8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 13 Октябрь 2014 14:12

Методические рекомендации "Организация реабилитационной работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием"

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, методистов, преподавателей, мастеров п/о, занятых в профессиональном обучении лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Содержание методических рекомендаций раскрывает требования к организационно-педагогическим условиям организации реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Автор-составитель: Швец Е.А., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Организация реабилитационной работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием

Психолого-педагогическое обоснование реабилитационной работы

К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Необходимо учитывать, что если у ребёнка есть даже незначительные нарушения в развитии сенсорной сферы (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), но нет органических поражений центральной нервной системы, то при проявлении низкого уровня развития познавательной сферы такой ребёнок не может признаваться специалистами как умственно отсталым. Если ребёнок имеет органическое поражение центральной нервной системы при сохранном уровне развития познавательной деятельности, то такой ребёнок тоже не может признаваться специалистами как умственно отсталый. Решение об адекватном уровне образовательного маршрута и адекватных психолого-педагогических условиях его обучения и воспитания принимается только коллегиально специалистами на заседании психолого-медико-педагогической комиссии, где медики определяют уровень функционирования центральной нервной системы ребёнка, а специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) определяют уровень сформированности познавательной деятельности ребёнка. Только комплексная оценка уровня актуального развития ребёнка всеми специалистами позволяет сделать квалифицированный вывод об уровне образовательного маршрута для каждого конкретного ребёнка.

Причинами возникновения умственной отсталости являются воздействие различных патогенных факторов:

  • хронические и вирусные внутриутробные инфекции у матери во время беременности;
  • хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени;
  • применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, что может вызвать интоксикацию плода;
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей;
  • неправильное питание матери во время беременности;
  • различные физические и психические травмы матери, перенесённые в период беременности;
  • работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина;
  • иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам;
  • наследственные заболевания;
  • нарушения в строении и числе хромосом.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит), черепно-мозговыми травмами, интоксикациями.

На основе систематизации различных форм олигофрении выделяют три степени интеллектуальной недостаточности: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. У обучающихся данной группы в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Обучающиеся с незначительной степенью умственной отсталости достигают необходимого уровня социальной адаптации: они получают профессиональную подготовку, трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, воспитывают детей. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. Познавательные возможности обучающихся с имбецильностью резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно. Лица с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Они вполне обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счётом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Юноши и девушки с умеренной степенью умственной отсталости способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда.

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. У взрослых людей с идиотией резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжёлые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Данная группа обучающихся способна развиваться. Лица с тёжелой степенью умственной отсталости способны частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым) расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

В психолого-педагогической классификации групп олигофрений выделяют пять основных форм (М.С. Певзнер):

  • неосложненная форма – обучающийся характеризуется уравновешенностью, отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторных систем, эмоционально-волевая сфера изменена не резко, учащийся способен к целенаправленной деятельности в случаях доступности задания, в привычной обстановке его поведение не имеет резких отклонений;
  • при олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие подростку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности;
  • у олигофренов с нарушением функций анализаторов нарушения в развитии познавательной деятельности сочетаются с более глубокими поражениями той или иной системы в коре головного мозга. Они дополнительно имеют дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательной системы;
  • при олигофрении с психопатоподобным поведением у подростка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Проявляется склонность к неоправданным эмоциональным вспышкам;
  • при олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются с изменениями личности с резкими нарушениями моторики. Эти учащиеся вялы, безинициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Подростки не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

С психолого-педагогической точки зрения обучающиеся с различными формами интеллектуального недоразвития характеризуются: высоким уровнем истощаемости центральной нервной системы, утомления, низким уровнем работоспособности, несформированностью общеинтеллектуальных умений и мнемической деятельности; неустойчивостью и полярностью эмоциональной сферы, неадекватным уровнем в формировании самооценки и притязаний, что обуславливает необходимость организации реабилитационной работы с данной категорией учащихся.

