8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 12 Декабрь 2017 16:58

С чего начать организацию БДО

Методические рекомендации для педагога, ответственного за организацию деятельности Блока дополнительного образования

Педагогу, назначенному ответственным за организацию деятельности Блока дополнительного образования (БДО), необходимо предпринять поэтапные действия аналитического и организационного порядка.

Эти действия можно представить в виде следующих этапов.

1. Аналитический этап

 

Подготовительная аналитическая работа состоит в следующем:

1.1. Проанализировать цели и задачи образовательной организации, выявить направленности, являющиеся ведущими в соответствии с приоритетными направлениями, Программами и Мегапроектами Департамента образования города Москвы.

1.2. Привести в соответствие запросы детей и родителей на дополнительные общеобразовательные услуги с реальной возможностью образовательной организации.

1.3. Проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, выпускников школы – студентов вузов, которые могут стать руководителями объединений БДО.

1.4. Оценить материально-технические возможности образовательной организации.

1.5. Изучить должностные обязанности заместителя директора по дополнительному образованию, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, вожатого, методиста по дополнительному образованию детей.

1.6. Изучить основные нормативные документы по организации БДО (законы, приказы, инструкции, распоряжения и т.д.), а также программные документы федерального уровня.

1.7. Перечень документов размещен на сайте Городского методического центра mosmetod.ru/ Дополнительное образование/ Нормативно-правовая документация /, ознакомиться с содержанием документов можно, пройдя по ссылке: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty.html

Анализ позволит привести в соответствие социальный заказ и реальные возможности БДО образовательной организации, наметить перспективы развития.

2. Проектировочный этап. Перспектива развития

Чтобы составить Программу развития БДО, необходимо ответить на следующие вопросы:

2.1. Какие направленности и объединения БДО необходимы образовательной организации для реализации целей и задач?

2.2. Какие объединения и в какой форме можно открыть на базе данной образовательной организации с приглашением соответствующих специалистов?

2.3. Какие объединения можно вывести на базу специализированных учреждений, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии.

2.4. В какой мере материально-техническая база соответствует современным требованиям? За счет чего ее можно усовершенствовать?

2.5. Как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах обучения и направленностях дополнительного образования.

2.6. Какую предпрофессиональную подготовку можно предложить школьникам, исходя из возможностей БДО?

2.7. С какими организациями и учреждениями можно составить договор о сетевом взаимодействии?

Ответы на эти вопросы помогут составить план действий по совершенствованию системы дополнительного образования в рамках воспитательной модели образовательной организации.

3. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования образовательной организации

К программно-методическому обеспечению системы дополнительного образования относятся:

3.1. Внесение в Устав образовательной организации статьи о БДО, либо создание Положения о блоке дополнительного образования детей в ГБОУ «Школа №____».

3.2. В каждой образовательной организации данная статья будет иметь сугубо индивидуальный характер, определяемый направленностями, содержанием и формами реализации тех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП), которые в состоянии реализовать данная образовательная организация.

Вместе с тем при ее формулировке необходимо зафиксировать следующее:

- цель реализации ДООП (например: разностороннее развитие личности, удовлетворение потребности обучающихся в самообразовании, обеспечение профильности обучения и т.д.);

- по каким направленностям в образовательной организации осуществляется дополнительное образование детей;

- какими типами ДООП определяется содержание БДО (например: модифицированными, модульными, комплексными, авторскими);

- в каких формах осуществляется образовательная деятельность (кружки, студии, секции, проекты);

- кто может обучаться по ДООП;

- на какой основе реализуются ДООП (бюджет, внебюджет).

Для составления формулировки необходимо использовать следующие нормативные документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30.