8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Вторник, 31 Октябрь 2017 15:02

Рекомендации для участников конкурса «Молодые педагоги – московскому образованию», 2018. Номинация «Урок в Москве»

Москва представляет собой уникальную социокультурную среду, в которой сосредоточено большое число объектов историко-культурного и научного наследия: музеев, театров, библиотек, памятников культуры, искусства, архитектуры. Гармоничное развитие личности означает учёт современных потребностей общества, подразумевающих изучение городского пространства, погружение в среду города, в котором живёт человек.

Проект «Урок в Москве» начал свой отсчёт с 2013 года. За это время  методистами ГМЦ и учителями ОО г. Москвы разработано и размещено на сайте ГМЦ 825 уроков для начального, основного и среднего уровней образования, а также СПО. Уроки разработаны по всем предметам учебного плана НОО, ОРКСЭ, 22 предметам ООО и СОО.

Главными отличительными чертами проекта являются:

  1. Освоение образовательного пространства г. Москвы.
  2. Освоение учебного материала на основе необычного, нестандартного пространства при непосредственной работе с источниками или оригинальными материалами, проведение поисково-исследовательской деятельности, использование цифрового оборудования.
  3. Деятельностный подход, учитель выступает в роли тьютора.
  4. Модульная структура методических материалов урока, которые можно использовать как конструктор для выстраивания урока.
  5. Обязательным компонентом урока являются практико-ориентированные ситуационные задания, требующие разработки плана решения конкретной ситуации (метод case study).
  6. Обязательно разрабатываемый материальный или виртуальный продукт урока (буклет, интерактивная карта, определитель, памятка, план эксперимента или исследования, атлас, каталог, меню, инфографика, фотоальбом, интервью, иллюстрированный кроссворд, проект парка, сказка и т. д.)

Отличаются разнообразием пространства, которые используются для проведения уроков:

  • литературные музеи;
  • художественные музеи;
  • естественно-научные музеи;
  • исторические музеи;
  • отраслевые музеи;
  • производства;
  • крупные маркеты и моллы;
  • ВДНХ;
  • метро;
  • улицы Москвы;
  • пришкольные территории;
  • Центр океанографии и морской биологии «Москвариум»;
  • Московский океанариум на Чистых прудах;
  • ботанические сады;
  • культурно-развлекательные центры;
  • эколого-просветительский центр «Воробьёвы горы»;
  • Московский зоопарк;
  • Планетарий;
  • природные территории Москвы (заказники, национальные парки);
  • парки Москвы (Коломенское, Царицыно, Архангельское, Фили);
  • научно-исследовательские институты;
  • спортшколы и стадионы;
  • Центр по энергосбережению;
  • вузы;
  • фитнес-клуб;
  • поликлиника;
  • Центр занятости и социальной защиты населения;
  • театр;
  • храм;
  • Информационный центр ООН;
  • Информационный центр ФНС;
  • защитное сооружение ГО;
  • МОЭСК;
  • военная часть;
  • колледжи.

 Ключевые принципы проекта:

  • расширение возможностей всех московских обучающихся для самообучения и самовыражения;
  • опора на стратегию проектно-исследовательской деятельности в образовании;
  • учёт различных способов поиска информации;
  • повышение уровня познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  • разнообразие организационных форм деятельности;
  • формирование целостной образовательной среды за счёт использования социокультурных и интеллектуальных ресурсов города;
  • тесное взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей, представителей государственных и бизнес-организаций.

Урок в Москве:

  • может проводиться на любой площадке города, обладающей образовательным потенциалом;
  • подразумевает выход за пределы образовательной организации;
  • является инструментом освоения пространства Москвы;
  • говорит «нет» лекционному формату и традиционному воспроизведению учащимися полученной информации;
  • мотивирует обучающихся на выполнение самостоятельной проектной, исследовательской работы;
  • это урок, на котором учитель помогает ребёнку самому получить новые знания, используя городскую среду.

При разработке «Урока в Москве» автор собирает «конструктор» из ряда структурных элементов, при этом информация должна быть несколько избыточной (это делается для того, чтобы любой пользователь мог выбрать необходимые ему материалы: исходя из собственных предпочтений, задач конкретного урока, уровня подготовки учащихся и т. д.).

Конкурсанты предоставляют экспертной комиссии материалы «конструктора урока», размещённые в отдельных папках (в отдельных файлах). Некоторые элементы могут быть опущены, если они не предусмотрены логикой занятия.

Примеры «Уроков в Москве» можно найти на сайте Городского методического центра в разделе «Проекты».

Дополнительно можно ознакомиться с видеорепортажем 1 канала «Урок в музее признан эффективным».

Регламент представления материалов – Скачать.

Памятка по оформлению списка источников – Скачать.

Критерии оценивания конкурсных материалов:

1.  Качество отбора материалов для «конструктора урока».

2.  Полнота «конструктора урока».

3.  Наличие интересных находок, оригинальность.

4.  Методическая ценность представленного сценария урока.

5.  Уровень реализации системно-деятельностного подхода.

6.  Уровень разработки сопроводительных материалов (технологических карт, маршрутных листов и т. д.).

7.  Полнота использования образовательного потенциала учреждения, на базе которого проводится урок; аргументированность выбора.

8.  Культура цитирования и использования дополнительных материалов.

9.  Культура оформления конкурсных материалов.

10.  Культура оформления презентации (очный этап).

Ответственный за размещение информации: Каменский Михаил Александрович, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ, kamenskiyma@mosmetod.ru.