8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
vk g twit yut picassa odkl facebook

Четверг, 31 Август 2017 14:54

Положение Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества», 2017–2018 учебный год

1980 Басова Дария 8 ЕПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Городского Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения мероприятий Городского Фестиваля «Духовные скрепы Отечества» (далее – Фестиваль) для образовательных организаций города Москвы.

1.2. Меропрития направлены на реализацию Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и «О днях воинской славы и памятных датах России» (№ 32-ФЗ от 13.03.1995 г.), Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы (Постановление Правительства РФ №1493 от 30 декабря 2015 г.), Комплексного плана мероприятий по патриотическому воспитанию населения города Москвы на 2017–2020 годы (от 4.10.2016), Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. №134-ПП).

1.3. Организатором Фестиваля является ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ГМЦ ДОгМ) совместно с межрайонными советами директоров государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

1.4. Информация о Фестивале размещается на сайте ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

2. Цель и задачи Фестиваля

2.1. Цель: создание условий повышения эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

2.2. Задачи:

– обновление содержания урочной и внеурочной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей детей на основе современных технологий обучения и развития, воспитание юных москвичей средствами музейной педагогики;

– создание условий для самореализации педагогов, воспитателей, руководителей школьных музеев и обучающихся по использованию музейных фондов в образовательном процессе и внеурочной деятельности;

– повышение роли музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций в условиях возрастания роли информационных технологий;

– методическое сопровождение деятельности руководителей, специалистов и актива музеев образовательных организаций при проведении выставочной деятельности;

– выявление лучших педагогических практик, современных форм работы педагогов, воспитателей, руководителей детских общественных движений (организаций), военно-патриотических клубов и поисковых отрядов, музеев для обобщения и распространения опыта среди образовательных организаций Департамента  образования города Москвы.

3. Этапы проведения Фестиваля

Мероприятия  Фестиваля проводятся в период с 1 сентября 2017 года по 18 мая 2018 года в 4 этапа:

– I этап «От Руси к России» – с 1 сентября по 31 октября 2017 года;

II этап «Наследники Славы», посвящённый Дням воинской славы России, – с 1 ноября 2017 года по 31 января 2018 года;

III этап «Примером сильны и сердцем отважны!», посвящённый Дню защитника Отечества, – с 1 февраля по 28 февраля 2018 года;

IV этап «Память пылающих лет...», посвящённый 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, – с 1 марта по 18 мая 2018 года.

4. Порядок проведения Фестиваля

4.1. К участию в мероприятиях Фестиваля по этапам и тематическим направлениям допускаются образовательные организации, педагогические работники и обучающиеся образовательных организаций, прошедшие регистрацию в интерактивной системе на сайте ГМЦ ДОгМ – http://konkurs.mosmetod.ru/.

4.2. Регистрация в интерактивной системе является подтверждением принятия условий настоящего Положения.

4.3. Материалы  о проведенных мероприятиях по этапам и тематическим направлениям Фестиваля (видеофильмы, видеоклипы, презентации с закадровым текстом и т. д.) размещаются на официальном сайте образовательной организации.

4.4. Принимая участие в Фестивале, педагоги и обучающиеся дают согласие на обработку персональных данных.

4.5. В мероприятиях Фестиваля предусматривается:

– представление лучших творческих работ педагогов на организуемых мастер-классах;

– определение лауреатов и участников мастер-классов экспертами.

4.6. Участники мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий Фестиваля (Приложение 1).

4.7. Участники мероприятий Фестиваля могут использовать методические рекомендации (Приложения  2–7).

5. Работа экспертов (жюри) Фестиваля

5.1. Эксперты (жюри) мероприятий Фестиваля:

– оценивают работу участников Фестиваля по тематическим направлениям в соответствии с утверждёнными критериями;

– определяют лауреатов, победителей и призёров на основании рейтинга по каждому конкурсному мероприятию и в соответствии с квотой, установленной Оргкомитетом.

