8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 26 Ноябрь 2014 12:33

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, методистов, преподавателей, мастеров п/о, занятых в профессиональном обучении лиц с умственной отсталостью.

Содержание методических рекомендаций раскрывает требования к организационно-педагогическим условиям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

  3. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 года 16.

  4. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082.

  2. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждены Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн.

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

  •  обеспечение диагностического, коррекционно-реабилитационного психологического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

1. Организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся.

2. Отслеживание динамики развития обучающихся специалистами.

3. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.

4. Разработка и реализация программ профилактической работы.

5. Организация консультативной работы.

Принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

1. Рекомендательный характер советов сопровождающего. Мероприятия психолого-педагогического сопровождения разъясняются и согласовываются с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и не являются обязательными к исполнению до получения согласия с их стороны.

2. Непрерывность процесса сопровождения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья находятся в системе психолого-педагогического сопровождения до полного разрешения имеющихся проблем в обучении, воспитании, развитии или на протяжении всего срока обучения в профессиональной образовательной организации. Сроки реализации программы психолого-педагогического сопровождения устанавливаются специалистами сопровождения исходя из степени выраженности возникающих проблем в обучении, воспитании, развитии и психофизических особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Соблюдение интересов сопровождаемого. Все спорные вопросы, касающиеся трудностей обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья решаются в пользу обучающихся.

4. Мультидисциплинарный подход к решению проблем сопровождаемого. Программа психолого-педагогического сопровождения является комплексной и содержит психологический, социальный и педагогический аспект.

Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

1. Выявление проблем в обучении, развитии и воспитании.

2. Определение степени выраженности проблемы и влияния на развитие, обучение и воспитание.

3. Организация консультаций для специалистов, педагогов, родителей (законных представителей).

4. Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.

Направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:

1. Обоснование выбранной образовательной траектории.

2. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального и личностного развития.

3. Стимулирование развития познавательной деятельности.

4. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективной организационно-функциональной моделью психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования является психолого-медико-педагогический консилиум профессиональной образовательной организации.

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования

Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья. Изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом). В результате реализации первого этапа психолого-педагогического сопровождения определяется группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в процессе профессионального образования.

Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Психолого-педагогическая диагностика реализуется всеми специалистами и педагогами, деятельность каждого специалиста и педагога направлена на реализацию задач психолого-педагогической диагностики исходя из функциональных и должностных обязанностей.

Педагог-психолог определяет особенности личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализует программу учебного предмета «Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Учитель дефектолог проводит психолого-педагогическую диагностику причин и особенностей трудностей обучения, воспитания, развития; определяет уровень развития познавательной деятельности.

Социальный педагог устанавливает уровень социального развития; определяет социальную ситуацию развития и степень ее влияния на обучение, воспитание и развитие; реализует программу учебного предмета «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Преподаватель, мастер производственного обучения отслеживают уровень освоения основной образовательной программы.

Медицинский работник определяет уровень соматического здоровья, соотношение по группам здоровья, ситуации риска; организует при необходимости обследование специалистами; дает рекомендации по режиму жизнедеятельности; реализует программу «Медицинская реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации. Рекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования.

Третий этап: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации, профессиональной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В реализации программы участвуют педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, преподаватель, мастер производственного обучения и содержит педагогический, психологический и социальный аспекты. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума профессиональной образовательной организации, специалистами консилиума отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

Задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью обуславливаются особенностями психофизического развития данной группы обучающихся. В психолого-педагогическом статусе умственно отсталых подростков отмечают высокий уровень истощаемости центральной нервной системы и утомляемости; низкий уровень работоспособности; несформированность общеинтеллектуальных умений, мнемической деятельности; непроизвольный вид внимания; эмоциональную неустойчивость.

При реализации комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения решаются следующие задачи:

  • расширение и уточнение знаний и представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности;
  •  развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, целенаправленности);
  •  развитие общеинтеллектуальных умений обучающихся в соответствии с уровнем и особенностями их психофизического развития;
  •  развитие мнемической деятельности обучающихся;
  •  развитие процессов саморегуляции;
  •  формирование социально-адаптированных форм поведения;
  •  сохранение и укрепление соматического и психофизического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  •  отслеживание динамики развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению умственно отсталых обучающихся в процессе профессионального обучения:

  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию общеинтеллектуальных умений;
  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию мнемической деятельности;
  • работа по коррекции особенностей эмоциональной и личностной сферы;
  • коррекционно-реабилитационная работа по развитию процессов саморегуляции;
  • сохранение и укрепление соматического и психофизического здоровья обучающихся.

 Методы коррекционно – реабилитационной работы с обучающимися с умственной отсталостью: коррекционные упражнения, различные виды терапевтических методик, деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогические тренинги.

Для формирования произвольного вида внимания необходимо учитывать темп деятельности обучающихся (темп деятельности обучающихся физиологически обусловлен и не должен быть искусственно занижен или завышен), плотность учебного занятия (объем учебных заданий и уровень их сложности), динамику учебного занятия (необходимо учитывать, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогическом статусе имеют нарушения деятельности нейродинамических процессов, поэтому сосредоточиться на одном виде деятельности не могут, при организации учебного занятия необходима разумная смена видов деятельности). Важным фактором в формировании произвольного вида внимания является устойчивая мотивация к деятельности, которая формируется через интерес.

