8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 08 Февраль 2018 11:00

Методические рекомендации по проведению Урока мужества, посвящённого лауреатам Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце»

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества,
посвящённого лауреатам Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце»
в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов в Москве
15 февраля 2018 года

Введение.

Особенностью современного развития российского общества является то, что одновременно с увеличением рисков и угроз техногенного, природного характера, проявлений терроризма и экстремизма, жертвами которых чаще всего становятся беззащитные люди, а объектами разрушений, взрывов, пожаров – жилые дома, школы и больницы, в нашем обществе есть тенденция к росту случаев проявления самоотверженности и героизма среди всех слоёв общества, включая детей, в основе которых – неравнодушие, добрая воля людей, волонтёрство.

Волонтёрство – это возрожденная традиция российского общества, которая состоит в оказании добровольной безвозмездной помощи тем, кому эта помощь нужна в данный момент, это не «добро» по плану. Это Добро как отклик души на боль и призыв о помощи другого, более слабого и незащищенного человека!

Президент Российской Федерации В. В. Путин не случайно провозгласил 2018 год Годом Волонтёра. Современное российское государство и общество должны в полной мере использовать воспитательный потенциал данного явления.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации определяет воспитание одной из приоритетных задач развития российского общества. Герои не появляются сами собой, их рождает общественная среда. Создать такую среду – дело семьи и школы. В таких условиях особая роль и надежда возлагаются на школу, учителя, образование и нравственное, патриотическое воспитание.

Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения Урока мужества, посвящённого Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце» (далее соответственно – Инициатива, Урок мужества).

Инициатором проведения Урока мужества является Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Фондом социально-­культурных инициатив, президентом которого является Медведева С. В.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников общеобразовательных организаций и направлены на формирование гражданско-патриотических компетенций обучающихся, включающих формирование гражданской позиции, развитие у молодёжи представлений об ответственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным, о возможностях спасения себя и окружающих в экстремальных ситуациях.

Методические рекомендации ориентированы на решение следующих задач:

- оказать организационно-методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций в организации и проведении Урока мужества;

- представить необходимое достоверное содержание для проведения Урока и мероприятий, сопровождающих его;

- изложить сценарный план Урока с учётом использования современных технологий в контексте требований духовно-нравственного воспитания в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Использование данных методических рекомендаций поможет педагогическим работникам в выборе достоверной официальной информации о героических примерах людей современной России, форм, методов и актуальных, в том числе информационных, технологий проведения Урока мужества в соответствии с возрастными особенностями и запросами обучающихся.

Ожидаемым результатом использования данных методических рекомендаций должно стать более качественное проведение Урока мужества в российских школах, который станет важной частью в системе формирования личности обучающегося как гражданина и патриота России. 

Общая информация о Всероссийской общественно-­государственной инициативе «Горячее сердце»

2013 год. Старт инициативы. Сформирован организационный комитет Инициативы под председательством Светланы Владимировны Медведевой.

Инициатива поддержана Минобрнауки России, МЧС России, МВД России, Уполномоченным при Президенте Российской федерации по правам ребёнка, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Полномочными представителями Президента Российской Федерации в Федеральных округах.

17 декабря 2013 года на заседании Оргкомитета утверждено Положение о Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце».

Проведён Всероссийский конкурс на лучший эскиз нагрудного знака «Горячее сердце».

Федеральное государственное унитарное предприятие «ГОЗНАК» представило окончательный вариант новой награды, который был утверждён единогласным решением Оргкомитета.

2014 год. В Оргкомитет поступило 1497 представлений на награждение от государственных, общественных организаций и физических лиц из 76 субъектов Российской Федерации восьми Федеральных округов.

Лауреатами стали 128 человек (2 из них посмертно) и две общественные организации. В этот список были включены все без исключения спортсмены-паралимпийцы в возрасте до 23 лет, участвовавшие в XI Зимних паралимпийских играх в Сочи и ставшие примерами упорства, трудолюбия, веры в свои силы и победу.

Издана Почётная книга «Горячее сердце» с именами лауреатов Инициативы 2014 года.

Создан официальный сайт Инициативы www.cordis.ru, на котором размещены новости Инициативы, фото- и видеоматериалы проекта.

Во Всероссийском детском центре «Смена» организована первая тематическая смена для «горячих сердец».

