8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 11 Январь 2019 12:15

От Экспедиции до Гознака: 200 лет истории России

С момента основания Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (позже Гознак) ее история была тесно связана с историей страны. На протяжении двух веков Гознак выполнял и выполняет важные государственные задачи. Все знаковые события в жизни России были отражены в деятельности Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг и представлены продукцией, которую выпускает современное высокотехнологичное предприятие АО «Гознак».

Автор: Кавтаева Елена Михайловна.

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) 
«От Экспедиции до Гознака: 200 лет истории России»
для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX

Цель: формирование ценностного отношения к великому событию, которое вписано в историю России и российской денежной системы.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших большой вклад в развитие предприятия Гознак (в прошлом Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг);
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1.

Справка. Акционерное общество «Гознак» (прежнее название – Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг  (ЭЗГБ).

Просмотрите изображения на слайде и видеофрагмент, выполните задание.

1. О чём пойдёт речь на классном часе?
2. Определите вопросы к теме «От Экспедиции до Гознака: 200 лет истории России», ответы на которые вы хотели бы получить в ходе занятия.
3. Изучите юбилейные монеты, размещенные на слайде, опишите их.
4. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия. Аргументируйте свой ответ.


Слайд2Задание № 2.

Александр I (1777–1825), российский император (с 1801 г.). Родился 23 декабря 1777 г. в Петербурге. Старший сын Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны, любимый внук Екатерины II.

Ознакомьтесь с фрагментом текста, размещенным на официальном сайте Гознака, и выполните задания.

1. Используя контекстные знания по истории, назовите, какое историческое событие с участием России повлияло на основание ЭЗГБ.
2. Предположите, о чём говорит тот факт, что Экспедиция стала единственным предприятием в Российской империи, выпускавшим бумажные денежные знаки, облигации, гербовую бумагу и другую защищенную продукцию.
3. В чём была важность основания Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг для России? Аргументируйте свой ответ.


Слайд3Задание № 3.

Изучите  фрагмент источника (Михаэлис А. Э., Харламов Л. А. Бумажные деньги России /Пермская печатная фабрика Гознака,1993)  и выполните задание.

1. Определите основные составляющие концепции развития предприятия, разработанной и предложенной А. А. Бетанкуром.
2. Какие качества личности А. А. Бетанкура смогли проявиться при основании Экспедиции? Аргументируйте свой ответ.


Слайд4Задание № 4.

Рассмотрите изображения в рабочем листе и на слайде, выполните задание.

1. Найдите не менее 3–5 отличий ассигнаций старого образца от ассигнаций, выпущенных Экспедицией в 1818–1819 гг.
2. Сделайте выводы. Аргументируйте свой ответ.

 


Слайд5Задание № 5.

В 1932 году в СССР были впервые введены единые «внутренние» паспорта. Разработку паспортных книжек поручили Гознаку. Именно здесь были созданы эскизы, а затем и первые образцы этих документов. До этого в СССР существовали только дипломатические и заграничные паспорта, бланки которых тоже разработали специалисты Гознака.

Изучите  материалы, размещенные на официальном сайте Гознака, изучите изображение на слайде, выполните задание.

1. Дайте краткую характеристику первого единого паспорта СССР образца 1933 года.
2. Вспомните, какой внешний вид имеет современный российский паспорт.
3. Изучив материалы, размещенные на официальном сайте Гознака, назовите, какие еще важные документы выпускал и выпускает Гознак. Аргументируйте свой ответ.


Слайд6Задание № 6.

Рассмотрите изображения на слайде и в рабочем листе, проанализируйте таблицу (Аркадий Трачук. Война и Гознак. Производство денег и наград в условиях мобилизационной экономики), выполните задание.

1. Согласны ли вы с утверждением, что Гознак сумел организовать производство жизненно важной для страны продукции в самый сложный и опасный период Великой Отечественной войны?
2. Каковы, на ваш взгляд, источники успешного функционирования предприятия в годы Великой Отечественной войны?
3. Сделайте выводы. Аргументируйте свой ответ.


Слайд7Задание № 7.

Рассмотрите изображение на слайде и фото в рабочем листе, ответьте на вопросы.

1. В каких видах продукции Гознака отражена тема покорения космоса?
2. Почему тема героического освоения космоса остается актуальной в современный период и находит отражение в продукции Гознака? Поясните свой ответ.


Слайд8Задание № 8.

Гознак увековечивал не только космические, но и спортивные достижения, выпуская нагрудные знаки, медали, дипломы участников соревнований и членов спортивных делегаций.

В конце 1970-х годов Ленинградский и Московский монетные дворы выпустили целую серию памятных монет, посвящённых Московской Олимпиаде 1980 года. Также монетные дворы отчеканили наградные медали этих игр, а Московская печатная фабрика отпечатала удостоверения делегатов, пропуска на церемонии открытия и закрытия Игр.

Просмотрите изображение на слайде, выполните задания.

1. Объясните, в чём заключается значимость продукции, выпускаемой для масштабных спортивных праздников.
2. На основании контекстных знаний по истории назовите масштабные праздники, проходившие в России после Московской Олимпиады 1980 года, на которых использовалась памятная продукция. Поясните свой ответ.


Слайд9Задание № 9.

Просмотрите изображение на слайде, проанализируйте фрагмент текста, выполните задание.

1. Укажите причины ввода в СССР талонов на продуты питания и товары первой необходимости.
2. Объясните, в какие периоды отечественной истории выпускались талоны на жизненно важные товары.
3. Сделайте выводы. Поясните свой ответ.


Слайд10Задание № 10.

Изучите карту, изображенную на слайде, проанализируйте  информацию, выполните задание.

1. На карте РФ обозначьте города, в которых расположены филиалы Гознака.
 

 


Слайд11Задание № 11.

Рассмотрите изображения на слайде и выполните задание.

1. Определите названия и использование в современной жизни представленных на слайде продуктов Гознака.
2. Какими из представленных продуктов пользуетесь лично вы?Аргументируйте свой ответ.

 


Слайд12Задание № 12 (дополнительное).

Рассмотрите изображение на слайде и выполните задание.

На основании контекстных знаний по истории обозначьте на слайде фамилии людей, изображенных под номерами 2 и 3, внесших большой вклад в основание и развитие предприятия Гознак. Заполните таблицу.

Ответ:

Борис Голицын  –  руководитель организации в годы расцвета в начале XX века; 
Иван Билибин  – автор знаменитых иллюстраций к русским сказкам, изданным на Гознаке до революции; 
Августин Бетанкур – автор технической концепции, на основе которой была создана Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг; 
Борис Якоби –  изобретатель гальванопластики, впервые применённой в России; 
Иван Дубасов – автор эскизов большинства советских банкнот; 
Иван Орлов  –  изобретатель многокрасочной печати, используемой производителями банкнот во всём мире.