Для развития общеинтеллектуальных умений используют коррекционные упражнения:

упражнения на развитие словесно-логического вида мышления:

  • упражнения на выделение существенных признаков, их число и взаимосвязь;

  • упражнения на установление иерархии понятий в их последовательности и взаимосвязи;

  • упражнения на подведение общего к частному и частного к общему;

  • упражнения на выделение основы для обобщения и классификации;

  • упражнения на сопоставление и сравнение;

  • упражнения на умение преобразовать и перегруппировать материал;

упражнения на развитие долговременного словесно-логического вида памяти:

  • упражнения на алгоритмизацию, установление ассоциативных связей;

  • упражнения на отсроченное воспроизведение воспринятого материала, увеличение объема запоминаемого материала.

Развитие коммуникативных навыков

Работа с текстом:

  • анализ содержания текста по вопросам преподавателя;

  • словарная работа (уточнение и расширение активного словаря, объяснение лексического значения слов, подбор к словам синонимов и антонимов);

  • установление последовательности событий в содержании текста, их логических связей и зависимостей;

  • составление развернутого, свернутого планов пересказа текста, опор для пересказа текста;

  • самостоятельный пересказ текста.

Работа с деформированным текстом.

Составление предложений из разрозненных слов с установлением логических связей и зависимостей.

Составление диалогов на заданную тему.

Составление текстов разных стилей на заданную тему.

Четвертый этап: работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Программа работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна быть комплексной, при участии всех специалистов и педагогов.

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности при организации работы с родителями, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями здоровья:

  • влияние негативных последствий психологического стресса;
  • влияние негативных последствий нервнопсихического напряжения;
  • влияние негативных последствий ограничения социальных контактов;
  • дестабилизация внутрисемейных отношений;
  • дестабилизация детско-родительских отношений;
  • низкий уровень психолого-педагогической компетентности.

В результате реализации программы работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья родители должны быть включены в коррекционно- реабилитационную работу, что позволит повысить уровень ее эффективности.

Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме профессиональной образовательной организации

1. Общие положения

Данное положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк) профессиональной образовательной организации.

Данное положение разработано на основе инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения».

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ПМПк создается приказом руководителя профессиональной образовательной организации при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя профессиональной образовательной организации.

ПМПк профессиональной образовательной организации в своей деятельности руководствуется уставом профессиональной образовательной организации, договором между профессиональной образовательной организацией и родителями (законными представителями) студентов, обучающихся, договором между ПМПк и ПМПК, Положением о деятельности ПМПк.

2. Цели и задачи деятельности ПМПк

2.1. Целью деятельности ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей профессиональной образовательной организации и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья студентов и обучающихся.

2.2. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • отслеживание динамики развития обучающихся;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности коррекционно-реабилитационной помощи в рамках имеющихся в профессиональной образовательной организации возможностей;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие подростков и молодежи, динамику их состояния, уровень успешности в освоении образовательной программы.

3. Состав ПМПк

3.1. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя профессиональной образовательной организации (председатель ПМПк); преподаватель, мастер производственного обучения, представляющие студентов, обучающихся на ПМПк, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, медицинский работник.

3.2. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование подростков и молодежи с особыми образовательными потребностями.

4. Основные функции ПМПк

4.1. Организация и проведение диагностики уровня актуального развития подростков и молодежи, выявление студентов и обучающихся, нуждающихся в обеспечении специальных образовательных условий.

4.2. Отслеживание динамики развития студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4.3. Отслеживание уровня усвоения основной образовательной программы.

4.4. Ведение банка данных на студентов и обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в процессе профессионального образования.

4.5. Обсуждение и утверждение комплексных программ психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в процессе профессионального образования.

4.6. Анализ реализации комплексных программ психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в процессе профессионального образования. Корректировка программ психолого-педагогического сопровождения.

4.7. Отслеживание уровня реализации коррекционно-реабилитационных задач в процессе реализации основной образовательной программы.

4.8. Определение форм, способов, средств и длительности коррекционно-реабилитационной работы со студентами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4.9. Отслеживание уровня реализации здоровьесберегающих технологий в работе с подростками и молодежью с ограниченными возможностями здоровья.

4.10. Обсуждение и утверждение комплексных программ работы с семьями студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Порядок работы ПМПк:

  1. Обследование подростков и молодежи специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников профессиональной образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между профессиональной образовательной организацией и родителями (законными представителями) студентов, обучающихся.
  2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на студентов, обучающихся.
  3. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
  4. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования обучающихся каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
  5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
  6. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в профессиональной образовательной организации) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). По рекомендациям ПМПк (с согласия родителей (законных представителей) студентов, обучающихся и утверждения педагогического совета) студентам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть изменена форма обучения, программа профессионального образования (обучения) или разработаны индивидуальный учебный план или индивидуальный график. При отсутствии в профессиональной образовательной организации условий, адекватных индивидуальным особенностям студента, обучающегося, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
  7. Организация и проведение работы по профессиональной диагностике студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Организация и проведение работы по профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Обсуждение адаптированных программ дисциплин (вариативной части учебного плана), учебных предметов и учебно-методических комплексов профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
  11. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом профессиональной образовательной организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем студентов, обучающихся с особыми образовательными потребностями; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости проведения заседания и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

Список используемой литературы

  1. Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

  2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011. – 364 с.

  3. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

  4. Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

  5. Олигофренопедагогика: учебное пособие // Воронкова Валентина Васильевна, Алышева Татьяна Викторовна, Васенков Геннадий Васильевич. – М.: Дрофа, 2009.

  6. Специальная психология: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Ред. В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

  7. Фролова О.Л. Теория социальной работы. – Магадан: Северо-Восточный государственный университет, 2011.

Скачать

Ответственный: Швец Е. А., методист ГМЦ ДОгМ

Тел.: 8 (499) 763-67-64