8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Понедельник, 16 Ноябрь 2015 18:53

Выездные образовательные лагеря как мотивационный фактор развития детских объединений и ученического самоуправления (из опыта работы гимназии № 1534)

Важнейшей задачей современной школы является создание специальных условий для реализации и развития потенциальных возможностей каждого ребёнка, его участия в социально значимой деятельности. Не секрет, что нынешняя школа и родители в большей мере нацелены на развитие способностей детей в математике, физике или других областях наук, с тем чтобы содействовать их интеллектуальному росту и дальнейшему поступлению в вузы. Система дополнительного образования предлагает детям неограниченные возможности для развития музыкальных, художественных, спортивных, технических способностей. Однако мало значения придаётся развитию социальной одарённости [1], связанной с лёгкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений, а ведь эти способности необходимы каждому.

Становится всё более очевидным, что наступает эра нового, личностного образования, с которой связаны наши надежды на улучшение жизни страны. Возникает острая необходимость в создании пространства для развития социальной одарённости детей, реализации их личностных возможностей. Таким пространством в первую очередь являются детские объединения, органы школьного самоуправления, разновозрастные сообщества.

В ГБОУ гимназия № 1534 г. Москвы за последние годы сложилось детско-взрослое образовательное сообщество «Параллельные миры», ядро которого составили старшеклассники, выпускники и учителя, на протяжении ряда лет выезжавшие и выезжающие в зимний гимназический лагерь.

Что такое «Параллельные миры»?

В июне 2004 года инициативная группа учителей организовала выездной семинар, на котором в результате двухдневного мозгового штурма был разработан ряд предложений по развитию школьной образовательной среды. Так родился зимний выездной интеллектуально-творческий лагерь гимназии №1534, названный «Параллельные миры» (однако в народе давно любовно именуемый просто «Ёлочкой» – по названию подмосковного пансионата, на базе которого проводился первый выезд, и по близости к Новому году).

Из архивных документов:

Год создания лагеря – 2004.

Как это было?

Однажды июньским днем в группе учителей-энтузиастов родилась идея: сменить обстановку, выйти (а вернее, выехать) за пределы школы, создать принципиально иную «параллельную» жизнь в течение нескольких дней. В этой жизни не будет уроков,  домашних заданий, школьной формы...

А что же будет?

Будут интеллектуальные игры, творчество, театр, музыка, спорт ...

Ну, прямо как в сказке!

А что же, будет и сказка... Потому что сказки любят все ...

А как же мы назовём всё это?

Мы назовём это зимним интеллектуальным лагерем «Параллельные миры»!

Почему миры – параллельные?

Да потому, что каждая школьная параллель – это особый мир со своим укладом, со своим характером... Надо же этим характерам где-нибудь проявиться!

А ещё потому, что существуют рядом мир детей и мир взрослых, учеников и учителей. Пусть они пересекутся в плоскости творчества!

Конечно, не всё же за двойки ругать!

А ведь мир учёбы и мир творчества – тоже параллельные миры...

Решено! Едем!

…И настал день, когда всё наконец-то оказалось готово. Однажды зимним утром, когда вся Европа отдыхала после встречи Рождества, по запруженным московским улицам покатили четыре автобуса. Обогнув холмы и разделив пополам Сказочный Лес, оставив с одной стороны Кругосветные Горы, а с другой – Великую Пустыню, Жёлтая Кирпичная Дорога повела путешественников в Изумрудный Город. Ни один из десяти сказочных народов не знал, что его ждёт в Волшебной стране. Веселье? Трудности? Победы? Разочарования? Каждому из покинувших в этот день тёплую постель предстояло на три дня стать гостем Страшилы Мудрого, доброго Железного Дровосека, храброго Льва, колдуньи Гингемы, феи Виллины, мужественного стража Дин Гиора и, конечно, девочки Элли, которая, как и все люди на свете, любила сказки...»

Вот уже много лет лагерь задаёт особый настрой, способствует созданию благоприятного психологического климата в гимназии, развитию детского самоуправления.

