8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 04 Октябрь 2016 15:22

Методологические подходы к профориентационной работе в инклюзивной модели профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор-составитель: Швец Евгения Анатольевна,
методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Проблема профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и трудоустройства молодых инвалидов была и остается высоко актуальной и трудно разрешимой, так как зачастую психофизические возможности подростка или юноши не соответствуют уровню их притязаний.

Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако реальное эффективное трудоустройство молодых инвалидов оказывается существенным образом затруднено по целому ряду причин.

К объективным причинам следует, в частности, отнести:

– недостаточную архитектурную и инфраструктурную доступность;
– отсутствие для лиц с ограниченными возможностями здоровья специальных условий труда;
– недостаточное количество рабочих мест в доступных сферах профессиональной деятельности.

К причинам субъективного характера, оказывающим влияние на профессиональное самоопределение инвалидов, относят:

– недостаточнуюя информированность о содержании и характере труда, который показан по нозологическим нормативам лицам с ограниченными возможностями здоровья;
– отсутствие должной психолого-педагогической, социальной поддержки в поиске работы и закреплении на рабочем месте;
– личностные и эмоциональные особенности, затрудняющие планирование и реализацию профессионального пути;
– отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда.

Исходя из этого необходимо актуализировать подходы к систематизации модели профориентационной работы при инклюзивном профессиональном образовании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Структура такой модели может иметь пять основных блоков.

Психологический блок

Психологические особенности профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

– учёт индивидуальных особенностей здоровья учащихся;
– опережающая профориентационная инициатива взрослых;
– преодоление недоверия и пассивности учащихся в отношении профориентации;
– оптимальный баланс между добровольностью и обязательностью участия в профориентации;
– высокий уровень требований к учащимся с ограниченными возможностями здоровья должен сочетаться с созданием для них условий для выполнения этих требований;
– равноправное вовлечение в организацию профориентационной работы для формирования у них субъективности и активной жизненной позиции;
– учёт и преодоление фактора социальной стигматизации;
– преодоление феномена «выученной беспомощности»;
– информирование о профессиях, соотнесенное со способностями и склонностями учащихся;
– учёт объективных возможностей профессиональной подготовки и наличия (либо создания) рабочих мест, доступных и имеющих специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья;
– многовариативность стратегического планирования профессиональной перспективы;
– коррекция компенсаторных фантазий, подменяющих реальное профессиональное самоопределение либо вызывающих к нему негативизм;
– психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной деятельности к профессиональной;
– помощь в социализации.

Немаловажное значение при организации профориентационной работы имеет учёт соматического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как сопутствующие заболевания во многом могут определять круг показанных профессий и специальностей по нозологическим нормативам лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятия профориентационной работы должны подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, так как в большинстве случаев учащиеся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно не ставят перед собой задачи профессионального самоопределения. При этом необходимо учитывать интересы, предпочтения и способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствовать их развитию, проявлению и выходу на уровень профориентации, с детства формировать устойчивые увлечения, которые затем могут стать основой для овладения соответствующими профессиями.

На формирование осознанного профессионального выбора во многом влияет самостоятельное принятие решений, так как только самостоятельно принятые решения последовательно выполняются, мотивировано поддерживаются и контролируются. В противном случае при ослаблении внешнего контроля цели не достигаются. Но ни в коем случае нельзя поощрять незрелый выбор, необходимо способствовать развитию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья личностных качеств, прежде всего, волевых и морально-нравственных, которые будут способствовать исполнению принятых решений.

Профориентационная работа должна быть организована в образовательной организации, чтобы исключить обращение к псевдопсихологическим услугам.

С целью преодоления стагнации профориентационного процесса добровольность активного участия в мероприятиях может сочетаться с обязательностью посещений с учётом прогулов, а также устанавливается баланс между предоставлением учащимся возможности организовывать собственную профориентационную работу и возможностью перехода к авторитарному управлению ей со стороны взрослого в том случае, если учащиеся не проявляют достаточной активности.

Наиболее продуктивно мероприятия по профориентационной работе реализуются в группах, сформированных по критерию общности интересов и склонностей к тому или иному типу профессий.