Нормативно-правовое обеспечение организации реабилитационной деятельности

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон " социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ;
  • Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 августа 2001 г. "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», прилож. №14;
  • Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1996 г. № 14

Теоретические основы реабилитации

Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение к активной жизни в обществе и общественно полезному труду.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребёнка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий для жизни подростка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребёнка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности учащихся, их активной жизненной позиции, способствующих интеграции в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

К основным принципам реабилитации относятся:

  • раннее начало проведения реабилитационных мероприятий;
  • комплексность использования всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий;
  • индивидуализация программы реабилитации;
  • этапность реабилитации;
  • непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;
  • социальная направленность реабилитационных мероприятий;
  • использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий важно с точки зрения профилактики возможности дегенеративных изменений, раннее включение в лечебный процесс реабилитационных мероприятий, адекватных состоянию обучающихся, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика). Реабилитационные мероприятия нельзя применять при очень тяжёлом состоянии подростка.

Комплексность применения всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий. Проблемы реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов, адекватной физическому и психическому состоянию подростков на отдельных этапах реабилитации. В зависимости от причин ограничения жизнедеятельности состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения реабилитационных мероприятий, а также особенностей состояния обучающихся, их функциональных возможностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств будут варьироваться, то есть реабилитация требует индивидуального подхода к учащимся с учётом их реакции на использование реабилитационных мероприятий.

Непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного этапа к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в реабилитационных мероприятиях может привести к его ухудшению, когда приходиться начинать всё сначала. Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап. Для этого важно, чтобы на каждом этапе было задокументировано, какие методы и средства реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого.

Социальная направленность реабилитационных мероприятий. Основная цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение подростков к бытовым и трудовым процессам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учёта характера и особенностей восстановления, функций, нарушенных при том или ином заболевании. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния реабилитируемого по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяется специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием подростка в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды:

а) медицинская диагностика;

б) функциональная диагностика;

в) мотодиагностика;

г) психодиагностика.

Методики реабиллитации

Библиотерапия. Предполагает специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными воз­можностями здоровья с помощью чтения специально подобран­ной литературы, которая способствует нормализации или оптимизации психического состояния. Коррекционное чтение отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства лиц с огра­ничением жизнедеятельности, испытывающих неудов­летворенность своим образом жизни и желание его из­менить; эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные состояния, из которых учащиеся с ограниченными возможностями здоровья часто не знают выхода; желание войти в круг людей, творчески владеющих словом, чтобы поделиться своим творческим опытом и др. Чаще библиотерапия осуществляется через художе­ственное чтение, дискуссии, литературные вечера, встре­чи с персонажами произведений и их авторами, участие в литературных и поэтических клубах, посещение выста­вок книг и, конечно же, предполагает работу в читальном зале, библиотеках. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чув­ства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их в новое русло, к новым целям. Проиг­рывая в воображении диалоги, альтернативное поведение и учитывая свои особенности, учащийся получает знания об альтернативных способах переживания, об иных воз­можных формах поведения. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетом жиз­ни, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации, помогает разрешению конфликтов в реальной жизни. Таким образом, через познание образов литера­турных героев участники занятий познают себя, тем са­мым открывая пути к самоизменению и самореализации.

Изотерапия. Терапия художественным творчеством – универсальный интердисциплинарный (на стыке меди­цины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реа­билитации и направленный на устранение или уменьше­ние нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навы­ков, формирование способностей к деятельности в процессе занятий специфиче­скими, целенаправленными видами творчества. Будучи напрямую связанным с важнейшими психи­ческими функциями – зрительным восприятием, мотор­ной координацией, речью, мышлением, – рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядо­чить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения пси­хологических, внутриличностных проблем (страхи, тре­вога, неуверенность, одиночество, преодоление негатив­ных переживаний, формирование умелости и уверенно­сти руки, точности движений и т. д.). Рисование может быть и психодиагно­стическим, и психокоррекционным инструментом.