«Параллельные миры» – лагерь для старшеклассников. С восьмого класса в нашей гимназии начинается предпрофильное обучение и создаются новые классные коллективы (для учащихся 5–7-х классов существует выездной интеллектуальный лагерь).

Принципиальной идеей организации лагеря «Параллельные миры» является смена обстановки, выезд за пределы гимназии, создание атмосферы «параллельной» жизни, событийная наполненность которой способна конкурировать по интенсивности, оптимизму, ощущению романтики и игры с реальной жизнью учащихся вне лагеря.

Программы лагеря направлены на решение следующих задач:

– развитие интеллектуально-творческого потенциала гимназистов, способности к нестандартному мышлению;

– развитие коммуникативных навыков, умения понимать другую точку зрения; развитие интереса к другим людям, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми, лидерских качеств;

– формирование общности «учитель – выпускник – учащийся»; совместное создание подростками и взрослыми различных форм социальных инициатив; воспитание актива;

– развитие осознания значимости себя и своих действий в мире, своей ответственности за команду, лагерь, гимназию, общество в целом.

Лагерь функционирует не менее четырёх дней в предновогоднее время (ориентировочно с 26 по 29 декабря).

Что такое «Параллельные миры»?

Это необычайная насыщенность каждого дня маленькой смены, стремительный темп жизни, к которому быстро привыкаешь и от которого начинаешь испытывать удовольствие. За четыре дня в лагере мы успеваем сделать столько, сколько невозможно сделать в школе за весь учебный год.

Ретроспектива и перспектива жизни лагеря

Июнь-ноябрь 2004 г. Изучение опыта гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга по проведению выездных мероприятий для старшеклассников. Создание инициативной творческой группы. Поиск своей модели лагеря. Разработка Положения о лагере, Программы первого выезда. Организационные мероприятия.

26–28 декабря 2004 г. Первый зимний выезд «За ответами к Гудвину» (литературная основа – сказочные повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др., сказки К.И. Чуковского).

2005–2014 гг. Ещё ДЕСЯТЬ зимних выездов, каждый из которых имеет литературную или культурно-историческую основу (на момент создания статьи в перспективе ещё один выезд – двенадцатый по общему счёту). Постепенное усложнение тем, сюжетной основы, программы мероприятий.

I. 2004 год – «За ответами к Гудвину».

II. 2005 год – «Сказки зимнего леса, или В гостях у Андерсена». К 205-летию великого сказочника.

III. 2006 год – «Чудесный Книгоград, или Празднуем юбилеи любимых книг (Свет "Алых парусов")».

IV. 2007 год – «Звёздная страна, астероид 1534» (книга смены – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, 45 лет со дня выхода в свет). Выезд посвящён 50-летию школы № 21 – гимназии № 1534.

V. 2008 год – «Зимние игры имени короля Артура, или Странствие в Средние века».

VI. 2009 год – «В Стране невыученных уроков».

VII. 2010 год – «НИИЧАВО, или Понедельник начинается в субботу».

VIII. 2011 год – «Таинственный остров» (к юбилею Ж. Верна).

IX. 2012 год – «Обыкновенное чудо» (пьесы Е. Шварца).

X. 2013 год – «Весь мир – театр» (Шекспир и не только…).

XI. 2014 год – «Эпоха славных дел» (ключевые события истории России).

XII. 2015 год – «Синяя птица» (счастье во всех его проявлениях).

В 2010 г. опыт работы лагеря был освещён в научно-практической разработке «Выездной интеллектуальный лагерь как способ организации творческого пространства для развития способностей, личностных возможностей и социальной компетенции учащихся». Авторы разработки – О.С. Шейнина, Ю.В. Морозова – удостоены Гранта Москвы в сфере «Образование».

