8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Четверг, 05 Июль 2018 16:31

Потомству в пример

У моряка нет ни трудного пути, ни лёгкого пути, есть один – славный путь.

Ф. Ф. Ушаков

История военных флотов мира хранит не так много сражений, в которых заведомо более слабое судно одерживало победу над более сильным. Маленький российский бриг «Меркурий», сумевший одолеть два огромных турецких линейных корабля, стал героем именно такого боя.

Автор: Шишкин Сергей Валерьевич

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (урока мужества, классного часа) «Потомству в пример»
для обучающихся 8–9-х классов 

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цели: формирование ценностного отношения к событиям русско-турецкой войны 1828–1829 гг. на примере героизма экипажа брига «Меркурий»; расширение представления обучающихся об истории российского военно-морского флота, о доблести и чести российских моряков.

Задачи:

- познакомить обучающихся со славной страницей истории Российского флота – боем брига «Меркурий» с турецкими кораблами;

- формировать у обучающихся положительную нравственную оценку защитников Отечества, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала;

- воспитывать у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;

- развивать у обучающихся умение формулировать выводы при изучении различных исторических ситуаций;

- развивать умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, источниках информации, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия. 


Слайд1Задание. Прочитайте слова великого русского флотоводца Фёдора Федоровича Ушакова: «У моряка нет ни трудного пути, ни лёгкого пути, есть один – славный путь».

Как вы понимаете это высказывание?

 

 


Слайд2Русско-турецкие войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказом, позже – за Южный Кавказ, за права судоходства в черноморских проливах, права христиан в пределах Османской империи и право покровительства им русского монарха, а во второй половине XIX века и за их освобождение от османского господства и включение в орбиту влияния России.

Вопрос: Как вы считаете, какие сражения преобладали в этот период морские или сухопутные? Почему?

Преобладали морские сражения, так как одним из основных был черноморский театр военных действий.


Слайд3Одним из примеров мужества и героизма в период русско-турецкой воины 1828–1829 гг. является подвиг экипажа брига «Меркурий», вступившего в неравный бой 14 (26) мая 1829 г. с двумя турецкими кораблями и вышедшего из этого боя победителем.

Задание. Прочитайте надпись на памятнике бригу «Меркурий».

В чём заключается смысл данного посвящения – «Казарскому  "Потомству в пример"».

Александр Иванович Казарский – капитан-лейтенант, в 1829 г. – командир 18-пушечного брига «Меркурий».


Слайд411 мая 1829 года был окружён и сдался без боя турецкой эскадре 36-пушечный фрегат «Рафаил».

Задание. Посмотрите фрагмент фильма. Прочитайте текст с описанием событий на бриге «Меркурий» перед боем. 

Выполните задание № 1 рабочего листа.

 


Слайд514 мая 1829 года в погоню за бригом «Меркурий» отправились турецкие линейные корабли.

Задание. Выполните задание № 2 рабочего листа.

 

 

 


Слайд6Задание. Посмотрите фрагмент фильма. Выполните задание № 3 рабочего листа.

 

 

 

 


Слайд7За три часа боя «Меркурий» потерял 10 человек: 4 убитыми и 6 ранеными. Капитан во время боя был контужен, но оставался на мостике. Бриг получил 22 пробоины в корпусе и 297 повреждений в рангоуте, парусах и такелаже, сохранил при этом способность держаться на воде и двигаться, и с гордо поднятым флагом отправился домой в Севастополь. Через сутки он присоединился к флоту.

Задание. Выполните задание № 4 рабочего листа.

 


Слайд8Задание. Посмотрите фрагмент фильма. Выполните задание № 5 рабочего листа.

 

 

 

 


Слайд9Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как "Меркурий", вывело из строя два линейных корабля».

Задание. Выполните задание № 6 рабочего листа.

 


Слайд10Имя Казарского было на устах у всей России. Ещё вчера скромный морской офицер, не окончивший даже Морского корпуса, он в один день стал национальным героем. Подвиг «Меркурия» вдохновлял художников и поэтов.

Задание. Выполните задание № 7 рабочего листа.

 

 


Слайд11Вопросы.

- Какой пример потомству показала команда брига «Меркурий» под командованием капитана-лейтенанта А. И. Казарского?

- Как бы вы определили значение этого события для нашей современной жизни и современной истории?

Подвиг русских моряков состоял в том, что в безвыходной ситуации они сделали свой выбор – предпочли смерть позорному плену и благодаря «духу экипажа и милости Божией» (А.И. Казарский) вышли из боя победителями. Такое под силу не всем – «Рафаил» тому подтверждение. «Меркурий» навсегда останется символом доблести и славы российского флота.