Арт-терапия. Это реабилитационная технология, осно­ванная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагога­ми и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкотерапия. В ней используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции лиц с ограничени­ем жизнедеятельности, развития их творческих способ­ностей, расширения кругозора, активации социально-адаптивных способностей. Прослушивание музыки стимулирует человека к соб­ственному творчеству, так как сопряжено с эмоциональ­но-образной сферой. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна его менять в по­зитивную сторону. Воздействие музыки объединяет людей в делах, мыс­лях, чувствах: на празднике, соревновании, вечерах, кар­навалах и семейных торжествах. Двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повы­шает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосу­дистой системы, регулирует нервную деятельность, раз­вивает физические способности. Музыкальное образова­ние с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социаль­ной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровая терапия. Она рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. Уникальность игротерапии состоит и в том, что трав­мирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отра­жение (катарсис) их достаточно реален. Игротерапия по­могает опробовать типы поведения, выбрать наиболее подходящий для конкретной личности в определённой жизненной ситуации. С целью изменения отношения инвалида к себе и дру­гим, улучшения психологического и эмоционального самочувствия (повышение самооценки) применяются две формы игротерапии: направленная (директивная) и не­направленная (недирективная). При направленной игротерапии специалист сам уча­ствует в игре, внося в неё сюжетно-ролевой аспект. Это игры-драматизации, занятия в театральных кружках, кон­курсы, турниры, соревнования, импровизации. Ненаправленная игротерапия ориентирована на само­стоятельную игру инвалида, где он выражает свой внут­ренний мир, самочувствие. Отсюда и наличие самостоя­тельно организуемых и развиваемых сюжетов: импрови­зации, сочинения и др. Игры несут в себе элементы физического и социаль­но-психологического тренинга, активизируют мыслитель­ную деятельность, воображение, творческие способно­сти людей с ограниченными возможностями здоровья. Игра раз­вивает ориентацию, учит поиску необходимого решения, оптимального выхода. Ей принадлежит особая роль в рас­ширении коммуникативных навыков. Психолого-педагогическая поддержка инвалидов сред­ствами игры является динамичным способом коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуни­кативной и двигательной сфер. Игра позволяет участ­никам наиболее естественно самовыражаться и преодо­левать субъективные комплексы, связанные с дефектом и фрустрациями.

Глинотерапия. Это работа с пластическими материа­лами (глина, пластилин, тесто и др.). Изготовление раз­личных поделок способствует развитию интеллекта, мо­тивации для активного участия в социокультурном про­странстве, повышения самооценки, овладения навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия. Это приобщение к работе с растения­ми, что помогает корректировать поведенческие и эмо­циональные расстройства, восстанавливает после пере­несенных заболеваний, улучшает психоэмоциональное состояние людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять с элементами других технологий социокультурной деятельности.

Туротерапия. Основными функциями туризма с соци­альной точки зрения являются: воспроизводящая, компен­саторная, восстановительная, реабилитационная. Туризм предполагает двигательную активность и тем обеспечивает терапию и профилактику психосоматических заболеваний. Туризм способствует общению, установлению контактов, помогает интегрироваться в коллектив, отвлекает (пере­ключает) мышление от безысходных мыслей.

Спортивно-оздоровительные технологии. В их число вхо­дят йога и иппотерапия. Йога – система гармонии с ок­ружающим миром на физическом и мен­тальном уровнях. Цель йоги – последовательно развивать и утверждать самосознание, дисциплинировать функци­онирование мозга и психики. Занятия йогой мобилизуют физический и психиче­ский потенциал организма; укрепляют здоровье; закали­вают духовно-волевую сферу психики; включают человека в групповые виды занятий; воспитывают культуру тела и духа. Естественное излечение (натуротерапия) основано на принципе самоисцеления, возрастании потенциала воз­можностей человеческого организма. Занятия йогой от­влекают от негативных мыслей, делают досуг содержа­тельным, помогают найти единомышленников и устано­вить социальные связи, включиться в организованный процесс проведения оздоровительных мероприятий.

Иппотерапия – использование реабилитационных воз­можностей верховой езды на лошади. Иппотерапия воздей­ствует на людей с соматическими, психическими заболе­ваниями, является хорошим средством восстановления после травм. Верховая езда способствует активизации дви­гательной и дыхательной функций, кровообращения, бла­готворно влияет с точки зрения общеукрепляющего, пси­хологического, эстетического, воспитательного эффекта.

