8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Четверг, 13 Сентябрь 2018 15:13

Подвиг Александра Печерского

Семьдесят пять лет назад, 14 октября 1943 года, в нацистском лагере уничтожения «Собибор» вспыхнуло восстание, которое стало единственным успешным восстанием в лагере смерти в годы Великой Отечественной и Второй Мировой войн. Его возглавил Александр Печерский – офицер Красной Армии.

Автор: Кавтаева Елена Михайловна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Подвиг Александра Печерского»
для обучающихся 9–10-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование ценностного отношения к событиям и великим людям отечественной истории.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о героях Великой Отечественной войны, внесших большой вклад в приближение Победы;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1.

Просмотрите видеоролик, выполните задание.

1. Слышали ли вы о концентрационном лагере «Собибор»?

2. Как вы думаете, почему российский актер и режиссер Константин Хабенский обратился к этой теме?

3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.


Слайд2Задание № 2.

Прочитайте статью из словаря, рассмотрите изображения на слайде, выполните задание.

1. С какой целью создавались концентрационные лагеря на оккупированной территории?

2. Оцените последствия, оставленные сетью концентрационных лагерей в Европе в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн.

Прокомментируйте свой ответ.


Слайд3Задание № 3.

Рассмотрите изображения на слайде, прочитайте текст, ответьте на вопрос.

Почему побег из лагеря смерти был практически невозможен?

Прокомментируйте свой ответ.

 


Слайд4Задание № 4.

Прочитайте фрагмент стихотворения, рассмотрите фото на слайде, выполните задание.

1. Какой смысл заложил автор строк в свое произведение?

2. С чем, по-вашему, было связано особое отношение к советским военнопленным?

Аргументируйте свой ответ.


Слайд5«Утром 2 октября началось наступление немецких войск на Москву. Операция «Тайфун» оказалась неожиданностью для Ставки Верховного командования. Сталин не дал вовремя разрешения отойти, и к 6 октября четыре армии, в том числе и 19-я (в общей сложности полмиллиона красноармейцев), попали в окружение западнее Вязьмы. Помощи они не получили. Погибли или оказались в плену, как генерал Лукин.

Лейтенант Печерский вместе с другими бойцами вынес из боя раненого комиссара полка. Там же, в Вяземском котле, осенью 1941 года Александр был ранен и попал в плен. Переболел тифом, выжил и уже в мае 1942-го предпринял первую попытку побега, которая окончилась неудачно: четверых беглецов поймали и отправили сначала в штрафной лагерь в Борисове, затем перебросили в трудовой лагерь СС в Минске. Во время медосмотра выяснилось, что Печерский еврей, и его увезли в Минское гетто. В сентябре 1943 года его вместе с другими советскими военнопленными-евреями загнали в эшелон, идущий в страшный лагерь смерти «Собибор».


Слайд6На территории концлагеря действовала подпольная организация. 23 сентября 1943 года в числе советских военнопленных в Собиборе оказался Печерский. И уже через три недели – на 14 октября 1943 года – было назначено восстание.

Задание № 5.

Прочитайте тексты, рассмотрите изображение на слайде и выполните задание.

Каким было отношение узников лагеря смерти к готовящемуся восстанию? Прокомментируйте свой ответ.


Слайд7Задание № 6.

Изучите и проанализируйте текст и схему, выполните задание.

1. В чём были сильные стороны плана, разработанного Александром Печерским?

2. Какими чертами характера должен обладать лидер восстания?

3. Насколько велики были шансы на удачный побег у восставших? Аргументируйте свой ответ.


Слайд8Задание № 7.

Прочитайте текст, выполните задание.

Оцените итоги восстания узников в лагере «Собибор».

Прокомментируйте свой ответ. 
 


Слайд9Задание № 8.

Прочитайте текст, выполните задание.

1. Каким был путь на Родину для бежавших из лагеря «Собибор» узников?

Прокомментируйте свой ответ.

Справка.

А. Печерский продолжил войну в составе 15-го штурмового батальона 1-го Прибалтийского фронта. Комплектовались эти подразделения на 90 процентов из офицеров РККА, ранее попадавших в окружение или плен.

20 августа 1944 года при наступлении на город Бауцк техник-интендант второго ранга Печерский был ранен осколком мины в правое бедро. Командованием он был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени, но в итоге было утверждено награждение медалью «За боевые заслуги». Ранение оказалось тяжёлым, и после четырёх месяцев лечения офицер получил инвалидность. Последние годы жизни А. Печерский жил и работал в Ростове-на-Дону.


Слайд10Задание № 9.

Прочитайте текст, выполните задание.

1. В чём заключается мужество и героизм А. Печерского?

2. Объясните понятие «Награда нашла своего героя».