6. Подведение итогов

6.1. Определение лауреатов (победителей и призёров) мероприятий Фестиваля осуществляется на основании соответствия представленных материалов критериям.

6.2. По итогам участия в мероприятиях каждого из этапов Фестиваля организаторы  мероприятий получают электронные сертификаты.

6.3. По итогам участия в мероприятиях 4 этапов Фестиваля организаторы мероприятий, признанные лауреатами, награждаются грамотами.

6.4. Победители и призёры интернет-киновикторин награждаются  дипломами.

7. Оргкомитет Фестиваля

7.1. Для организации и проведения Фестиваля создаётся городской Организационный комитет Фестиваля (далее – Оргкомитет), который формируется организатором.

7.2. Оргкомитет состоит из методистов ГБОУ ГМЦ ДОгМ (Приложение 1).

7.3. В компетенцию Оргкомитета входят:

– осуществление методической и организационной работы по подготовке и проведению Фестиваля;

– формирование состава жюри (экспертов) мероприятий Фестиваля и организация его работы;

– своевременное доведение до образовательных организаций (в том числе педагогов) методических рекомендаций по проведению мероприятий Фестиваля;

– приём конкурсных материалов (видеоматериалов) от участников мероприятий Фестиваля;

– мониторинг регистрации участников мероприятий Фестиваля;

– подведение итогов мероприятий Фестиваля;

– определение системы поощрения и награждения лауреатов каждого этапа Фестиваля;

– проведение награждения лауреатов Фестиваля.

7.4. Оргкомитет оставляет за собой право:

– на отказ в оценке материалов, не соответствующих условиям мероприятий Фестиваля;

– на изменение сроков проведения мероприятий Фестиваля.

7.5. Работа Оргкомитета строится на основании данного Положения и соответствует срокам проведения Фестиваля.

Состав Оргкомитета Фестиваля

– Лебедева Марианна Владимировна – председатель Организационного комитета, директор ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

– Антонов Николай Викторович – заместитель председателя Организационного комитета, заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

– Баранов Дмитрий Юрьевич – заместитель председателя Организационного комитета, методист ГБОУ  ГМЦ ДОгМ;

– Мелина Светлана Ивановна – ответственный секретарь Организационного комитета, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

п/п

Ф.И.О. методиста

Контактный номер телефона

E-mail

1.

Камагина Ольга Евгеньевна

8 (499) 763-67-59

kamaginaoe@mosmetod.ru

2.

Литовский Андрей Николаевич

8 (499) 763-67-59

litovskiyan@mosmetod.ru

3.

Ляхова Елена Владимировна

8 (499) 763-67-59

lyakhovaev@mosmetod.ru

4.

Мелина Светлана Ивановна

8 (499) 763-67-59

melinasi@mosmetod.ru

5.

Черкунов Алексей Викторович

8 (499) 763-67-59

cherkunovav@mosmetod.ru

6.

Шишкин Сергей Валерьевич

8 (499) 763-67-59

shishkinsv@mosmetod.ru

7.

Щербаков Сергей Николаевич

8 (499) 763-67-59

scherbakowsn@mosmetod.ru

Городской Оргкомитет Фестиваля находится по адресу: Москва, Товарищеский переулок, д. 22, каб. № 51, 52.

Приложение 1

Этапы проведения и содержание мероприятий Фестиваля

№ п/п

Содержание

Даты проведения

I этап. «От Руси к России»

1.

Кинолекторий и интернет-киновикторина «От Руси к России» в рамках I этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

сентябрь-октябрь 2017 г.

2.

Патриотические акции «Дорогая моя столица» в рамках I этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

сентябрь-октябрь 2017 г.

3.

Единая музейная суббота «Мастерами славится Россия» в рамках I этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

октябрь 2017 г.

 4.

Тематические выставки «От Руси к России» в рамках I этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

сентябрь-октябрь 2017 г.

5.

Мастер-класс педагогов «От Руси к России» в рамках I этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

октябрь 2017 г.

II этап. «Наследники Славы»

1.

