8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 09 Октябрь 2018 16:04

Народные промыслы России: русская матрёшка

Одним из уникальных видов декоративно-прикладного искусства является матрёшка, ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром. Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы России: русская матрёшка».

Автор: Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Народные промыслы России: матрёшка»
для обучающихся 2–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

  • прививать любовь к родному краю и своему народу;
  • формировать осознанное уважительное отношение к труду и творчеству;
  • развивать интерес к изучению культурно-исторического наследия своей родины.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


Слайд1Задание № 1.

Посмотрите видеофрагмент. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Весёлый счёт». 

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую, –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!» 

1. Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии?
2. Сформулируйте тему занятия.


Слайд2Задание № 2.

По одной из распространённых версий, история матрёшки берёт своё начало отнюдь не в России. Прочитав стихотворение и разгадав ребус, вы узнаете название страны, из которой была привезена игрушка, послужившая прототипом матрёшки.

Прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.

 


Слайд3Задание № 3.

Посмотрите видеофрагмент.

Замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».

1. Подумайте, о чём написал Михаил Пришвин.
2. Какая традиция была на Руси, подобная японской игрушке?
3. Поразмышляйте, почему пасхальные яйца называли «писанки».


Слайд4Задание № 4.

1.  Вспомните сказку про Кощея Бессмертного. Где была спрятана смерть Кощея? Что должен был сделать Иван-царевич, чтобы достать её? Расположите действия в хронологическом порядке.

«Далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне стоит зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук. В том сундуке спрятан заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – иголка».

2. Порассуждайте, могла ли идея создания матрёшки быть навеяна русскими народными сказками.


Слайд5Задание № 5.

Посмотрите видеофрагмент.

1. Расположите по порядку процесс изготовления матрёшки.
 

 


Слайд6Задание № 6.

Рассмотрите представленную на слайде матрёшку.

1. Постарайтесь сформулировать, что такое матрёшка.
2. Из чего изготовлена матрёшка?
3. Посмотрите, из скольких частей она состоит. Какую имеет форму?
4. Подумайте, почему матрёшку называют игрушкой с секретом.
5. Всегда ли в матрёшке одинаковое число вложенных кукол?

Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно три и более. Чаще они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей – верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.


Слайд7Задание № 7.

Производят матрёшек в нескольких городах и сёлах России, и в каждом из них есть свои особенности.

1. Пользуясь описанием матрёшек, постарайтесь определить их принадлежность.

Сергиево-Посадская матрёшка

Главная отличительная черта Сергиево-Посадской матрёшки – стремление отразить в росписи крестьянскую жизнь. Часто мастера рисуют в руках матрёшки какой-либо предмет: цветы, кувшин и т. д. Роспись фартука может быть любой: однотонной, в цветочек и т. д. Платок матрёшки так же, как и фартук, может быть однотонным или на нём рисуются растительные мотивы – цветы, листья…

Семёновская матрёшка

Её основой считается фартук. Мастера используют контрастные цвета и обводку чёрной краской. На фартуке могут быть крупные и мелкие цветы, геометрические фигуры. Чтобы они выделялись на фоне фартука, их обводят чёрной краской.

Полхов-Майданская матрёшка

Основной элемент росписи этой матрёшки – цветок шиповника или, как его называют мастера, розы на фартуке. Рядом с цветком часто рисуют полураскрытые бутоны на ветках. Роспись более крупная, чем у Сергиево-Посадской и Семёновской матрёшек. Платок закрашивают одним цветом или рисуют завитушки чёрной краской.

Вятская матрёшка

Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Особое своеобразие вятской матрёшки в инкрустации (украшении) соломкой. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка.

Авторская

Основной элемент росписи изображают на фартуке. Это может быть пейзаж или памятник архитектуры, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки.

1 – Сергиево-Посадская;
2 – Полхов-Майданская;
3 – авторская;
4 – Семёновская;
5 – Вятская.


Слайд8Задание № 8.

Рассмотрите представленные на слайде картинки.

1. Назовите некоторые темы росписи матрёшек.

На сегодняшний день темы для росписи матрёшек разнообразны: это исторические и сказочные персонажи, девушки, семьи, есть матрёшки с изображением портрета.


Слайд9Задание № 9.

Рассмотрите матрёшек, представленных на слайде.

1. Назовите сказки, изображённые на куклах.

По щучьему веленью. Гуси-лебеди. Сказка о царе Салтане. Репка. Курочка Ряба. Колобок. Жар-птица.


Слайд10Задание № 10.

Рассмотрите представленных на слайде матрёшек.

1. Проанализируйте, что общего у традиционных типов матрёшек. Шаль, передник, сарафан. 
2. Как вы думаете, матрёшка – это детская игрушка или национальный сувенир?
3. Можно ли считать матрёшку символом России? Аргументируйте свой ответ.


Слайд11Задание № 11.

Выполните творческое задание.

1. Выберите образец матрёшки.
2. Раскрасьте шаблон в соответствии с образцом.
3. Или создайте свой эскиз и распишите матрёшку яркими красками.
4. Организуйте выставку работ.