Компьютерные технологии. Они важны как источник информации при проведении библиотерапии. Получив навыки работы с до­статочно простыми поисковыми системами, люди с ог­раниченными возможностями здоровья получают доступ к инте­ресующим книгам, статьям и другой информации, а также к значительной базе музыкального, изобразительного ма­териала.

Компьютерные игры ˜– мощный резерв в игротерапии. Игры не только развлекают, но и тренируют эмоцио­нальные, психические и моторные функции. В компью­терных играх моделируются различные состояния как сенсорные, так и эмоциональные, развивается коорди­нация движений через механизм «глаз – рука».

Песочная терапия. В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические. От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Сенсорная комната. Основной задачей действия сенсорной комнаты на человека является достижение релаксации, снятие напряжения и избавление от стресса. Работа с подопечным в сенсорной комнате также направлена на профилактику и лечение различных заболеваний всех органов чувств и нервной системы. В оснащение сенсорной комнаты входят: световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а также ароматерапией; бескаркасная мебель и мягкие модули; массажные и тактильные изделия, массажёры и массажное кресло, светозвуковое и интерактивное оборудование.

Сеансы в сенсорной комнате показаны в следующих случаях:

  • неврозы и неврозоподобные состояния;
  • резидуально-органические поражения центральной нервной системы;
  • аутизм, адаптационные расстройства, необходимость проведения семейной психокоррекции;
  • детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии;
  • нарушения слуха, зрения, речи.

Для проведения реабилитационных занятий в профессиональных образовательных организациях можно оборудовать реабилитационный кабинет.

Реабилитационный кабинет организуется с целью обеспечения работы по коррекции особенностей психофизического развития, социальной адаптации, социализации и интеграции с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитационный кабинет осуществляет организационно-методическое сопровождение реабилитационной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Работа реабилитационного кабинета ведётся на основе текущего и перспективного планирования.

Деятельность реабилитационного кабинета организуется в соответствии с действующим законодательством в области психолого-педагогического сопровождения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачами организации реабилитационного кабинета являются:

  • организация диагностики уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • отслеживание динамики развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий и организация реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий и содействие развитию личности подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий для освоения основных программ профессионального обучения учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание условий и содействие социальной адаптации и интеграции подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные функции реаблитационного кабинета:

  • формирование банка нормативно-правовой и методической документации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и реабилитационной работы с данной категорией обучающихся;
  • разработка программ психолого-педагогической диагностики учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка учебно-программной документации для реализации программ реабилитационной работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативная и методическая помощь педагогическим работникам и семьям учащихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам организации условий профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • систематизация данных по организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и составление отчётности.

Обеспечение деятельности реабилитационного кабинета

Реабилитационный кабинет предназначен для реабилитационных занятий, организованных педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом.

Занятия с подростками с ограниченными возможностями здоровья проводятся в индивидуальной, подгрупповой, индивидуально-подгрупповой формах.

Пространство реабилитационного кабинета делится на три зоны: рабочая зона, зона для проведения тренингов и терапевтических занятий, зона релаксации.

Примерный перечень оборудования реабилитационного кабинета:

  • диагностические методики и стимульный материал к ним;
  • художественные произведения для проведения библиотерапии;
  • материалы для проведения изотерапии;
  • материалы для проведения глинотерапии;
  • музыкальное сопровождение для проведения музыкотерапии (прослушивание и исполнение музыкальных произведений, экспрессивный танец);
  • оборудование для проведения арт-терапии;
  • оборудование для проведения песочной терапии;
  • оборудование для сенсорной комнаты;
  • компьютеры, компьютерные игры для проведения игротерапии;
  • специализированное оборудование (для работы сурдопедагога, тифлопедагога).

Организационно-педагогические основы реабилитационной работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием

п/п

Специфические трудности в развитии обучающихся с ОВЗ

Основные задачи реабилитационной работы

Основные направления работы

Формы

работы

Методы работы

1

Низкий уровень работоспособности. Высокий уровень истощаемости деятельности и утомляемости

Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся

Формирование психолого-педагогического базиса основного вида деятельности

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Использование

здоровьесбер. техн.