Единый музейный урок «День народного единства» в рамках II этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

ноябрь 2017 г.

2.

Тематические выставки «Наследники славы» в рамках II этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

ноябрь–декабрь 2017 г.

3.

Мастер-класс педагогов «Наследники Славы» в рамках II этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

декабрь 2017 г.

 4.

Патриотические акции «Памяти героев будем достойны» в рамках II этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

ноябрь 2017 г. – январь 2018 г.

III этап. «Примером сильны и сердцем отважны!»

1.

Единый музейный урок «Ни шагу назад!», посвященный 75-летию Сталинградской битвы, в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

февраль 2018 г.

2.

Тематические выставки «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

февраль 2018 г.

3.

Мастер-класс педагогов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

февраль 2018 г.

 4.

Кинолекторий и интернет-киновикторина «Священная память героям Сталинграда» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

февраль 2018 г.

5.

Патриотические акции «Ты выстоял, Великий Сталинград!» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

февраль 2018 г.

IV этап «Память пылающих лет...»

1.

Единая музейная суббота «Семейная реликвия» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

март 2018 г.

2.

Тематические выставки «Память пылающих лет» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

апрель-май 2018 г.

3.

Мастер-класс педагогов «Память пылающих лет» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

март-апрель 2018 г.

 4.

Патриотические акции «Бессмертный полк» и «Москва поет песни Победы-2018» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

апрель-май 2018 г.

Приложение 2

Методические рекомендации по организации и проведению

мастер-класса в образовательных организациях

Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс является одним из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путём прямого комментированного показа приёмов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных педагогических проблем и технологий;

- различные аспекты и приемы использования педагогических технологий;

- авторские методы применения педагогических технологий на практике и др.

Цель: трансляция уникального педагогического опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. 

Задачи:

- передача педагогом своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

- изучают разработки по теме мастер-класса;

- участвуют в обсуждении полученных результатов;

- задают вопросы, получают консультации;

- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе ограниченной группы. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический приём или метод, методику преподавания, технологию воспитания и обучения. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической задачи.

Структура проведения мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта:

- обоснование основных идей предлагаемой педагогической технологии;

- описание достижений в опыте работы, источников информации;

- определение проблем и перспектив в работе;

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной технологии, представляемой педагогом.

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):

- рассказ педагога о проекте занятия;

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

- краткая характеристика результативности используемой технологии.

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с обучающимися.

4. Моделирование (самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии).

5. Рефлексия (обсуждение результатов совместной деятельности участников мастер-класса).

Рекомендуемые критерии для самооценки, характеризующие эффективность используемых при проведении мастер-класса средств, методов и технологий:

- способность активизации деятельности всех участников мастер-класса;

- полнота передачи опыта слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы;

- эффективность организации самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приёмов работы (действий) в режиме технологии учебного занятия (мастер-класса);

- умение руководителя мастер-класса представить слушателей одновременно в роли учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на учебном занятии;

- индивидуальный стиль руководителя мастер-класса в отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных способностей.

Результатом мастер-класса является модель урока (занятия), разработанная участниками с целью применения этой модели на практике.

Информация о проведённом мастер-классе размещается на сайте образовательной организации, после чего заполняется соответствующая страница в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/.

Приложение 3

Методические рекомендации по организации кинолектория и проведению интернет-киновикторины в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Кинолекторий – это распространенная форма воспитательной работы и один из факторов социализации обучающихся.

Цель организации кинолектория: приобщение к киноискусству и формирование зрительской культуры подрастающего поколения. Демонстрация фильмов позволяет сделать интереснее и доходчивее устный рассказ на соответствующую тему, при этом воздействие аудиовизуальных впечатлений сильнее словесно-логических рассуждений. Для того чтобы превратить кино из нейтрального, а порой и негативно влияющего обстоятельства в средство воспитания подростков и юношества, нужно придать их контактам с кино более целена­правленный и организованный характер, что возможно при включении в коммуникативный процесс «кино – зритель» педагога-воспитателя.

