8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 27 Сентябрь 2018 15:32

Семь правил семьи

Классный час направлен на формирование ценностного отношения и уважения к семье, актуализацию знаний правил поведения в семье. При изучении темы используются следующие контрольные элементы содержания: любовь, дружба, доброжелательность, сопереживание, уважение, эмпатия, забота, мораль, совесть, стыд, вина. В материалах классного часа используются притчи, пословицы, ребусы и загадки.

Автор: Мелина Светлана Ивановна

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Семь правил семьи»
или квестом «В поисках семейных сокровищ» для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование представлений о семье, ценностного отношения и уважения к семье, знание правил поведения в семье, понимание необходимости их выполнения.

Задачи:

  • воспитание у обучающихся общенациональных базовых ценностей российского общества, таких как «семья»;
  • мотивация детей к расширению знаний о правилах поведения в семье, о культуре и семейных традициях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.


Слайд1Задание № 1. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?

Ответьте на вопросы:

  • Что общего между словами: сладость, лад, лада, ладья, кладезь, клад, ладить, ладонь, оладьи, ладный, млад, мармелад, шоколад, Эллада, разлад?
  • Что означает слово «лад»?

* В словаре В.И. Даля читаем: «Ладом» – «порядком, толком, путём, дельно». Слово «лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада – так называли суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже», «Ладый мой, не жури меня».

Посмотрите видеофрагмент.


Слайд2Задание № 2. Посмотрите видеофрагмент.

Подготовьте ответы на вопросы:

  • Что ответил старейшина в письме? Как это всем членам семьи удаётся жить в мире, не ссорясь и не обижая друг друга? Что значит «Ладная семья»?
  • Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы семья была крепкой и счастливой?

*  Всего три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

* Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции – сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверен­ность, оптимизм – создадут то, что мож­но назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, согревает их, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царят хорошее настроение и счастье.

Слайд3Задание № 3. Разгадайте ребус. Объясните смысл пословиц:

  • «Сердце матери греет лучше солнца»;
  • «Кого не любят, того и не слушают».

 

 


Слайд4Задание № 4. Прочитайте стихотворение. Найдите семейное сокровище. Это слово дважды повторяется в стихотворении.

Главное в семье – любовь.
Она ведь всё прощает.
Не будет горя и забот у тех,
Кто о любви всё знает.

Ответьте на вопрос: «Почему в семье важно любить друг друга?»

* Только когда в семье царит настоящая любовь, она становит­ся высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и че­ловеческой теплоты.

* Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».


Слайд5Задание № 5. Отгадайте загадки.

Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого брат.

* * *

Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые сестрички.

Задание № 6. Прочитайте стихотворение «Младший братишка» (М. Скребцова).

Ответьте на вопросы.

Задание № 7. Ответьте на вопросы:

  • Как относился герой стихотворения к своему младшему брату?
  • Расскажите, в какие игры старший брат может поиграть с младшим.
  • Как должны поступить старшие и младшие братья и сестры в следующих ситуациях:

- ваши сестра или брат заболели;
- ваши родители поздно возвращаются с работы. 


Слайд6Задание № 8. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы:

  • Как называется это семейное сокровище?
  • Угадайте ребус, вставьте пропущенные буквы в стихотворении:

Что важное в семье – забота.
Забота обо всех вокруг.
И принимаем мы заботу
Из бабушкиных добрых рук.


Слайд7Задание № 9. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?

Ответьте на вопрос: «Что такое уважение?» Напишите ответ одним словом.

(Даны слова для справок: понимание, обида, доброта, помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость, сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки).

* Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и членами семьи в частности.

* В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь.

Задание № 10. Выберите из предложенных карточек те, которые могли бы войти в «Правила уважения себя и других».


Слайд8Задание № 11. Разгадайте ребус. Какие еще семейные сокровища вы нашли?

Задание № 12. Посмотрите видеофрагмент.

Ответьте на вопросы:

  • Как вы понимаете выражение «взаимное доверие», «общность интересов», «привязанность»?
  • Зачем дружба нужна людям?

* В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Важнейшими признаками дружбы являются взаимопонимание и сопереживание.


Слайд9Задание № 13. Посмотрите видеофрагмент. Разгадайте ребус.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.

И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Распускаются цветы. 

Объясните значение пословиц:

  • «Жизнь дана на добрые дела»;
  • «Доброе слово и кошке приятно».

Что значит быть добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми?


Слайд10Задание № 14.  Прочитайте рассказ «Печенье» (В. Осеева).

При обсуждении необходимо рассмотреть такие понятия как: мораль, вина, стыд, совесть, ответив на вопросы:

  • Какое настроение было у всех вначале? (Веселое).
  • Почему у мамы и бабушки изменилось настроение?
  • О чем думали бабушка и мама? (О том, что их дети поступили неправильно).
  • Что предлагаете сделать Мише и Пете? (Попросить у мамы и бабушки прощения.)
  • В чём смысл рассказа?

Слайд11Задание № 15. Посмотрите видеофрагмент.

Почему все найденные сокровища являются семейными ценностями? Придумайте еще одно необходимое слово (или несколько) для ларца семейных ценностей, составьте ребус для него.