8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 06 Ноябрь 2018 15:13

Учительница, которая потрясла мир

Сельма Оттилия Ловиза Лагерлёф (20.11.1858 – 16.03.1940) – первая женщина-писатель, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.) «…в знак признания возвышенного идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, характеризующих её труды…».

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Учительница, которая потрясла мир».

Автор: Берникова Людмила Васильевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Учительница, которая потрясла мир»
для обучающихся 3–5 классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]

Цель: формирование ценностных ориентиров через освоение мировой художественной культуры.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством шведской писательницы Сельмы Лагерлёф;
  • активизация когнитивной деятельности обучающихся;
  • развитие интереса к изучению мирового культурно-исторического наследия.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.


Слайд1Задание № 1. Рассмотрите фото на слайде и определите, о какой известной личности пойдёт речь на занятии.

1. Назовите имя человека, о котором пойдёт речь на занятии?

2. Сформулируйте цель и задачи занятия.

3. Сформулируйте возможные вопросы на тему «Учительница, которая потрясла мир».

 


Слайд2Задание № 2. Посмотрите видео. Прочитайте текст.

Сельма Лагерлёф появилась на свет 20 ноября 1858 года в Швеции в многодетной семье, которая принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница. Когда Сельме исполнилось три года, она тяжело заболела, её разбил паралич. К счастью, Сельма осталась жива, но стала инвалидом и долгое время вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отогнать грустные мысли, Сельма фантазировала (переделывала на своё усмотрение различные настоящие и выдуманные истории, услышанные от отца и бабушки)

Однажды в интервью Сельму спросили: «Что вы считаете величайшим счастьем?» «Верить в себя», – ответила Сельма.

1. Прокомментируйте ответ Сельмы Лагерлёф. Как вы понимаете её слова?

2. Кто и что, по-вашему, может вселить человеку веру в себя?

3. Посчитайте, сколько лет со дня рождения исполнится Сельме Лагерлёф в этом году.


Слайд3Задание № 3. Рассмотрите фото на слайде. Выполните задание.

1. Рассмотрите изображение российской марки и ответьте на вопрос: «Кем была Сельма Лагерлёф?»

2. Рассмотрите изображение национальной валюты Швеции. Номинал – 20 шведских крон. Кто изображён на лицевой стороне банкноты?

3. Опишите изображение обратной стороны банкноты.

4. Назовите произведение, иллюстрации которого изображены на обратной стороне банкноты и на немецкой марке. 

Шведская крона – национальная валюта Швеции.

20 крон – цвет фиолетовый, на лицевой стороне изображена писательница Сельма Лагерлёф на фоне описанного ею ландшафта Värmland и строки из её книг. На оборотной стороне – изображение иллюстрации к сказке Лагерлёф о Нильсе.


Слайд4Задание №4. Посмотрите видеофрагмент. Прочитайте письмо Национальной Ассоциации учителей Швеции, адресованное Сельме Лагерлёф.

«Уважаемая фру Лагерлёф! Общество учителей Швеции пришло к единогласному мнению, что учебник географии для народных школ устарел и нуждается в замене на новый – интересный и увлекательный. Да, изложить занимательно факты о рельефе, почве и карте Швеции невероятно трудно. Однако мы выражаем уверенность, что королевский стипендиат и выпускница педагогической академии справится с такой сложной задачей государственной важности. С нетерпением ждём ответа…»

1. Подумайте, в основу какого произведения Сельмы Лагерлёф легла работа над учебником по географии.

Сельма Лагерлёф написала множество произведений, но самым знаменитым остаётся сказка «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», которую мы знаем как «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Вот в такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, её культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы.


Слайд5Задание № 5. Рассмотрите современную карту Швеции, карту путешествия Нильса и школьный плакат 1947 года, хранящийся в мемориальном музее в Морбакке, на котором обозначены более 50 мест, описанных в книге С. Лагерлёф. Выполните задания. 

1. Сравните карту современной Швеции, карту путешествия Нильса и школьный плакат.

2. Что у них общего? Соответствуют ли карта путешествия Нильса и школьный плакат географическому положению современной Швеции?

3. Можно ли по карте Швеции проследить путешествие Нильса с дикими гусями?


Слайд6Задание № 6. Посмотрите видеофрагмент мультфильма о Нильсе.

1. Какие поступки начинает совершать Нильс, став маленьким?

2. Какие черты характера помогли Нильсу пройти все испытания?

3.  Как вы думаете, произошли ли качественные изменения Нильса? Каким он стал?

4. Что важного понял Нильс о жизни и о себе самом?

5. Подумайте, чему учит нас история Нильса.

6. Как вы понимаете слова автора «поступки нормального человека»? Поясните свой ответ.

Вместе с главным героем учимся сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным, любить природу, дорожить дружбой и уважать свою родину.


Слайд8Задание № 7. Рассмотрите фотографии на слайде.

1. Расскажите об отношении к сказке и её главному герою Нильсу во многих странах мира.

 

 

 


Слайд7Задание № 8. Прочитайте высказывания известных людей о путешествии Нильса и Сельме Лагерлёф.

Шведский поэт Карл Снойльский восторженно писал, что эта сказка вселила «жизнь и краски в сухой пустынный песок школьного урока».

Шведский исследователь Нильс Афцелиус: «Вместо того чтобы написать справочник для студентов университета, она (Сельма Лагерлёф) подарила детям стимул к познанию».

Шведский писатель Вильхельм Муберг: «Самые светлые школьные воспоминания связаны у меня с уроками географии, на которых мы по очереди читали вслух книгу Сельмы Лагерлёф о путешествии Нильса по Швеции... Это были сказочные уроки. Примостившись рядом с Нильсом на спине гуся, я летел вместе с ним над страной, а когда чтение кончалось, я всё ещё мысленно, в своём воображении продолжал полёт».

1. Согласны ли вы с мнением известных людей?

2. Выскажите своё отношение к произведению и его автору.


Слайд9

Задание № 9. Посмотрите видеофрагмент.

В 1907 г. Сельма Лагерлёф стала первой женщиной в истории Швеции, которую избрали почётным доктором Упсальского университета.

В 1909 г. Сельма Лагерлёф – первая женщина-писатель, получившая Нобелевскую премию «…в знак признания возвышенного идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, характеризующих её труды…»

В 1914 г. она стала одной из 18 «бессмертных» Шведской академии.

Шведская академия – одна из королевских академий Швеции, основанная в 1786 г. Состоит из 18 мест, занимаемых пожизненно известными писателями, учёными, общественными деятелями, чьи произведения считаются образцовыми. Быть членом Шведской академии – высший национальный престиж.

Сельма Лагерлёф написала множество произведений, но мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1. Вернёмся к теме занятия «Учительница, которая потрясла мир». В чём смысл темы занятия и как вы его понимаете?

2. Выскажите своё мнение о том, хотели бы вы учиться по такому учебнику.