Фильм – законченное произведение с тщательно продуманной драматургией. Все части его несут определенную смысловую нагрузку. Достаточно удалить одну из них, и нарушится композиционное равно­весие. Кинопроизведение лучше смотреть целиком, чтобы оно произвело впечатление, вызвало мысли и чувства, за­программированные авторами. Тем не менее часто прихо­дится расчленять его. Одна из задач при организации и подготовке кинолектория – тщательный отбор нескольких небольших фильмов или отрывков из них. Необходимо добиться органического соединения, синтеза словесного сообщения и киноизображения.

Возможны четыре формы сочетания слов педагога и киноизображения:

1. С помощью словесного комментария педагог руководит наблюдением за экранным изображением.

2. После кинопросмотра педагог устно сообщает сведения обобщающего характера, которые не могут быть познаны в процессе восприятия киноизображения.

3. Основную информацию сообщает педагог, фильм служит подтверждением или конкретизацией словесных выводов. Этот способ сочетания слова и изображения является наиболее распространенным, но не самым резуль­тативным.

4.  Кино содержит всю необходимую информацию, в том числе и выводы.  Любое сообщение должно стремиться к компактности: время кинолектория ограниченно.

Воспитательная, социализирующая, социально-организаторская и просветительная функции кинолектория во многом пересекаются. Восприятие фильма – это не считывание с экрана информации, а сложный процесс, основанный на зрительской способности запечатлевать и восстанавливать в памяти звукопластические образы, улавливать между ними связь, проникать в их скрытое значение и давать им интерпретацию, исходя из своего жизненного и художественного опыта. Создаваемые во внеурочное время киноклубы и кинокружки имеют то преимущество, что они не ограничены ни рамками, ни временем прохождения программы, что в них могут участ­вовать учащиеся разных классов и, главное, – что это форма досуговой организации обучающихся, основанная на принципах добровольности и личной заинтересованности каждого участника. В образовательных организациях кинолекторий проводится руководителями музеев образовательных организаций, педагогами-организаторами, классными руководителями в любое удобное для просмотра время. Все фильмы программы кинолектория (2–4 по выбору организаторов) должны быть из списка 100 фильмов, рекомендованных Министерством культуры РФ к показу в образовательных организациях. После каждого сеанса может быть организована дискуссия с участием экспертов – ведущих специалистов в области истории кино, театра, ветеранов Вооружённых сил, а также представителей родительской общественности. Проведение встреч возможно в форме музыкально-поэтических и литературных киновечеров, которые готовит актив школьного музея. Результатом будет активизация новых форм музейной деятельности, популяризация музея образовательной организации как центра воспитательной работы и социальной активности жителей района.

Алгоритм реализации кинолектория в образовательных организациях

1. Регистрация (регистрируются только организаторы просмотра – педагоги).

2. Просмотр фильмов. Все фильмы записываются на диск или скачиваются заранее, используя различные интернет-ресурсы и полезные ссылки.

3. Размещение на сайте образовательной организации пост-релизов с фото и отзывами (фоторепортажи об участии обучающихся образовательных организаций в музейном кинолектории и пост-релизы с отзывами обучающихся о фильмах публикуются на сайте образовательной организации в течение 1–2 дней после просмотра кинофильма).

4. Заполнение страницы в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/.

5. Регистрация участников интернет-киновикторины осуществляется по окончании просмотра фильмов в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/ отдельно от остальных участников Фестиваля. В интернет-киновикторине принимают участие только обучающиеся. Вопросы интернет-киновикторины формулируются в соответствии с содержанием просмотренных фильмов и историческими событиями, которые легли в основу фильмов.

6. Награждение. 

Победителям и призерам викторины вручаются  электронные сертификаты ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

 Полезные ссылки:

  1. http://www.mosfilm.ru
  2. 100 лекций для школьников http://www.culture.ru/lectures/lecture/child-100/

Приложение 4

Методические рекомендации по организации и проведению патриотических акций в образовательных организациях

Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Патриотические акции, проводимые в рамках Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества», – общественно-полезные добровольные инициативы обучающихся образовательных организаций.