Ещё раз о том, почему миры – параллельные…

Каждая школьная параллель обладает неповторимым характером, который проявляется в полной мере в различных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах. Уже во время церемонии открытия лагеря ребята показывают традиционное домашнее задание, условно называемое «Портрет параллели». Суть его бывает разной, но необходимым условием является выполнение задания всеми учениками той или иной параллели, приехавшими в лагерь, а это весьма непросто. В результате поездок в лагерь происходит сплочение ребят в параллели, исчезают противоречия между разными классами, возникает единый дружный коллектив. Сплочённость ребят в параллели подчёркивается цветовым единством форменной майки: жёлтый цвет для 8-классников, дебютантов-«желторотиков»; зелёный – цвет надежды и юности – для 9-классников и т. д. (для каждой смены разрабатывается новый дизайн-проект майки, значка на основе рисунков школьных художников).

Наши миры параллельные, потому что существующие в школе почти независимо мир детей и мир взрослых, учеников и учителей, в лагере пересекаются в плоскости общения, творчества и сотворчества. Команда учителей – непременный участник каждого коллективного творческого дела. Именно учителя «задают планку», показывают тот уровень выступлений, на который следует ориентироваться, поэтому с каждым выездом «домашние задания» детей (спектакли, фильмы, музыкальные номера) становятся всё более яркими, в них нет места пошлости. Дети стараются превзойти наставников, а учителя – не оплошать.

Учителя иначе раскрываются перед учениками в процессе зимней смены, обнаруживают те грани своих способностей, которые часто бывают скрыты на уроке. Где ещё узнаешь, что твой учитель пишет стихи, поёт, владеет гитарой, легко танцует лезгинку или твист, мастерски играет на сцене, снимает фильмы, плетёт макраме, печёт вкуснейший яблочный штрудель, плавает, играет в футбол, отлично катается на коньках или на лыжах? «Ты знаешь, мама, учителя в лагере совсем не такие, какие они в школе», – говорят ребята, вернувшись домой.

А учителям каждый зимний выезд даёт возможность убедиться в том, что все дети талантливы. Ученики предстают перед ними в совершенно ином свете. Рождается взаимопонимание, возникают душевные связи. Замечено, что ученики с гораздо большим уважением относятся к тем учителям, которые хоть раз вместе с ними выехали в лагерь, меняется даже их отношение к предмету. Они и здороваются потом при встрече совсем иначе, чем прежде: с улыбкой и искренней симпатией.

Принципы, методы и формы работы

Содержание работы лагеря строится в соответствии с Программой, основанной на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм общения и здорового образа жизни. Краеугольные камни Программы – Общение, Действие, Уважение, Успех.

Программа лагеря задумывается как сюжетно-ролевая игра живого действия, в которой условием полноценной интеллектуально-творческой жизни становится театрализация происходящего. Каждая смена имеет свой девиз, легенду и соответствующий сюжет, который чаще всего связан с литературными датами – юбилеями писателей и книг. Поводом к созданию проекта программы может послужить юбилей известного фильма, например благодаря 30-летию показа по телевидению кинофильма «31 июня» (по мотивам романа Д.-Б. Пристли) мы перенеслись из 2008 года в Средние века, изучили эпоху и литературные памятники. Так мы расширяем кругозор наших старшеклассников, мотивируем их к прочтению книг, далеко не всегда входящих в школьную программу, просмотру старых добрых фильмов.

Однако бывает, что выбор сюжетной основы зависит от обстоятельств. Из-за разразившейся в 2009 году осенней эпидемии гриппа и недельного карантина, объявленного в школах Москвы, мы отстали от Всесильной Школьной Программы и очутились в Стране невыученных уроков, став гостями Глагола Повелительного наклонения. Пришлось заняться подтягиванием самих себя, а заодно узнать, как учили детей в разные века. Разумеется, главным лекарством от вирусной инфекции стала шутка.

Ролевая игра, постоянное перевоплощение учеников и учителей – основные принципы построения Программы.

Программа являет собой сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик организации коллективных интеллектуальных и творческих дел, элементов психологического тренинга, интерактивных игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и эстафет.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не так важно, что этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

КТД – форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.