Для того чтобы стимулировать и мотивировать обучающихся в активном участии в профориентационных мероприятиях, можно разработать критерии оценки достижений и определить стимулы поощрения.

Важным моментом является предоставление обучающимся возможности в планировании, организации и последующем наставничестве в профориентационной работе для формирования основ их самоорганизации и активности.

Необходимо формировать у окружающих понимание реальных трудностей, которые испытывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вследствие особенностей их психофизического развития, в противном случае формируются установки по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как о беспрерывно нуждающихся в помощи, зависимых от окружающих людей, требующих постоянной заботы. Проявляется фактор социальной стигматизации. С одной стороны, это стимулирует общество оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья, которые действительно нуждаются в опеке, с другой стороны, это может серьезно помешать тем из них, кто способен и стремится к самостоятельности, но из-за стигматизации встречает со стороны окружающих людей назойливую опеку. Социальная стигматизация активно интериоризируется самими людьми с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего они оказываются в плену своей социальной роли.

На основании имеющихся неудачных попыток проявления активности и самостоятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья снижается уровень мотивации к преодолению трудностей, и можно наблюдать феномен «выученной беспомощности», который значительно снижает результативность действий. Вместо феномена «выученной беспомощности» профориентационная работа может стать условием формирования «мотивации достижений».

Очень часто обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают чувство социальной незащищенности в условиях постоянно меняющегося законодательства и социальной поддержки. В качестве технологии, позволяющей помочь учащимся с ограниченными возможностями здоровья справиться с тревогой по поводу своего будущего, желательно в их профориентацию включать построение схем и алгоритмов различных вариантов жизненных путей и профессионального развития.

Нельзя ориентировать обучающихся только на престижные, высокооплачиваемые профессии, так как это приводит к сужению выбора профессий до узкого круга направлений профессиональной подготовки и не учитывает возможности самих учащихся, перспективность профессии для конкретного учащегося.

Пока учащийся с ограниченными возможностями здоровья обучается, он и его родители находятся в стабильном психологическом состоянии. Перед ними стоят ясные цели, учебная деятельность уже давно стала знакомой, понятной и освоенной, приносит успехи и моральное удовлетворение, а также даёт возможности для широкого круга общения. Стоит только перейти к трудоустройству, то в случае, если изначально профориентация была построена нереалистично и не привела к созданию адекватных и выполнимых профессиональных планов, выпускник сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем и рискует обнаружить, что все усилия, которые он затратил на учёбу, оказались недостаточны для того, чтобы устроиться на работу и удержаться на ней, стать востребованным на рынке труда. Это может привести к значительному стрессу, дезориентации в социальных отношениях, депрессивным состояниям, даже к суицидальным настроениям даже у тех, кто в процессе своего обучения не проявлял к ним никакой склонности. Вероятно, именно для того, чтобы защититься от фрустрации, связанной с потенциальной трудовой неконкурентоспособностью, и одновременно – чтобы всё же наполнять свою жизнь пусть не трудовой, но всё же осмысленной и в каком-то смысле созидательной активностью, – они и затягивают процесс обучения. Поэтому обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо психологическое сопровождение при переходе от учебной к трудовой деятельности.

Учёт обозначенных особенностей организации профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья является основным условием их успешного профессионального самоопределения.

Организационно-педагогический блок

Основные функции профориентационной работы:

– информационно-просветительская функция (стимулирование и активизация осознанной ориентации учащихся в современном мире профессий, расширение кругозора в сфере профессиографических требований к конкретному специалисту);

– активизационно-развивающая функция (развитие логического, критического, системного, прогностического мышления; активизация процессов самопознания, самодиагностики, а также процесса самообразования в сфере интересующих видов трудовой деятельности; создание условий для развития и саморазвития основных социально значимых и профессионально важных качеств личности);

– процессуально-формирующая функция (обеспечение адекватной соотнесенности индивидуальных возможностей, способностей ученика и требований выбранной профессии; формирование и развитие умений и навыков в области построения и реализации индивидуализированных планов своего профессионального будущего).