2015 год. В состав организаторов Инициативы вошло Министерство обороны Российской Федерации.

В Оргкомитет поступило 1236 представлений на награждение из 85 субъектов Российской Федерации девяти Федеральных округов.

К награде представлены 127 человек (5 из них посмертно) и 8 общественных организаций.

В 2015 году состоялась премьера Гимна «Горячих сердец», написанного композитором Фёдором Степановым на слова заслуженного артиста Российской Федерации Александра Михайличенко.

При поддержке Фонда социально-культурных инициатив студия «Остров» выпустила документальный фильм «Горячее сердце» о лауреатах инициативы, поднимающий вопросы патриотизма, исторической связи поколений, неравнодушного отношения к окружающим людям, готовности и способности прийти на помощь (режиссёр Н. Петрова).

По инициативе Фонда социально-культурных инициатив в социальной сети «ВКонтакте» открыта официальная группа общественно­-государственной инициативы «Горячее сердце» для объединения ребят, ставших лауреатами Инициативы.

2016 год. В адрес Инициативы поступило 959 представлений на награждение из 84 субъектов Российской Федерации.

Оргкомитет утвердил решение наградной комиссии о награждении в 2016 году 120 лауреатов Инициативы – 7 детских и молодёжных общественных организаций и 113 ребят (3 из них посмертно).

Министерство образования и науки Российской Федерации разработало методические рекомендации для проведения во всех образовательных учреждениях страны Всероссийского урока мужества, посвящённого лауреатам инициативы, на основе материалов Почётной книги «Горячее сердце».

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» организована профильная смена для «горячих сердец». Ребята становятся участниками тематических занятий, переговорных площадок, акций и социально ­значимых мероприятий смены. Ключевым мероприятием профильной смены становится «Диалог о повседневном мужестве».

Организуются встречи «горячих сердец» с ребятами из других отрядов. Из-за доверительной и тёплой атмосферы, в которой они проходят, беседы получили название «Тёплые встречи».

2017 год. В адрес Оргкомитета поступило 1115 представлений на награждение из 85 субъектов Российской Федерации.

Лауреатами Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце – 2017» стали 132 человека (7 из них посмертно) и 9 общественных организаций и объединений.

Прошла третья тематическая смена «Горячее сердце» во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

2018 год. На официальный сайт Инициативы поступило 940 представлений на награждение из 85 регионов Российской Федерации. Лауреатами Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце – 2018» стали 156 человек (3 из них посмертно) и 8 общественных организаций и объединений.

За пять лет существования Всероссийской общественно­-государственной инициативы «Горячее сердце» из всех уголков страны в Оргкомитет поступило более 5,5 тысяч представлений на награждение, награды удостоены 690 ребят и общественных организаций.

К сожалению, среди молодых героев есть те, кто награждён посмертно. Это невосполнимая утрата не только для родителей, но и для всех нас, это пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах спасённых людей.

Нагрудный знак «Горячее сердце» представляет собой ромбовидную четырёхлучевую звезду, декорированную сиянием из центра. Штралы между лучами звезды выполнены в виде букетика ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Согласно легенде ландыши выросли на месте упавших капель крови Святого Георгия, пролитой в битве с драконом. Тычинки соцветий огранены алмазной гранью. В середине основы знака помещена накладка с изображением стилизованного сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый. Накладка выполнена с применением эмалей синего и красного цвета, создающих ассоциацию с цветами российского флага.

Награждение нагрудным знаком «Горячее сердце» сопровождается вручением лацканного знака, который является копией накладки знака и может носиться повседневно.

Символом «Горячее сердце» награждаются детские и молодёжные общественные организации и объединения.

В ежегодно издаваемой Почётной книге «Горячее сердце» описываются истории всех награждённых.

Официальный сайт Инициативы «Горячее сердце» http://cordis.fondsci.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Фондом социально-культурных инициатив рекомендует провести в общеобразовательных организациях Урок мужества, посвящённый лауреатам Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце», в день Торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов (далее – Урок мужества).

Урок мужества является наиболее эффективной формой формирования у обучающихся на реальных примерах героических поступков их сверстников:

- убеждений в значимости добра и взаимопомощи в современном мире;

- умений действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке;

- умений мобилизовать все свои силы для достижения стоящей перед ним цели;

- готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование ради спасения жизни других людей.