В качестве примера предлагаем традиционные творческие дела в нашем  гимназическом лагере (Приложение 1).

Социальные инициативы

В лагере возникают новые социальные инициативы. Так, впервые проведённая в 2006 году ярмарка, спустя два года по инициативе ребят превратилась в благотворительное мероприятие. Сделанные своими руками предметы декоративно-прикладного искусства, чудеса кулинарного творчества продаются за настоящие деньги. Ребята собирают весьма значительные суммы, которые мы передаём в Российскую детскую клиническую больницу на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Затем ярмарка перешагнула границы лагеря, стала проводиться и в гимназии. На нашу благотворительную масленичную ярмарку приходят теперь и жители окрестных домов. Во время подготовки и проведения ярмарок наши дети сплачиваются вокруг решения общей задачи: им нужно придумать и создать такой рукотворный продукт, который бы пользовался спросом и приносил выручку, им хочется помочь своим сверстникам излечиться от тяжёлых болезней.

Воспитание актива

Ежегодно создаваемый Штаб лагеря, коллектив учителей и воспитанников самостоятельно определяют Программу деятельности, распорядок дня. В каждом отряде выбирается лидер. Лидеры присутствуют на планёрках, принимают участие в обсуждении планов на будущее и являются связующим звеном между взрослыми воспитателями и детьми-участниками во всех вопросах. В лагере может действовать самоуправление воспитанников. Орган самоуправления представляет собой совет лидеров отрядов, который совместно с кураторами реализует коллективные интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия.

Каждый прожитый в лагере день анализируется, обсуждается участниками зимней смены на отрядных «свечках» – вечерних посиделках, где происходит негромкий общий разговор. Мнения отрядов о «плюсах» и «минусах» прошедшего дня сообщаются наутро в Штаб лагеря. Мы заметили определённую тенденцию: «минусы» бывают чаще всего связаны с чисто бытовыми неурядицами, тогда как «плюсы» – с организацией КТД. Эмоциональное восприятие большинства проводимых в лагере дел характеризуется словами «замечательно», «очень интересно», «классно», «здорово», «нам всё понравилось», «хотим ещё»… Для Штаба лагеря это самая высокая оценка и подтверждение правильности выбранного пути. Если выполнение Программы жизни лагеря сопровождается положительными эмоциями, если лица ребят и учителей освещены радостью, выражают удовольствие, глаза горят от восторга, значит, лагерь действительно являет собой некое творческое пространство, в котором реализуются те личностные возможности, которые практически не задействуются, а порой и вовсе скрыты от глаз педагогов и даже самих воспитанников в обычном учебном процессе.

Естественно, приобретённые навыки самоуправления не пропадают даром. Прошедшие через «Параллельные миры» становятся ученическим активом: из этих ребят формируются Совет вожатых, Штаб игры «Зарница», инициативные группы по подготовке школьного Дня самоуправления и праздника «Последний звонок», других мероприятий.

Пресс-центр интеллектуального лагеря появился в первый же год его существования и прошел путь трансформации от ежедневной стенной газеты до ежедневных выпусков видео-новостей. 

Участие в работе пресс-центра принимают представители всех параллелей (в общей сложности 10–12 человек). Работа в пресс-центре добровольна и не освобождает «сотрудников» от всех основных форм активности, предусмотренных программой лагеря.

Пресс-центр лагеря работает по модели обычной редакции: школьники занимают позиции корреспондентов, редакторов, операторов, дикторов, самостоятельно занимаются монтажом материала, применяя знания программного обеспечения, полученные на уроках информатики. Ребята, будучи ограничены во времени, должны построить работу таким образом, чтобы успеть полностью подготовить выпуск новостей к утреннему просмотру всем лагерем. 

Работа в пресс-центре способствует социализации детей, позволяет активным представителям каждой параллели узнать друг друга ближе и подружиться на базе совместной работы. Бывает, что работа в пресс-центре помогает выбрать профессию, определяет жизненный путь.

