8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 27 Март 2018 10:03

Чернобыль – память и уроки

26 апреля – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. История атомной энергетики делится на два периода: до апреля 1986 года и после, когда за несколько коротких часов слово «Чернобыль» стало символом того, к какой трагедии могут привести ошибки при использовании ядерной энергии. Два мощных взрыва на четвёртом энергоблоке, произошедших на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в 1 час 23 мин 49 сек, потрясли весь мир. Миллионы человеческих жизней были втянуты в водоворот этой трагедии. Этот день всегда будет объединять всех живущих одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.

Автор: Шишкин Сергей Валерьевич

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (урока мужества, классного часа) «Чернобыль – память и уроки» для
обучающихся 9–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX
Презентация [PDF] [PPTX]
Материал для учителя [PDF] [DOCX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования в мирное время, в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности;
  • мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание чувства ответственности на примере трагических событий Чернобыля;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия (урока).


Слайд1

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в украинском городе Припять, близ районного центра Чернобыль, произошло трагическое событие, которому суждено было стать первой катастрофой в истории человечества, связанной с атомными электростанциями.

Задание: Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы.
Вопросы: Как вы думаете, можно ли считать данную трагедию самой страшной техногенной катастрофой в истории человечества? Как вы думаете, почему случилась такая масштабная авария на Чернобыльской АЭС?

Предполагаемые причины аварии:
- реактор был неправильно спроектирован и опасен;
- персонал не был проинформирован об опасностях;
- персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;
- отключение защит либо не повлияло на развитие аварии, либо не противоречило нормативным документам.


Слайд2Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась в реакторных помещениях. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет.

Задание: прослушайте аудиозапись, ответьте на вопросы.
Вопросы: Как вы думаете, готовы ли были персонал станции и экстренные и аварийные службы Припяти к подобным событиям? Как вы считаете, что было самым страшным в произошедшей катастрофе?


Слайд3Первым на себя весь «радиоактивный удар» принял расчёт пожарной охраны г. Припять. Именно пожарные этого расчёта первыми прибыли на место аварии для тушения пожара. Погибли практически все пожарные от термических и радиоактивных ожогов, огромнейших доз облучения.

Задание: Проанализируйте материал рабочих листов № 1.
Вопрос: Как вы считаете можно ли считать действия пожарных по ликвидации последствий аварии подвигом? Почему?

 


Слайд4Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года благодаря мобилизации ресурсов всего СССР и массовому героизму тысяч ликвидаторов.

Задание: Проанализируйте материал рабочего листа № 2.
Вопросы: Как вы считаете, почему жителей города оповестили о катастрофе так поздно? Как вы считаете, почему эвакуация людей из зоны катастрофы началась лишь 2 мая?

 


Слайд5В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

Задание: Посмотрите карту на рабочем листе № 3.
Вопрос: Как вы можете оценить масштабы радиоактивного загрязнения местности?

Загрязненные воздушные массы пересекли территории Украины, России, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и стран Скандинавии, юга Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции. Загрязнению подверглись территории Австрии, Германии, Италии, Великобритании и ряда других стран Западной Европы.

По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1–2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции. 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции...

Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая – в Китае, 5 мая – в Индии, 5 и 6 – мая в США и Канаде. Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира.


Слайд6Задание: Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы.

Вопросы: Согласны ли вы с утверждением, что к основным трагическим последствиям катастрофы на Чернобыльской АЭС можно отнести её масштабность? Аргументируйте свой ответ. 
Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

 


Слайд7Вопросы: Дискуссии о целесообразности использования атомной энергии ведутся по сей день. Какой точки зрения вы придерживаетесь? Как вы думаете, следует ли людям отказаться от строительства и использования АЭС?

Нужно сказать, что атомные электростанции при безаварийной работе являются экологически безопаснее тепловых и гидроэлектростанций, так как не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива и не наносят вред водоёмам и их обитателям. 

Кроме того, при ядерных реакциях выделяется огромнейшая энергия. Так, при делении всего 1 грамма урана выделяется такая же энергия, как и при сгорании 3 тонн угля. Поэтому разные страны стремятся эффективно использовать мирный атом.

  1. Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твёрдо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях.
  2. Необходимо помнить тех, кто ценой своей жизни, шагнув в огонь, сумел предотвратить ещё большие последствия техногенной катастрофы.