8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Пятница, 12 Декабрь 2014 11:00

Обучаем в деятельности. Пособие для учителей начальной школы

В пособии содержатся разработки уроков для учащихся начальных классов с реализацией деятельностных технологий обучения и развивающие практические задания с использованием учебного оборудования. Материалы разработаны творческой группой педагогов образовательных учреждений ЦОУО ДО г. Москвы под руководством методистов ГБОУ ОМЦ ЦОУО.

Авторы – учителя начальных классов образовательных учреждений ЦОУО г. Москвы:

Белова С.Е., Дьякова Т.Л., Елагина С.Б., Жужликова С.А., Казакова Л.О., Лазутина Е.А., Лукьянова О.В., Мезхер О.Э., Проездова Т.В., Роянова А.А., Старостенко О.Н., Судакова Е.В., Толкунова Е.С.; педагоги-психологи – Мельничук Ю.С., Ермакова О.В.

Методисты: Сабельникова С.И., Чумакова И.М.

Практическое пособие включает более 30 конспектов уроков, 164 задания с учебным оборудованием и программу занятий с набором целевого оборудования для развития познавательной и сенсомоторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. В разработки уроков включена деятельность детей с использованием учебного оборудования.

Практическое пособие содержит два основных раздела:

  1. Раздел «Конструирование урока в деятельностных технологиях», включающий конспекты: уроков с элементами игровой деятельности; уроков с проблемными ситуациями, поисково-исследовательской и проектной деятельностью.
  2. Раздел «Организация развивающей деятельности с учебным оборудованием» включает развивающие задания для учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

Разработки развивающих заданий с использованием учебного оборудования соответствуют требованиям ФГОС НОО к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия.

Пособие адресовано учителям начальных классов и педагогам-психологам для подготовки к урочной и внеурочной развивающей деятельности.

Изменения в деятельности участников образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) привело к тотальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы.

Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.

Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.

Объектами внутренней системы мониторинга стали не только предметные достижения учащихся, но и метапредметные.

Проводятся мониторинги:

• развития образовательной среды;

• использования учебного и компьютерного оборудования;

• реализации программ урочной и внеурочной деятельности;

• здоровья обучающихся;

• обновления и использования сайта ОУ.

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом, помимо учебника и методических рекомендаций, он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться ими с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использоваться при дистанционной и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

Изменения в деятельности обучающихся

Изменились требования и к деятельности обучающихся на занятии.

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени. Характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся учатся формулировать учебные задачи, осознавать цель своей деятельности. Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Учитель формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Изменения во взаимодействии педагогов

Изменение в работе педагогов в связи с введением ФГОС в начальной школе повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей образовательного учреждения.

Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.

Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стала трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Работа методических объединений проводится в форме творческих групп, по результатам готовятся методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности.

Благодаря такой деятельности учителей начальных классов, в созданной на базе ОМЦ ЦОУО творческой группе были разработаны материалы для этого сборника. В методическое пособие включены разработанные с учётом требований ФГОС уроки, а также развивающие задания для самостоятельной работы учащихся с использованием учебного оборудования.

Оглавление

Раздел I. Конструирование урока в деятельностных технологиях.

1. Конспекты уроков с элементами игровой деятельности.

Урок-игра «Путешествие за три моря». Класс: 1. Авторы: Старостенко О.Н., Чумакова И.М. 

Урок-игра «Что нам в жизни пригодится?». Класс: 1. Автор: Сабельникова С.И.

Урок «Число 6, цифра 6». Класс: 1. Автор:  Казакова Л.О.

Урок «Геометрические фигуры». Класс: 1. Авторы: Казакова Л.О., Старостенко О.Н.

Урок «Задача. Структура текстовой задачи». Класс: 1. Автор: Рачонок Е. Н.

Урок «Звуки [м, м’]. Буквы М, м». Класс: 1. Авторы: Елагина С.Б., Роянова А.А., Судакова Е.В., Толкунова Е.С.

Игра «Незнайка изучает правила дорожного движения». Класс: 1. Автор: Мельничук Ю.С.

Игра «Незнайка выбирает профессию». Класс: 1. Автор: Мельничук Ю.С.

2. Конспекты уроков с поисково-исследовательской деятельностью и проблемными ситуациями.

Урок "Тайны космоса". Класс 1. Авторы:  Старостенко О.Н., Чумакова И.М.

Урок «Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов». Класс: 1. Автор: Роянова А.А.

Урок-исследование «Органы чувств». Класс: 2. Авторы: Дьякова Т.Л., Жужликова С.А.

М.М. Пришвин «Ребята и утята». Класс: 2. Автор: Толкунова Е.С.

Урок «Есть в осени первоначальной…». Класс: 2. Авторы: Елагина С.Б., Роянова А.А., Судакова Е.В., Толкунова Е.С.

Урок  «Взаимное расположение прямых линий». Класс: 2. Авторы: Грибанова Е. Ю., Дорохина Е.В.

Урок «Сезонные изменения в природе». Класс: 2. Автор: Лукьянова О.Н.

Урок: «Витрина магазина игрушек». Класс: 2. Автор: Рыжова Т.А.

Урок «Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне». Класс: 3. Автор: Габриелян С.С. 

Урок «Площадь фигур. Единица площади – квадратный сантиметр». Класс: 3. Авторы: Белова С.Е., Лазутина Е.А.

Урок «Что такое почва?». Класс: 3. Автор: Завгородняя В. Е. 

Урок «Природные зоны России»-1. Класс: 4. Елагина С.Б., Роянова А.А., Судакова Е.В., Толкунова Е.С.

Урок «Природные зоны России»-2. Класс: 4. Елагина С.Б., Роянова А.А., Судакова Е.В., Толкунова Е.С.

Урок «Добро и зло». Класс: 4. Авторы: Бардина Н.Ю., Вольберг Л.В 

3. Проектная деятельность.

Проект создания телепередачи «Классный канал».

Проект «Охрана растений». 

Проектная задача «Детский олимпийский городок». 

Раздел  II. Организация развивающей деятельности с учебным оборудованием.

1. Коллекции и муляжи для начальной школы

2. Коллекции плодов  растений (муляжи и семена)

3. Набор денежных знаков

4. Гербарии

5. Коллекция «Почва и её состав»

6. Коллекция  «Полезные ископаемые»

7. Счётные материалы

8. Счётный материал от 1 до 20. Математические кораблики

9. Счётный квадрат

10. «Дроби». «Части целого на круге»

11. Конструктор для развития геометрических представлений

 Раздел  III. Дополнительные развивающие пособия.

Используются для дополнительного закрепления знаний и развития универсальных учебных действий на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в том числе для детей с ОВЗ.

1. Палитра

2. Педагогическая песочница

3. Комплекс  оборудования для психомоторного развития.