Цель: формирование активной гражданской позиции, становление новых форм проявления патриотического сознания и гражданской инициативы, приобщение обучающихся образовательных организаций к участию в мероприятиях к Дням воинской Славы и памятным датам в истории Отечества.

Задачи:

- содействие в воспитании гражданской ответственности учащихся через участие в социально-полезной деятельности;

- развитие социальной активности и позитивных жизненных установок у детей и подростков;

- благоустройство мемориальных объектов и памятников погибшим воинам.

Формы проведения патриотических акций:

– поздравления ветеранов;

– организация бесплатных кинопоказов;

– просветительские плакаты;

– трудовые акции по закладке новых аллей и посадке деревьев;

– шествия в честь Дня Победы;

– музыкально-патриотические акции (флешмобы);

– мемориализация памяти Героев России (создание печатных и электронных книг Памяти);

– восстановление памятных досок;

– мемориально-патронатные акции;

– поисковые, археологические экспедиции;

– военно-патриотические походы и поездки, которые могут включать в себя:

–  посещения памятников культуры;

–  посещения музеев;

–  экскурсии;

–  экскурсии в военные учреждения;

–  просветительские лекции;

–  концерты с военными песнями;

–  выступления чтецов и артистов театров.

Для проведения патриотической акции необходимо: 

1. Выбрать форму акции, участие в которой обучающихся должно быть коллективным, массовым и добровольным.

2. Принять участие в акции (исполнение песни, шествие, минута молчания и др.)

3. Снять ролик об акции, соблюдая требования к видеоматериалам:

- хронометраж сюжетов – 5–8 минут;

- видео должно быть «свежим» (не более одного месяца с того момента, когда было снято видео);

- уровень звука и качество видео (картинка) не должны быть «любительским»;

- логотип образовательной организации должен быть расположен в левом верхнем углу, т. к. правый верхний угол занят логотипом образовательного канала.

4. Разместить материал с названием патриотической акции на сайте образовательной организации.

5. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/.

Ожидаемый социальный эффект акций

Реализация патриотических акций способствует:

- повышению уровня патриотизма молодежи, развитию стремления заботиться о ветеранах Великой Отечественной войны, приумножать патриотические традиции Отечества;

- формированию чувства собственной принадлежности к сохранению и продолжению историко-культурного наследия, готовности внести свой посильный вклад в его преобразование и развитие;

- расширению, пополнению знаний учащихся о Великой Отечественной войне через восприятие полученной информации;

- увековечиванию памяти о защитниках Отечества, земляках путём закладки временной капсулы – послания потомкам в виде письма-обращения очевидцев кровавой битвы Великой Отечественной войны и видеозаписей с их воспоминаниями и наказами.

Приложение 5

Методические рекомендации

по проведению тематических выставок в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Тематическая выставка – экспозиция, которая раскрывает определённую тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражает события или явления.

В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития, успешность которого во многом определяется развитием гражданственности и сохранением исторической памяти.

Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народу и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей Родины.

Важной задачей системы образования на современном этапе является формирование гражданской грамотности, воспитание патриотизма и гуманизма, духовно-нравственное развитие личности, становление гражданских и профессиональных компетентностей, в том числе средствами музейной педагогики.

Выставка является открытым мероприятием для всех музеев образовательных организаций Департамента образования города Москвы.

Проведение выставок способствует не только духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, но и побуждает к проявлению собственных инициатив и самостоятельности в общественной жизни города, а для участников станет определённой школой профессионального мастерства, раскрывающий все аспекты музейной деятельности, служащий площадкой для обмена опытом и перспективными наработками.

Цель: повышение эффективности использования потенциала разнопрофильных школьных музеев в формировании гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения.

Задачи:

– совершенствовать организационно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы патриотического воспитания в музеях образовательных организаций;

– повышать качество патриотического воспитания в образовательных организациях, превратить музеи в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

– формировать у подрастающего поколения интереса к памятным датам и Дням воинской славы России, событиям отечественной истории.

