8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Четверг, 29 Декабрь 2016 14:27

Сколько нужно электроэнергии для комфортной жизни?

На что мы тратим электроэнергию в повседневной жизни? Сколько электроэнергии нам нужно в действительности? Сколько топлива для этого сжигается? Как можно сэкономить энергоресурсы и собственные средства?

В ходе классного часа обучающиеся найдут ответы на эти вопросы, а также научатся составлять «энергетический паспорт» своей квартиры, выбирать энергоэффективные бытовые приборы и экономить электроэнергию. Они также смогут оценить свой вклад в экономию энергоресурсов и сохранение окружающей среды как результат деятельности по энергосбережению.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Сколько нужно электроэнергии для комфортной жизни?».

Автор: А. Ю. Заборская

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа)
«Сколько нужно электроэнергии для комфортной жизни?» для обучающихся 10–11-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Приложения [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся культуры энергосбережения.

Задачи:

  • расширение круга знаний обучающихся в области энергопотребления и энергосбережения;
  • вовлечение обучающихся в исследование по теме энергосбережения;
  • привлечение обучающихся к энергосбережению;
  • воспитание у обучающихся экологического мышления;
  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охраны окружающей среды;
  • создание мотивации для сбережения энергоресурсов и энергии.

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы занятия.


Слайд1Учитель актуализирует тему классного часа.

Задание:

Посмотрите на слайд, вспомните, какие способы получения электроэнергии существуют. 

 

 


Слайд2Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной для использования энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продол­жительности и улучшения условий его жизни. С развитием человечества потребление электроэнергии растёт, растут и объёмы добычи ресурсов для обеспечения энергетической отрасли.

В современном мире энергетика является основой развития промышленности, определяющей прогресс общественного производства.

В то же время энергетика – один из источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека. Она влияет на атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твёрдых частиц), гидросферу (потребление воды, создание искусственных водохранилищ, сбросы загрязнённых и нагретых вод, жидких отходов) и на литосферу (потребление ископаемых топлив, изменение ландшафта, выбросы токсичных веществ).

Задание

Проанализируйте представленную диаграмму. Ответьте на вопросы:

  • Как менялось производство электроэнергии во времени?
  • Какие источники энергии преимущественно использовались, с чем это было связано?

Слайд3Одним из эффективных способов уменьшения влияния человека на природу является снижение потребления энергии.

В среднем каждый житель России тратит примерно 2 кВт∙ч в день. Экономный житель укладывается в 1 кВт∙ч в день, а расточительному надо 3 кВт∙ч. В пересчёте на год отклонение от потребления электроэнергии средним жителем приводит к трате или экономии около 350 кВт∙ч, что при средних тарифах составит более 1000 руб. на человека.*

Задание

Посмотрите на диаграмму энергопотребления. Ответьте на вопросы:

  • На что тратится наибольшее количество электроэнергии?
  • Какие меры мы можем предпринять для снижения потребления электроэнергии?

*Данные можно использовать для сравнения при составлении обучающимися «Энергетического паспорта» квартиры. 


Слайд4Задание

Предложите свои правила экономии электроэнергии на освещение.

Правила экономии электроэнергии на освещение

  • По возможности меньше используйте электрический свет.
  • Не забывайте, что на освещённость помещения влияет степень загрязнения осветительных приборов.
  • Нужно при этом не забыть и о чистоте окон.
  • Используйте комбинированное освещение (включайте не все лампочки в люстре одновременно или используйте сочетание настольной лампы и 1–2 лампочек люстры).
  • Используйте современные энергосберегающие приспособления: диммеры (поворотные светорегуляторы, которые плавно меняют уровень освещённости), датчики движения, импульсные реле, цифровые выключатели.
  • Используйте энергосберегающие лампочки.
  • Выключайте свет, когда выходите из комнаты.

