8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 08 Май 2018 15:39

Граница на замке

Мы живём в мирное время и, наверное, не часто задумываемся о том, как наше государство обеспечивает покой своих граждан.

Методические материалы классного часа (тематического занятия) «Граница на замке» поможет обучающимся осознать важность охраны государственной границы и систематизировать знания о том, кто сегодня стережёт покой российских граждан, для чего необходимо охранять государственные рубежи, какие личные и общественные интересы обеспечиваются благодаря защите государственной границы.

Автор: С.В. Тесёлкина

Рекомендации по работе с материалами классного часа(тематического занятия) «Граница на замке»

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Задание для обучающихся [PDF] [DOCX]

Материал для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • систематизировать знания обучающихся по вопросам безопасности и охраны Государственной границы;
  • познакомить со спецификой пограничной службы;
  • развивать умение анализировать информацию, представленную в различных источниках.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Учитель: Одним из признаков государства является наличие территории и государственной границы. Все государственные территории условно можно разделить на большие и маленькие.

Задание. На карте мира найдите и назовите государство, имеющее самую большую территорию.

Учитель: Все государства, обозначенные на карте, отделяются друг от друга линией, которая обозначает пространственные пределы государственной территории.

Вопрос: Предположите, как называется эта линия.


Слайд2Учитель: Полное определение понятия «государственная граница» сформулировано в Законе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и представлено на слайде.

Задание: Предположите, для чего устанавливаются государственные границы.

 

 


Слайд3Учитель: Протяжённость государственной границы Российской Федерации – более 60 тысяч километров. Наличие большой территории может давать государству как преимущества, так и вызывать сложности.

Задание: Предположите, какие преимущества и какие сложности, связанные с наличием большой государственной территории, есть у Российской Федерации.

Обучающиеся делятся на две группы: I группа определяет преимущества, II группа – сложности.

 


Слайд4Вопрос: Как наличие большой государственной территории влияет на обеспечение безопасности страны?

 

 

 

 


Слайд5Учитель: Обеспечение национальной безопасности любой страны, в том числе и России, начинается с охраны государственной границы.

Вопрос: Как вы считаете, почему?

 

 

 


Слайд6Задание. Ответьте на вопросы:

Чьи интересы обеспечивает защита Государственной границы?
Какова цель охраны Государственной границы?
Какими силами обеспечивается охрана Государственной границы в пределах приграничных территорий? 

Для ответа на поставленные вопросы класс делится на две группы. Первая группа отвечает на вопросы, исходя из собственных предположений. Второй группе предлагается найти ответы в Законе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (статья 3. Защита и охрана Государственной границы)


Слайд7Учитель: Одним из главных принципов комплектования пограничных органов является подбор кандидатов на профессиональной основе.

Задание: Предположите, что значит служба на профессиональной основе.

Вопрос: Почему возможность служить на границе предоставлена только профессионалам?

 


Слайд8Задание: Рассмотрите фотографии, представленные на слайде, дайте словесное описание действий пограничников, запечатлённых на фото.

 

 

 

 


Слайд9Учитель: Пограничная служба ФСБ России представляет единую систему государственных органов и воинских подразделений. На слайде представлена структура пограничных войск ФСБ России.

Задание: На основании данных таблицы (задание для обучающихся) определите, какие функции выполняет каждое из перечисленных подразделений.

Учитель: Служба в пограничных органах предъявляет свои требования к профессиональным и личностным качествам пограничников.

Вопрос: Какими качествами должен обладать пограничник?


Слайд10Задание: Посмотрите видеофрагмент об истории легендарного пограничника Никиты Фёдоровича Карацупы и ответьте на вопросы.

Какими личностными качествами прославился Никита Фёдорович? Почему эти качества необходимы пограничнику?

 

 

 


Слайд11Учитель: В публицистике можно нередко встретить выражение «элитные войска».

Вопросы:

Как вы понимаете смысл данного выражения?
Можно ли отнести к элитным войскам пограничные органы? 

 


Слайд12Учитель: Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» целью охраны государственной границы является обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Задание:

I группа. Назовите государственные интересы граждан, которые обеспечиваются благодаря охране Государственной границы.
II группа. Назовите общественные интересы граждан, которые обеспечиваются благодаря охране Государственной границы.
III группа.  Назовите личные интересы граждан, которые обеспечиваются благодаря охране Государственной границы. 

Вопросы:

Как вы понимаете фразу «граница на замке»?
Почему государству необходимо защищать свои рубежи?