Современный музей образовательных организаций – это творческая лаборатория, в которой получают развитие способности учеников к научному исследованию, даются навыки самостоятельного поиска исторической правды, пробуждается чувство причастности к великому прошлому Отечества, укрепляется решимость быть достойными творцами будущих побед и свершений. Одним из эффективных методов патриотического воспитания обучающихся является их непосредственное участие в создании выставки. Большую роль в выставке играют тексты. Важно не перегружать выставки текстами. Заглавные тексты помогают ориентироваться в выставке и содержат названия тематических разделов. Ведущий текст выражает основную идею выставки в целом или ее разделов. Пояснительный текст представляет собой аннотацию к отдельному экспонату.

Традиционные формы экспозиционной работы сочетаются с новыми инновационными образовательными технологиями. Новые компьютерные технологии помогают преобразовать само музейное пространство, внешний вид зала, содержание выставки. Сфера деятельности музея образовательного учреждения зависит от желания и умения педагогического коллектива создать яркую и интересную выставку, которая позволит реализовать образовательно-воспитательный потенциал школьного музея.

Все зависит от фантазии, творческой активности (актив музея) коллектива музея образовательной организации, его руководителей.

Привлекая к этой работе весь школьный коллектив – учителей-предметников, кружки дополнительного образования, необходимо так организовать работу, чтобы в ней каждому нашлось дело по душе, и чтобы каждый реализовал свои личные творческие и индивидуальные склонности.

Алгоритм представления тематической выставки

  1. На выставках, проводимых в рамках Городского фестиваля, должны быть представлены материалы, содержание которых определяется в соответствии с предложенными памятными датами России и Днями воинской славы России.
  2. Ответственным за проведение выставки всех разнопрофильных музеев образовательных организаций Департамента образования города Москвы рекомендуется организовать музейную экспозицию, выставку не позднее  чем за 5 дней до окончания соответствующего этапа Фестиваля.
  3. Разместить информацию о проведённых мероприятиях на официальных сайтах образовательных организаций.
  4. Ссылка на представленную на сайте школы информацию размещается при регистрации в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/
  5. Выбрать форму проведения Музейной субботы – экскурсия, мастер-класс, музейное занятие, встреча и т. д.
  6. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз о проведении мероприятий в рамках Музейной субботы с указанием этапа Фестиваля.
  7. Разместить на сайте образовательных организаций пост-релиз (видеоролик) о проведённых мероприятиях в рамках Музейной субботы с указанием этапа Фестиваля.
  8. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/.

Рекомендуемые критерии оценки тематических выставок

– соответствие выставки (экспозиции) заявленной теме, полнота её раскрытия;

– оригинальность художественных средств, обеспечивающих высокий эстетический уровень музейной выставки (экспозиции), инсталляций;

– применение современных интерактивных технологий: использование мультимедиа (гаджетов) и иных электронных технологий, создание зон «живого музея», которые вдохновляют посетителя на самостоятельное включение в экспозиционное действие;

 – внедрение новых форм работы с посетителями.

Рекомендуемые критерии оценки фотовыставки

– соответствие работы заявленной теме и жанровым критериям фотовыставки, актуальность и значимость, аргументированность и глубина раскрытие содержания темы;

– художественный и технический уровень исполнения (эстетические качества работы: композиционное и цветовое решение, настроение, свет, оригинальные методы сбора и подачи материала);

– оригинальность, динамичность и эмоциональность фотографии, необычность исполнения и подачи материала, интересный ракурс, творческие находки автора;

–  авторский, свежий взгляд участия учащихся и педагогов в мероприятиях духовно-нравственного и патриотического воспитания, общее позитивное восприятие рефлексии (эмоций) обучающихся и педагогов.

