8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 19 Сентябрь 2018 11:13

Оборона Москвы

В годы Великой Отечественной войны Москва – важнейший политический и экономический центр Советского Союза, узел транспортных коммуникаций – играла первостепенную роль в агрессивных планах командования вермахта. Согласно плану «Барбаросса» немцы рассчитывали взять Москву в молниеносной кампании ещё до начала зимы.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Оборона Москвы» для обучающихся 7–9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к героическим событиям и людям, чьи имена и подвиги вписаны в отечественную историю.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о героях Великой Отечественной войны, внесших большой вклад в приближение Победы;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1.

Прочитайте текст стихотворения «Родному городу» советского поэта М. Матусовского и выполните задание.

1. О каких судьбоносных исторических событиях идет речь в стихотворении известного советского поэта?

2. К каким временным эпохам относятся упомянутые в стихотворении исторические события?

3. Что объединяет данные исторические события?

4. Обозначьте роль Москвы во всех упоминаемых выше событиях.

5. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.

Ответ: 

1. Смутное время, нашествие Наполеона, нападение Германии на СССР.

2. XVII, XIX, XX века.

3. Россия вела освободительные войны против иноземных захватчиков.

4. Москва была консолидирующим центром в борьбе с неприятелем и тем пунктом, который иноземные захватчики пытались завоевать.


Слайд2Задание № 2.

Сформулируйте возможные вопросы к теме «Оборона Москвы».

 

 

 


Слайд3Задание № 3.

Рассмотрите изображение на слайде, изучите представленные статистические материалы, выполните задание.

Население и территория Москвы

Число рабочих и служащих Москвы

Число грамотных в Москве на начало XX века

Число грамотных в Москве в предвоенный период

1. Проанализируйте представленные статистические материалы, сделайте выводы из прочитанного.

2. Докажите, что Москва к началу Великой Отечественной войны была крупным промышленным и культурным центром СССР. Аргументируйте ответ.


Слайд4Задание № 4.

Прочитайте фрагмент «Общий замысел» документа, ответьте на вопрос.

В чём заключался план «Барбаросса»?

Изучите мультимедийную карту войны 1941–1945 годов, выполните задание.

Как изменилась ситуация на советско-германском фронте на этапе 22 июня 1941 года – 1 ноября 1941 года?

Задача 1.

От Бреста до Минска чуть более 350 км. 27 июня 1941 года – дата достижения немцами Минска.
1. Просчитайте, за сколько дней подразделения вермахта преодолели расстояние от Бреста до Минска.
2. Сколько километров в сутки в среднем проходили немецкие войска на указанном участке?

Ответ:

1. 5–6 суток.
2. 58–70 км в сутки.

Задача 2.

От Минска до Смоленска 306 км. 15 июля 1941 года – идут бои на улицах Смоленска.

1. Просчитайте, какое количество времени противник затратил на прохождение от Минска до Смоленска.
2. Сколько километров в сутки в среднем проходили немецкие войска на указанном участке?

Ответ:

1. Чуть меньше 3 недель (18 дней).
2. Примерно 17 км в сутки.

Задача 3.

От Смоленска до Москвы – 397 км. 30 октября 1941 года положение под Москвой оставалось катастрофическим.
1. Просчитайте, какое количество времени противник затратил на прохождение от Смоленска до Москвы.
2. Просчитайте, сколько составляла средняя скорость продвижения немецких войск на подступах к Москве?

Ответ:

1. Примерно 106 дней.
2. Примерно 4 км в сутки.

В чём заключаются причины затруднений продвижения немецких войск по территории СССР летом-осенью 1941 года?

Как вы считаете, мог ли быть реализован план «Барбаросса» при таких условиях?

Сделайте соответствующие выводы. Аргументируйте ответ.


Слайд5Задание № 5.

Рассмотрите изображение на слайде, изучите представленные материалы, выполните задание.

Вклад в Победу Москвы и москвичей // Кикнадзе В. Г., Изонов В. В.  Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Мифы и реальность: 1 ч. / Под ред. В. Б. Зотова, И. И. Басика. – М.: Изд-во «Юго-Восток-Сервис», 2010. – 60 с. – С. 34–39.

Надёжный тыл

Прокомментируйте представленные факты, сделайте выводы из прочитанного.


Слайд6Задание № 6.

Прочитайте и проанализируйте текст, рассмотрите фоторяд на слайде, выполните задание.

1. О каком направлении защиты города идет речь?

2. Какими средствами защищали Москву? 

Аргументируйте свой ответ.


Слайд7Задание № 7.

Прочитайте текст, рассмотрите изображение на слайде, просмотрите документальные кадры «Военный парад в Москве 7 ноября 1941 года» и выполните задание.

1. Предположите, какой ответ был дан генералами И. В. Сталину?

2. Какую роль сыграл военный парад в Московской битве 1941 года? Аргументируйте ответ.


Слайд8Задание № 8.

Рассмотрите изображение на слайде, изучите представленные плакаты, выполните задание.

1. Что объединяет плакаты начального этапа Великой Отечественной войны?

2. В чём состоит сила агитплаката военного времени?

3. Какую роль сыграла плакатная агитация в период обороны Москвы?

Задания в группах.

4. Разработайте проект плаката и лозунги по теме «Оборона Москвы». Аргументируйте ответ


Слайд9Задание № 9.

Выполните тестовое задание.