8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 25 Сентябрь 2018 10:29

Блокада Ленинграда глазами ленинградцев

Блокада Ленинграда – чудовищное испытание, выпавшее на долю его жителей. Три долгих года нескончаемых страданий, мученичества, бомбежек, холода, голода и болезней были самыми страшными за всю трехсотлетнюю историю города.  

Автор: Кавтаева Елена Михайловна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Блокада Ленинграда глазами ленинградцев»
для обучающихся 10–11-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к героическим событиям и людям, чьи имена и подвиги вписаны в отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о героях Великой Отечественной войны, внесших большой вклад в приближение Победы;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1.

Прочитайте текст стихотворения, рассмотрите изображение на слайде, выполните задание.

1. О чем пойдёт речь на классном часе?
2. Какому периоду отечественной истории посвятила свои строки Ольга Берггольц?
3. Что вам известно о Блокаде Ленинграда?
4. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Аргументируйте ответ.


Слайд2Блокада – действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения всех его внешних связей.

Задание № 2.

Сформулируйте вопросы к теме «Блокада Ленинграда глазами ленинградцев», ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия.

 


 Слайд3Задание № 3.

Прочитайте фрагмент документа, просмотрите видеофрагмент, выполните задание.

1. Обозначьте планы Вермахта относительно судьбы города Ленинграда.
2. Объясните, почему план уничтожения города Ленинграда немецкими войсками не был случайностью? Аргументируйте ответ.

 


Слайд4Задание № 4.

Изучите данные таблицы, рассмотрите изображение и выполните задание.

1. Объясните, чем вызвано падение рождаемости на этапе 1942–1943 годов в городе Ленинграде.
2. Чем объясняется рост рождаемости в 1944 году в Ленинграде? Аргументируйте ответ.

 


Слайд5Задание № 5.

Прочитайте текст, рассмотрите изображение и выполните задание.

1. О чём говорит данный факт?
2. Объясните, как он характеризует жителей Ленинграда. Аргументируйте ответ.

 


Слайд6Задание № 6.

Прочитайте текст, рассмотрите изображение и выполните задание.

1. Что объединяет данные воспоминания?
2. Охарактеризуйте труд ленинградцев с точки зрения его важности для страны в целом, для самого города и для каждого жителя в отдельности.
3. Можно ли считать труд детей в блокадном Ленинграде подвигом? Аргументируйте ответ.

 


Слайд7Задание № 7.

Прочитайте текст, рассмотрите изображение и выполните задание.

1. Объясните, в чем заключается уникальность обозначенной коллекции.
2. Обозначьте цель, которую поставили перед собой сотрудники мужественного научного коллектива. Аргументируйте ответ.

 


Слайд8Ленинград и его героическая эпопея произвели глубо­кое впечатление на Фадеева. Он был на Ленинградском фронте, три месяца провёл в блокированном городе. Ре­зультатом этого стала книга очерков «Ленинград в дни блокады» (1944) – одно из лучших документальных про­изведений о городе-герое.

Задание № 8.

Прочитайте текст, рассмотрите изображение и выполните задание. Раскройте образ ленинградцев, вставших на защиту и спасение своего города в период блокады. Аргументируйте ответ.


Слайд9Задание № 9.

Рассмотрите рисунки детей блокадного Ленинграда, выполните задание.

1. Что рисовали дети блокадного Ленинграда?
2. Какие эмоции возникают, когда вы смотрите на эти рисунки?
3. Как бы вы назвали каждый из представленных рисунков?

 


 Выполните тестовое задание.

1. Блокада Ленинграда длилась:

А. 365 дней;
Б. 871 день;
В. 950 дней;
Г. 550 дней.

2. Сколько человек насчитывалось в Ленинграде в начале блокады?

А. около 1,5 млн человек;
Б. около 2 млн человек;
В. около 2,5 млн человек;
Г. около 3 млн человек.

3. Когда была окончательно снята блокада Ленинграда?

А. 27 января 1944 года;
Б. 5 апреля 1943 года;
В. 17 марта 1942 года;
Г. 8 мая 1945 года.

4. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?

А. лето 1941 г.;
Б. зима 1941–1942 гг.;
В. осень 1942 г.;
Г.  зима 1942–1943 гг.

5. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады?

А. Ленинградские;
Б. Синявинские;
В. Ладожские;
Г. Бадаевские.

6. Впишите пропущенную цифру в высказывании: «…… блокадных грамм с огнём и кровью пополам». Сколько грамм полагалось на нерабочего человека в ноябре-декабре 1941 года?
(125 г)

7. «Дорога жизни» шла по:

А. Неве;
Б. Ладоге;
В. Дону;
Г. Волге.

8. Комплекс мероприятий по организованному вывозу из города населения и промышленных объектов называется:

А. эмиграция;
Б. эвакуация;
В. мобилизация;
Г. отселение.

9. «Ленинградской» симфонией называется:

А. симфония № 7 Д. Шостаковича,
Б. симфония № 1 П.Чайковского;
В. симфония № 2 С. Рахманинова,
Г. симфония № 8 Л. Бетховена.

10. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:

А. Пискаревское;
Б. Васильевское;
В. Новодевичье;
Г. Александровское.