8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 23 Август 2018 15:03

Часть жизни города – Московский метрополитен

Московское метро – вид городского пассажирского транспорта, на долю которого приходится около 56% всех перевозок пассажиров в городе. Метрополитен обеспечивает безопасное и комфортное передвижение, стабильно занимая первое место в мире по интенсивности движения и надёжности.

Но метро в Москве является не только транспортом, оно имеет свою историю, многие его станции являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Часть жизни города – Московский метрополитен».

Автор: Васильева Ольга Анатольевна

Рекомендации по работе с материалами  тематического занятия (классного часа) «Часть жизни города – Московский метрополитен»
для обучающихся 8–11-х классов 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX

Цель: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город и его историю; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Задачи:

  • систематизировать знания о городе;
  • знакомить с метро не только как с объектом городской инфраструктуры, но и видом городского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры;
  • развивать компетенции безопасного нахождения и ориентирования в Московском метро;
  • формировать основу общей культуры.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


Слайд1Задание № 1.

Прочитайте цитату Юлиуса Фучика. Как вы считаете, о чём так восторженно писал чешский журналист?

 

 

 


Слайд2Задание № 2.

Изучите представленный на слайде документ, ответьте на вопросы:

1. Назовите дату открытия метрополитена в Москве.

2. Какие условия создавались для пассажиров?

3. Какие правила должны были соблюдать пассажиры при пользовании метрополитеном?

4. Отличается ли содержание современных правил пользования метрополитеном и правил приказа 1935 года? Объясните свой ответ.


Слайд3Задание № 3.

Посмотрите отрывок из мультипликационного фильма «Старая пластинка», ответьте на вопросы:

1. Какие виды транспорта обеспечивали перевозку пассажиров в городе до 1935 года?

2. Чем было обусловлено появление такого вида городского транспорта, как метро?

3. Какая линия была введена в эксплуатацию в первую очередь? Какое современное название она носит?

4. Какие станции подземной дороги были построены в 1935 году?


Слайд4Задание № 4.

Внимательно рассмотрите две схемы: генеральную схему развития сети метро 1940 года и современную, ответьте на вопросы:

1. Найдите существовавшие на схеме ветки метро в 1940 году и те, которые планировалось построить.

2. Какая важная особенность исторической застройки города отражается в схемах метро?


Слайд5Задание № 5.

Прочитайте отрывок из фельетона Ильи Ильфа и Евгения Петрова, опубликованного в газете «Правда» 8 февраля 1935 года.

«В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие своё тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, – спустятся в метро.

Они увидят распределительные вестибюли – блестящие фойе метрополитена, со стеклянными кассами, широкие, превосходно освещённые коридоры и неожиданно громадные сияющие залы подземных станций.

"Станция" – здесь слишком скромное слово. Это – вокзалы. Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветные кафели.

Вокзалы открываются необыкновенно эффектно – сверху, с высоты виадуков, откуда по широким лестницам вправо и влево спускаются на перрон пассажиры…

…Как же будут вести себя здесь наши старые знакомые, многоопытные москвичи, жертвы трамвая и своего собственного темперамента?

Возможно, что на поверхности земли, где-нибудь на трамвайной остановке, они еще некоторое время останутся верны себе, будут по-прежнему ссориться и попрекать друг друга мягкой шляпой. Но даже и тут пойдут новые веяния:

- Тоже шляпу надел. Тебе бы в метро ездить!

Под землей же, несомненно, восторжествуют мягкость нравов, необыкновенная вежливость и даже радушие.

- Не толкнул ли я вас локтем, бабуся?

- Нет, нет, голубчик! Ведь ваш локоть от меня на целый метр...

- Ну, всё равно. Извините, бабуся.

- Пожалуйста, пожалуйста. Могу и извинить, если вам это доставит удовольствие.

- Очень, очень рад.

- Да уж и я как счастлива. Ужасно приятно было познакомиться с таким милым молодым человеком.

И, посылая друг другу воздушные поцелуи, они расстанутся. Бабуся сойдет в «Охотном ряду», а милый юноша поедет (ну, куда?) – конечно, в «Ленинскую библиотеку».