Нынешний руководитель пресс-центра – выпускница гимназии, ветеран лагеря и практикующий журналист-международник – выполняет в работе пресс-центра функцию координатора, знакомит школьников с азами работы журналиста, однако основная работа ложится на самих юнкоров.

Ситуация успеха

Общественное признание

Одним из главных достижений в нашей работе мы считаем создание позитивного настроя, нацеленности каждой команды и каждого её участника на успех. В лагере учреждены и собственные награды:

– дипломы (для каждой смены свои – согласно теме выезда), призы – командные и индивидуальные. Вручаются победителям и призёрам КТД, лучшим игрокам интеллектуальных игр, лучшим исполнителям театральной роли, лучшим вокалистам, спортсменам и т. д.;

– Орден «Ёлочки». Служит высшей наградой для приехавшего в лагерь старшеклассника; присуждается тому участнику, без усилий которого, по мнению команды, зимний выезд не стал бы для неё ярким, запоминающимся событием;

– Орден Святого Понедельника. Утверждён в 2010 году, во время зимней смены, литературной основой которой явились повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и её продолжение – повесть Н. Ютанова «Орден Святого Понедельника» (проект «Время учеников»).

В члены Ордена Святого Понедельника посвящаются люди, увлечённые своим делом, работающие без выходных. Для них понедельник действительно начинается в субботу. Посвящённым присуща вера в то, что работать действительно может быть интереснее, чем отдыхать. Что дело, которое делаешь, может и должно быть любимым. Что творить не за страх, а за совесть, не ради денег, а по искреннему желанию и видеть результаты своего труда – это настоящее удовольствие. Отличительной чертой посвящённых является постоянная потребность узнавать новое, двигаться вперед, внутренне и профессионально развиваться и достигать новых горизонтов. Присуждается взрослым участникам лагеря за многолетний труд и особые заслуги в деле организации и проведения зимнего интеллектуального лагеря гимназии № 1534 «Параллельные миры». В исключительных случаях присуждается ученикам. Основание – решение Штаба лагеря.

Знак «За верность ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ МИРАМ» присуждается детям и взрослым, ставшим ветеранами лагеря, т. е. прошедшим четырёхлетний круг.

Лагерь стал неотъемлемой частью жизни гимназии. Всю первую половину учебного года пронизывает ощущение «завтрашней радости», которое, по словам А.С. Макаренко, совершенно необходимо детям. Обсуждаются возможные темы предстоящего выезда, бурлят идеи, составляются проекты Программы смены, пишутся сценарии… Ученики 8–11-х классов читают «книги смены», репетируют спектакли, готовятся к балу, снимают фильмы для кинофестиваля, занимаются вокалом, шьют флаги или костюмы, рисуют декорации, создают фотоафиши будущих спектаклей… Каждый находит себе то, чем ему заниматься интересно, то есть реализует свой творческий потенциал.

Во время каждой смены мы тщательно создаём тот климат, в котором выбиваются из-под коры страха, неуверенности в себе ростки способностей и расцветают таланты.

Не хотите ли попробовать? Мы рады поделиться опытом. Предлагаем вашему вниманию афишу одного из зимних выездов (Приложение 2).

Список литературы:

1. Белова С.А., Шейнина О.С. Системная экспертиза образовательных условий столичной гимназии // Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе: Сб. /Под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. – М.: Смысл, 2009. – 309 с. – С. 164–179.
2. Данилов С.В., Илюшин Л.С. Праздник длиною в учебный год: материалы для организатора внеклассной работы. – СПб.: КАРО, 2001. – 476 с.
3. Юркевич B.C. Одарённый ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 175 с.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. − М.: Смысл, 2001. – 365 с.

[1] Социальная одаренность – одаренность в сфере лидерства и социальных взаимодействий (Д.В. Ушаков. Социальный интеллект как вид интеллекта).

Шейнина Ольга Семёновна,
директор
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1534»,
 
Морозова Юлия Витальевна,
руководитель методического объединения
учителей русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1534»,