Основные условия, обеспечивающие эффективность профориентационной работы:

– специально-профессиональная подготовленность и личностная готовность педагогических работников и специалистов образовательных организаций к реализации задач социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

– вариативность в процессе профориентационной работы форм, методов взаимодействия образовательной организации с социальными партнёрами, учреждениями различных ведомств для обогащения жизненного опыта молодых инвалидов;

– в образовательных организациях должна быть систематизирована нормативно-правовая база трудоустройства инвалидов в Российской Федерации, создана база данных об организациях, предприятиях, в которых успешно трудятся инвалиды, имеется база данных о предпринимателях-инвалидах;

– педагогические работники и специалисты образовательных организаций должны владеть вариативными методиками проведения профориентационных занятий как в разновозрастных группах, так и микрогруппах;

– привлечение родителей, попечительского совета к процессу социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

– системный мониторинг сформированности основ профессионально-личностной «Я-концепции» будущего выпускника;

– установление социальных связей образовательной организации с центрами профориентации и трудовой занятости, социальными службами, общественными организациями инвалидов, волонтёрскими объединениями, союзами работодателей, профессиональными сообществами;

– педагогические работники и специалисты образовательных организаций должны владеть знаниями из таких научных отраслей, как специальная психология и педагогика, социальная педагогика, психология труда.

Основные направления профориентационной работы

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалификационных кадрах, содержанием и перспективам развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. В процессе профессионального консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важно постепенно развивать у них осознание необходимости принять ответственность за своё профессиональное будущее.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Учёт особенностей профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

– снятие тревожности и формирование эмоционального контроля;
– развитие коммуникативных навыков и уверенного поведения;
– выработка позитивной личностной и профессиональной перспективы;
– развитие личностных качеств, необходимых для овладения профессией и построения успешной карьеры;
– содействие социальной адаптации;
– активизация самостоятельной деятельности по самоорганизации и самоопределению, а также критичности и логического мышления.

Задачно-целевой блок профориентационной работы:

– помощь в нахождении личностных смыслов по отношению к выбору профессии (причем не только привлекательным, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать компромиссно);
– детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
– развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;
– формирование готовности к непрерывному образованию и труду;
– формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально предпочитаемой сфере;
– постепенное формирование у учащихся умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
– развитие умений при необходимости осуществлять компромиссный выбор профессии.

Содержательно-методический блок

Знать:

– источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
– сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «высшее образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»;
– способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
– возможные пути получения профессионального образования;
– возможности рынка образовательных услуг региона;
– сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути;
– особенности приёма и обучения в организациях профессионального образования, психологические особенности личности, рынок труда.

Уметь:

– ориентироваться в мире профессий;
– уточнять и корректировать профессиональные намерения;
– выявлять свои способности и профессиональные интересы;
– раскрывать психологические особенности своей личности;
– определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
– работать с профессиограммами;
– составлять личный профессиональный план;
– ориентироваться в типах и подтипах профессий;
– находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
– определять уровень образования, который предоставляет конкретное образовательное учреждение;
– самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;
– определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда, составлять резюме.

Блок оценки эффективности профориентационной работы:

– степень осознания учащимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья своих индивидуальных психофизических особенностей;
– степень знания о трудовой деятельности выбираемой профессии;
– степень информированности о получении специализированной профориентационной помощи и о получении необходимого образования;
– степень информированности о востребованности в регионе данной профессии и о конкретном месте работы;
– уровень знаний об универсальных профессиональных компетенциях и о профессионально важных качествах представителя выбранной профессии;
– характер мотивации к выбору профессии;
– общий самостоятельный уровень активности в освоении выбираемой профессии;
– предпринимаемые волевые усилия и положительные эмоции.

По материалам «Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных школах» / Т.И. Бонкало, В.В. Пчелинова, Н.И. Никитина, М.Н. Цыганкова / Под. ред. и сост. Т.И. Бонкало. – М.: РГСУ, 2015.

Ответственный: Швец Евгения Анатольевна, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: 8 (499) 763-67-64.
Электронная почта: shvecea@mosmetod.ru.