8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Пятница, 09 Февраль 2018 17:43

А.И. Солженицын – жизнь и судьба

А. И. Солженицын – целая эпоха и в литературе, и в общественной жизни. Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии РФ. Александр Солженицын – один из немногих писателей, вышедших из страшных испытаний победителем. Он доказал своей жизнью и литературной судьбой истинность пословицы «Одно слово правды весь мир перетянет».

Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «А. И. Солженицын – жизнь и судьба», посвящённого 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына.

Автор: С. В. Тесёлкина

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «А. И. Солженицын – жизнь и судьба»,
посвящённого 100-летию А. И. Солженицына

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностных ориентиров обучающихся на примере личности А. И. Солженицына.

Задачи:

  • систематизация знаний обучающихся о жизни и творчестве А. И. Солженицына;
  • развитие навыков работы с литературными источниками;
  • приобщение обучающих к духовно-нравственным ценностям.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание. Рассмотрите слайд и определите, о какой известной личности сегодня пойдёт речь на классном часе.

 

 

 

 


Слайд2Тема занятия.

 

 

 

 


Слайд3Задание. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы, представленные на слайде.

Вопросы.

- С какими историческими эпохами совпало творчество А. И. Солженицына?

- Какие этапы жизни Александра Исаевича можно выделить на основании данного видеофрагмента?

 


Слайд4Учитель: Рассказать о писателе может не только его автобиография, но и его произведения и цитаты.

Учитель предлагает обучающимся составить ценностный портрет писателя.

Задание. Ознакомьтесь с цитатами А. И. Солженицына, представленными на слайдах, и определите, какие ценности были важны для него.

 


Слайд8Учитель: В качестве литературного наследия Солженицын оставил своим читателям романы и повести, публицистические статьи и художественные исследования, а также лирические произведения, которые сам называл «крохотками».

Задание. Попробуйте определить, что это за жанр крохотки, подобрав к данному слову ассоциативные слова-синонимы.

Учитель: Говоря о крохотках, А. И. Солженицын писал: «В малой форме можно очень много поместить».

Вопрос: Согласны ли вы с этим? 


Слайд9Задание: Прослушайте одну из лирических миниатюр автора и ответьте на вопросы.

Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «Дыхание».

Вопросы:

- О чём пишет А. И. Солженицын?

- Почему произведение названо «Дыхание»?

- Какие чувства переживает автор и какие слова использует для их выражения?

- Что автор больше всего ценит? Каковы его приоритеты? 


Слайд10Учитель предлагает прослушать ещё одну лирическую миниатюру А. И. Солженицына и ответить на вопросы.

Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «На родине Есенина».

Вопросы:

- О каком биографическом факте из жизни писателя повествует лирическая миниатюра «На родине Есенина»?

- Предположите, почему писатель решил посетить село Константиново.

- Какие впечатления от поездки выразил автор в лирической миниатюре?

- Что хотел подчеркнуть автор данным произведением, и что оказывается для него наиболее ценным?


Слайд11Учитель: Лирическая миниатюра «Костёр и муравьи» является одним из самых коротких по объёму произведений автора, но смысл, который автор вкладывает в него, гораздо больше, чем объём.

Аудиозапись лирической миниатюры А. И. Солженицына «Костёр и муравьи».

Вопросы:

- О чём это произведение?

- Кого напоминают вам муравьи?

- Как характеризует писателя это произведение, какая ценность является наиболее важной для него?


Слайд12Учитель: Главными темами в творчестве писателя всегда были судьба и история России, государственная политика, проблема человека и власти.

Задание. Прослушайте стихотворение Александра Солженицына «Когда я горестно листаю» и ответьте на вопросы.

Аудиозапись стихотворения А. И. Солженицына «Когда я горестно листаю».

Вопросы:

- Какова главная мысль автора в данном произведении?

- Что, согласно содержанию стихотворения, больше всего ценит Александр Солженицын?

- Как литературное творчество отразилось на судьбе писателя?