Преимущества энергосберегающих ламп:

  • низкое потребление электроэнергии (если сравнивать с лампами накаливания, то они потребляют энергии в 4–5 раз меньше);
  • большая светоотдача: энергосберегающая лампочка мощностью 12 Вт по интенсивности света примерно равна 60 Вт обычной лампы накаливания;
  • не выделяют в большом количестве тепловую энергию (это свойство можно использовать в небольших осветительных приборах) и распределяют свет более равномерно и мягко (обычная лампочка не более 10% потребляемой энергии превращает в световую, а остальное – в тепловую);
  • срок службы энергосберегающих лампочек, как правило, более длительный.

Вопросы

  • Принимаете ли вы эти меры по снижению энергозатрат на освещение?
  • Используете ли вы энергосберегающие лампы? 

Слайд5Задание

Составьте правила использования электроприборов.

Правильное использование бытовых приборов

1. Холодильник лучше размещать вдали от нагревательных приборов и батарей, не ставить вплотную к стене, не покупать большой холодильник без необходимости.

2. Пылесос регулярно очищать от накопившейся грязи (грязный потребляет на 20% энергии больше); учитывать, что больше всего пылесос потребляет энергии при включении и выключении.

3. Электроплита: не разогревать заранее духовку, использовать остаточное тепло конфорок, закрывать кастрюли крышкой, не использовать лишнюю воду при варке, использовать посуду с ровным дном и по размеру конфорки.

4. Рекомендуется использовать скороварки, электрочайник, микроволновую печь и тостер.

5. При использовании стиральной машины выбирать режимы быстрой и экономной стирки, более низкую температуру, загружать полностью, но без перегруза.

6. Компьютеры: уменьшать яркость, выключать компьютер, если не пользуетесь им длительное время; включать все периферийные устройства через сетевой фильтр и всегда выключать, когда эти устройства не работают; использовать жидкокристаллические мониторы, чаще пользоваться ноутбуком.


Слайд6Вопрос

Задумывались ли вы о том, сколько электроэнергии потребляют ваши бытовые приборы в спящем режиме? Как можно сократить расход электроэнергии?

Потребление электроэнергии приборами в спящем режиме

Каждый из приборов в отдельности потребляет не так уж много электроэнергии. Но если суммировать расход всех приборов, которые работают в спящем режиме в наших квартирах, то получаются совсем немаленькие суммы к оплате по счетам.

Так, например, время работы в режиме «ожидания» в среднем для телевизора составляет 19 часов, для микроволновки – 23,8 часа.

В итоге это 5–10% от общего потребления электричества в квартире (около 3000 рублей за год).


Слайд7Вопросы

  • Что представлено на слайде?
  • Что обозначают буквы от А до G?

Для справки

Бытовые приборы, произведённые 15–20 лет назад, иногда потребляют электроэнергии в разы больше.

Выход из этой ситуации: своевременно заменять технику.

Как узнать, насколько энергоэффективен тот или иной прибор?

Для этого нужно внимательно изучить этикетку энергоэффективности, которая должна быть на бытовых приборах. На ней есть буквенные указатели: от А (самый высокий класс энергоэффективности) до G (самый низкий).

Задание (см. Приложение 1)

Внимательно прочитайте характеристики двух холодильников с одинаковыми размерами. Какой холодильник вы бы выбрали и почему? Укажите наиболее значимые для вашего выбора характеристики.


Слайд8Учитель подводит итог, просит обобщить полученные данные и сформулировать правила энергосбережения в быту.

Ученикам предлагается составить «Энергетический паспорт» (Приложение 2) своей квартиры, а также подсчитать, сколько природных ресурсов тратится на потребляемое количество электроэнергии и какое количество углекислого газа выделяется при этом.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что каждый из нас способен внести свой вклад в экономию энергоресурсов и сбережение окружающей среды. Без особых затрат мы можем значительно сократить потребление энергии и связанные с этим негативные последствия для окружающей среды.


Дополнительные источники:

  1. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://gisee.ru/
  2. Наука из первых рук  [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://scfh.ru/
  3. Центр энергоэффективности Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://energoeducation.ru/
  4. Просветительский проект для широкой аудитории «Моя Энергия» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.myenergy.ru/
  5. Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/