И люди не только не будут набрасываться на соседа в очках с криком: «А еще очки надел», – а с лучезарной улыбкой будут говорить:

- Ах, какие у вас очки прелестные! Чудная оправа! Под черепаху? Очень, очень красиво. Поздравляю вас с такими очками. Простите за беспокойство.

А места будут уступать не только инвалидам, матерям с детьми до четырёх лет, женщинам, предъявившим удостоверение о беременности. Будут уступать даже старухам. Да что там- старухам!

- Садитесь, пожалуйста!

- Что вы, что вы. Спасибо.

- Нет уж, пожалуйста.

- Сидите, сидите.

- Ну, умоляю вас!

- Могу и постоять. В конце концов я мужчина.

- Мужчина-то мужчина, но возраст! Вы старше.

- Какой уж там такой особенный возраст. Мне и всего-то двадцать девять лет.

- А мне двадцать семь. Ага! Попались. На два годика меньше. Теперь вам не отвертеться, извольте сесть.

Шутки шутками, а очень многим взрослым людям метро поможет ликвидировать свою культурную неграмотность.

Может быть, пока строили метрополитен, у кого-нибудь и скребло на душе:

- "Лучший в мире", а он вдруг окажется не лучший в мире. Не так это просто сделать лучше, чем в Лондоне, в Париже или Берлине.

Но ошибки не произошло.

Московский метрополитен оказался лучше, неизмеримо лучше…»

1. Какое отношение передают авторы статьи к будущему виду московского транспорта? Как они о нём отзываются?

2. Как авторы характеризуют москвичей? С какой стороны?

3. Как вы считаете, что поменялось за время существования метро в взаимоотношениях пассажиров? 


Слайд6Задание № 6.

Московский метрополитен работает с 15 мая 1935 года непрерывно, каждый день. Но был один день в истории метрополитена, 16 октября 1941 года, когда метро утром не открылось.

Изучите документ на слайде:

1. Определите причины, по которым в этот день закрылось метро.

2. С 17 октября 1941 года движение поездов в метро полностью возобновилось. Предположите почему.

Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование – эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрический кабель. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто.

Однако Государственный Комитет Обороны признал ошибочным решение демонтировать оборудование метрополитена и отправить его в тыл, и эти работы были прекращены.
В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение, а в 18:45 пошёл первый поезд.


Слайд7Задание № 7.

Прочитайте текст документа, рассмотрите кадры фотохроники, ответьте на вопросы:

1. Какое новое значение приобрел метрополитен для города в эти суровые дни?

2. Как было организовано использование метро в качестве бомбоубежища?

3. Можно ли назвать жизнь во время налетов в метро жизнью «подземного города»?

Слайд84. Как вы считаете, почему в такое тяжелое для страны и города время строительство новых станций метро продолжилось уже в декабре 1941 года?

 

 

 


Слайд9Сегодня метро сильно изменилось. 

Задание № 8.

Посмотрите видеоролик, подобранный из фотографий, сделанных в метро нашего города в разные годы.

Ознакомьтесь с информацией, размещенной на официальном сайте метро, и ответьте на вопросы:

1. Как вы считаете, много ли времени в целом человек проводит под землей?

present2. Каким образом люди используют время, которое они находятся в поездке?

3. Каких услуг, на ваш взгляд, не хватает в московском метрополитене? Что бы предложили вы для улучшения работы метро?

4. Как вы считаете, чем является метро для жителей города:

- транспортной системой;

- историко-культурным комплексом;

- неотъемлемой частью жизни горожан?

Обоснуйте свой ответ.


Слайд11Задание № 9.

Сегодня метро становится ещё более удобным для пассажиров.

Подберите максимальное количество прилагательных для характеристики Московского метрополитена.

 

 


Дополнительная информация по ссылкам:

http://gup.mosmetro.ru/o-metropolitene/

https://www.kommersant.ru/projects/metro1935

http://mosmetro.ru/press/news/1582/

http://metroworld.ruz.net/moscow/dia52.htm

https://www.mos.ru/news/item/9940073/