8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
facebook vk yut instagram

Понедельник, 11 Февраль 2019 12:03

Секреты семейной мудрости

Семья – слово короткое, но обладающее особым смыслом. Семью мы не выбираем, но именно она накладывает отпечаток на нашу дальнейшую жизнь и формирует наше представление о том, какими должны быть семейные отношения. В чем состоит ценность семьи для человека? Каковы секреты «семейной мудрости»?

Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «Секреты семейной мудрости».

Автор: Мелина Светлана Ивановна.

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Секреты семейной мудрости»
для обучающихся 3–4-х классов

Семья – эта та среда, где человек должен учиться творить добро. В. Сухомлинский

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX

Цель: формирование представлений о семейных ролях, основных правах и обязанностях членов семьи.

Задачи:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? О чём пойдет речь?

Задание № 1. Рабочий лист. Посмотрите видеофрагмент с болгарской народной сказкой.

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль сказки. Объясните смысл высказывания: «Пока в семье согласие – она живёт счастливо».

- При каких условиях семья действительно будет крепкой?
- Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
- Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие.
- Обведите контуры бочки, а на обручах напишите все перечисленные качества, которые необходимы для мира и согласия в семье.


Слайд2Задание № 2. Рабочий лист. Прочитайте определение понятия «семья». Ответьте на вопрос: «Какое значение имеет семья в жизни человека?»

 П. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В преамбуле Конвенции ООН о правах ребёнка: «Семья – естественная среда для благополучия всех её членов, которой должны быть предоставлены защита и содействие, чтобы она могла исполнять свои функции».

Выберите пословицы, которые объясняют значение выделенных слов, если известно, что «члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью».

1. Родительское слово мимо не молвится.
2. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
3. Любовь да совет – там горя нет.
4. Счастье родителей – честность и трудолюбие детей.
5. Отца с матерью почитать – горя не знать.
6. Жизнь родителей в детях.
7. Каков отец, таков и молодец.
8. При солнышке тепло, при матери добро.

Объясните смысл слова «домочадцы». Это слово устаревшее или современное? Аргументируйте свой ответ.

Группа лиц, существующая на основе брака, родства, принятия детей на воспитание и характеризующаяся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.


Слайд3Задание № 3. Рассмотрите плакаты на слайде. Определите, что их объединяет. Как вы считаете, какой из них лишний и почему? Аргументируйте свой выбор. Какие вопросы ставят плакаты и какие ответы предлагают? Как связаны две пословицы: «Там, где порядок царит, там и счастье гостит», «Горе тому, кто порядка не наводит в дому»? Объясните смысл пословиц.          

Продолжите фразу: «Домашний труд – это…» (труд, направленный на преобразование домашнего хозяйства).

 


Слайд4Задание № 4. Посмотрите видеофрагмент мультфильма «Нехочуха». Объясните своими словами смысл этого сюжета. Как ведет себя мальчик? Вспомните финал мультфильма. Что помогло мальчику исправиться?

 

 

 


Слайд5Задание № 5. Рабочий лист. Установите соответствие начала и окончания пословиц.

Подберите пословицы и поговорки, раскрывающие значение труда для человека, для своей семьи.

- Без труда в саду нет плода.
- Без труда и отдых не сладок.
- Без труда и палку не выстругаешь.
- Без труда не проживешь.

Слова для вставки: не проживешь, не выстругаешь, не сладок, нет плода.

Сделайте вывод, что нужно сделать Нехочухе, чтобы он почувствовал себя полезным для семьи?


Слайд6Задание № 6. Рабочий лист. Прочитайте стихотворение «Помощница» (автор – Агния Барто). Что хотела сказать автор? Можно ли девочку назвать помощницей? Найдите на слайде Танюшу.

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Рассмотрите фотографии на слайде. Чем дети могут помочь родителям?


Слайд7Задание № 7. Рабочий лист. Представьте семью, состоящую из мамы, папы и ребёнка. Распределите обязанности между ними, заполните таблицу. Рассмотрите слайд, придумайте ему название (домашний труд, семейные обязанности и др.). Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям? Составьте рассказ на основе словосочетаний, взятых из текста, отвечая на некоторые вопросы.

- Как лучше распределить обязанности между членами вашей семьи?
- Для чего необходимо выполнять семейные обязанности?

В современном изменяющемся обществе дети должны стать партнёрами для родителей и учителей. В выполнении этой нелёгкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определённых прав и привилегий. Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребёнок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребёнка происходит эволюционным путём, то есть когда ребёнок становится полезным и нужным в раннем возрасте, и от него ожидают, что со временем он станет ещё более самостоятельным и независимым.


Слайд8Задание № 8. Рабочий лист. Рассмотрите рисунки на слайде. Какие семейные дела вы можете делать? Продолжите свой рассказ, используя предложения.

- Когда у меня есть свободное время, я …
- Чтобы чувствовать себя полезным человеком для своей семьи, я готов …
- Любая работа требует усердия, трудолюбия…

Подумайте, какие черты характера воспитывают учёба и труд.

Придумайте сценарии коротких сценок, в которых родители высказывают разные просьбы о помощи.

- Часто ли вы предлагаете помощь родителям?


Слайд9Задание № 9. Рабочий лист. Прочитайте текст. Найдите в тексте ключевые слова для хороших семейных отношений. Сравните слова из задания № 1, придумайте новые, ответив на вопрос: «Что необходимо семье, чтобы в ней были мир и согласие?» Верно ли утверждение, что все эти слова отражают секреты семейной мудрости?

Валентина Осеева. Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

*Составьте памятку поведения в семье.
Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

- при старших молчать;
- мудрых слушать;
- старшим повиноваться;
- с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
- соблюдать порядок, чистоту в доме;
- строго выполнять свои обязанности.