Приложение 6

Методические рекомендации по проведению

Единой музейной субботы в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Единая музейная суббота (далее – Музейная суббота) – это «День открытых дверей музея образовательной организации». В этот день школьные музеи организуют экскурсии, мастер-классы, встречи с интересными людьми, интерактивные занятия. Деятельность музея можно считать эффективной, когда он становится центром воспитательной работы не только образовательной организации, но и местного социума. Его потенциал в полной мере может быть использован при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Проведение Музейных суббот позволяет иначе взглянуть на проблему востребованности школьного музея, проделав путь от парадного школьного музея-хранилища к реальному образовательному пространству. Проведение уроков и музейных занятий на базе школьных музеев или использование музейных фондов на уроках является элементом метапредметного подхода к обучению, который заложен в основу федеральных государственных образовательных стандартов. Метапредметные технологии помогают и обучающимся, и учителям не ограничиваться информационными рамками одного учебного предмета, а работать во взаимосвязи с каждой из дисциплин.

Цель: повышение эффективности работы школьного музея как центра воспитательной работы образовательной организации, использование его потенциала при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Задачи:

– интеграция школьного музея в образовательную среду;

– развитие метапредметных компетенций обучающихся;

– популяризация деятельности музеев образовательных организаций.

В Музейной субботе могут принять участие обучающиеся, родители и педагоги образовательных организаций Департамента образования города Москвы, а также другие приглашённые или заинтересованные лица.

Алгоритм подготовки и проведения Единой музейной субботы

При разработке сценария музейной субботы опорной методической составляющей должен стать фонд школьного музея. Это означает, что при презентации экспозиции и при разработке сценария педагог старается отталкиваться, прежде всего, от музейных экспонатов и предметов.

Приложение 7

Методические рекомендации по проведению

Единого музейного урока в образовательных организациях Департамента образования города Москвы в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Единый музейный урок – это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий, новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Цель: повышение эффективности музейно-педагогической деятельности посредством выявления и распространения среди образовательных учреждений новаторских подходов в организации и проведении музейных уроков.

Задача: использовать потенциал музея для:

- формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства причастности к истории и культуре своего народа;

- расширения кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей;

- овладения обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Форму проведения Единого музейного урока образовательная организация определяет самостоятельно:

- интегрированные уроки, основанные на метапредметных связях;

- уроки-соревнования, квесты, конкурсы, турниры, викторины;

- игровой костюмированный урок;

- музейные уроки: работа с музейными предметами, документами,  исследование их, анализ первоисточников;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества;

- творческая мастерская;

- урок – имитация деятельности (путешествие, репортаж и др.);

- урок – исторический портрет;

- заочное путешествие по улицам города.

При разработке сценария Единого музейного урока опорной методической составляющей должен стать фонд школьного музея. Это означает, что при презентации экспозиции и при разработке сценария педагог старается отталкиваться, прежде всего, от музейных экспонатов и предметов своего школьного музея. Музейный урок должен быть рассчитан на определённую возрастную категорию детей, он организуется с целью приобретения и систематизации учащимися знаний или для закрепления и углубления уже имеющихся, даёт возможность на постоянной основе объединить музейную и образовательную деятельность, сделать обучение в музее неотъемлемой частью учебного процесса.

При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания. Эффективность проведения урока в музее определяется специфической для музея средой, способствующей формированию у учащихся новых представлений и понятий.

Музейная среда обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, способствует пробуждению творческого потенциала обучающихся.

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

- исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками);

- регулятивных (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время,ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);

- коммуникативных (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).

Обучающие также приобретут:

- опыт проектной деятельностикак особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней.

Алгоритм подготовки и проведения Единой музейного урока

  1. Выбрать форму проведения Музейного урока.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз о проведении мероприятий в рамках Единого музейного урока с указанием этапа Фестиваля.
  3. Разместить на сайте образовательных организаций пост-релиз (видеоролик) о проведённых мероприятиях в рамках Единого музейного урока с указанием этапа Фестиваля.
  4. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе http://konkurs.mosmetod.ru/.

 

Положение Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества», 2017–2018 (скачать в формате pdf)