либо иных договорных отношениях и/или отказывается от возмещения ущерба, окружное управление образования (образовательная или иная организация) в целях возмещения (восстановления) указанных в акте сумм в течение месяца со дня получения письма контрольного органа обращается в судебные органы с исковыми требованиями о взыскании причиненного ущерба.

8.6. Руководители окружных управлений образования Департамента, образовательных и иных организаций несут персональную ответственность в случае, если меры по устранению выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц не приняты либо приняты не в полном объеме. 

Скачать полный текст документа с приложениями