2

Несформированность основных свойств произвольного вида внимания: трудности концентрации, переключения, распределения, активности, высокий уровень отвлечения

Формирование процессов саморегуляции

Коррекция особенностей эмоционального и личностного развития обучающихся

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Формирование устойчивой мотивации к деятельности через интерес, анализ динамики, плотности и темпа деятельности; опора на зрительный анализатор, практическая направленность деятельности, формирование способов самоконтроля и самооценки деятельности

3

Несформированность словесно-логического вида памяти, ограниченный объём воспринимаемого материала, непрочность его сохранения и воспроизведения

Формирование мнемической деятельности

Коррекция особенностей познавательной деятельности обучающихся

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Алгоритмизация.

Метод установления ассоциативных связей

4

Несформированность словесно-логического вида мышления

Формирование общеинтеллекту-альных умений

Коррекция особенностей познавательной деятельности обучающихся

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Задания на определение иерархии понятий, выделение существенных признаков, основы для классификации и обобщения, сопоставление, подведение от частного к общему и от общего к частному, умение преобразовать и перегруппировать материал

5

Низкий уровень социального развития. Несформированность коммуникативных навыков

Формирование социального поведения

Коррекция особенностей эмоционального и личностного развития обучающихся

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг, все виды терапий

6

Отсутствие содержательной познавательной мотивации, интеллектуальная пассивность, низкий уровень сформированности компонентов основной деятельности

Отслеживание динамики развития обучающихся педагогами и специалистами

Формирование психолого-педагогического базиса основного вида деятельности

Груп.

Инд.

Инд.-гр.

Методы психолого-педагогической диагностики

 Алгоритм взаимодействия специалистов в системе реабилитационной работы

№№ п/п

Направления и этапы работы

Специалисты

Способы и средства работы

Результаты работы

1. Психолого-педагогическая реабилитация эмоционального и личностного

развития обучающихся

1.1.

Нивелирование последствий психологического стресса и неадекватных методов воспитания

педагог-психолог,

социальный педагог

все виды терапии, беседы

определение стиля педагогического взаимодействия

1.2.

Формирование положительной «Я-концепции»

педагог-психолог

психолого-педагогический тренинг

изменение форм и стиля поведения

1.3.

Формирование процессов саморегуляции

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер производственного обучения

психолого-педагогический тренинг,

методы самоконтроля

формирование произвольного вида внимания, способов регулирования поведенческих и эмоциональных реакций

1.4.

Формирование адекватного уровня самооценки

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер производственного обучения

психолого-педагогический тренинг,

дифференцир. задания

формирование способов самоконтроля и самооценки поведения и деятельности

1.5.

Формирование социально-психологического норматива

преподаватель,

мастер производственного обучения

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

1.6.

Формирование стилей антикризисного поведения

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер производственного обучения

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

1.7.

Формирование коммуникативной компетентности в групповом взаимодействии

педагог-психолог, преподаватель,

мастер производственного обучения

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

2. Формирование познавательной деятельности обучающихся

2.1.

Формирование мнемической деятельности

педагог-психолог, преподаватель,

мастер производственного обучения

коррекционные и дидактические упражнения

формирование словесно-логического вида памяти

2.2.

Формирование общеинтеллектуальных умений

педагог-психолог, преподаватель,

мастер производственного обучения

коррекционные и дидактические упражнения

формирование словесно-лигического вида мышления

Список используемой литературы

  1. Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск: Изд. Томского политехнического университета, 2011.

  2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011. – 364 с.

  3. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

  4. Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Ч. 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

  5. Олигофренопедагогика: учебное пособие / Воронкова Валентина Васильевна, Алышева Татьяна Викторовна, Васенков Геннадий Васильевич. – М.: Дрофа, 2009.

  6. Специальная психология:уУчеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Ред. В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

  7. Фролова О.Л. Теория социальной работы. – Магадан: Северо-Восточный государственный университет, 2011.

Скачать

Ответственный: Швец Е. А., методист СПО ГМЦ ДОгМ.

Тел.: 8 (499) 763-67-64