Целями Урока мужества являются:

- формирование у обучающихся готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества через осознание важности поступков, отражающих нравственную силу человека при преодолении страха, равнодушия, душевной «лени», на примерах отважного, высоко оценённого обществом поведения их сверстников;

- формирование у обучающихся готовности стойко преодолевать сложные семейные ситуации, ограничения в здоровье, не опускать руки даже в самых сложных ситуациях на примере лауреатов Инициативы.

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;

- включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России;

- организация взаимодействия обучающихся с молодёжными и детскими общественными объединениями, такими как Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ), Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» (далее – ЮНАРМИЯ), некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;

- формирование позитивного отношения к волонтёрству;

- формирование навыков социального проектирования;

- повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, животным, нуждающимся в помощи;

- формирование единой межнациональной волонтёрской среды всех субъектов Российской Федерации.

Образовательная часть Урока мужества иллюстрируется героическими примерами лауреатов Инициативы и др. Использование технологий социального проектирования в ходе подготовки и проведения Урока мужества позволит не только вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей, познакомить их с судьбами сверстников из различных субъектов Российской Федерации, но и получить новые знания и умения.

Организация Урока мужества предполагает несколько этапов.

1. Подготовительный этап включает:

- изучение обучающимися информации об Инициативе и её героях в рамках проектной деятельности;

- подготовка видеоряда (4–5 сюжетов) из медиаархива Инициативы о лауреатах и их подвигах на сайте школы. Медиаархив Инициативы http://cordis.fondsci.m/media/photos-2017-god.html;

- запись гимна «Горячих сердец» с официального сайта Инициативы http://cordis.fondsc-i.rLi/documents/hv'mn.html;

- оформление места проведения Урока мужества: высказывания о мужестве, иллюстративный материал об Инициативе и награждённых Нагрудным знаком;

- проведение среди групп старшеклассников фестиваля социальных проектов, направленных на оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается;

- приглашение гостей из числа представителей органов исполнительной и законодательной власти, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением, региональных представителей РДШ и ЮНАРМИИ;

- подготовка оборудования (компьютер, проекционное оборудование). Для организации и проведения урока рекомендуем активно привлекать членов РДШ и ЮНАРМИИ, органов школьного самоуправления.

Стартовым этапом проведения Фестиваля рекомендуем сделать знакомство с успешно реализованными социально значимыми проектами и инициативами, реализованными в России, вашем регионе.

2. Этап проведения общешкольных мероприятий (общешкольная линейка, конкурс рисунков, проектов, конкурс сочинений, флешмобы и т. д.).

Мероприятие рекомендуется сопровождать Гимном Инициативы, показом видеоряда героев. Старшеклассникам рекомендуется почтить память ребят и всех погибших при спасении и павших при защите страны минутой молчания.

3. Этап проведения Урока мужества:

Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе.

Для обучающихся 1–7-х классов:

Мотивационно-целевой этап.

Групповая работа:

Группам предлагаются следующие вопросы и задания: 

  • Какие синонимы слова «мужество» вы знаете? Что такое «мужество»?
  • Просмотрите видеоряд из медиаархива Инициативы о лауреатах и их подвигах. Обсудите просмотренный видеоряд и расскажите, в чём проявилось мужество ребят-героев. Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте ребят.
  • Какой из представленных сюжетов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?
  • Как вы думаете, мужественный человек чувствует страх?
  • Что помогает человеку быть мужественным?

С целью проверки ответов обучающихся на первый вопрос и помощи в выполнении задания могут использоваться следующие определения понятия «мужество», которые выводятся на экран:

мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, проявить мужество, душевная стойкость и смелость. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова);

мужество – см. храбрость... (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999);

мужество – смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм... (Словарь синонимов);

мужество – 1. храбрость, отвага, доблесть: иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством... 5. радуяся въ уности добродетели искусъ приятова, еустафие, дети лишенъ бывая и съвьрьстьница твоея пленение престрада тьрьпеньно, поносивъ... (Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»);

мужество – в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах. (Библейская энциклопедия Брокгауза);

мужество – храбрость, присутствие духа в опасности, проявить мужество и стойкость. (Толковый словарь Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю.); 

мужество – см. храбрость (источник: «Афоризмы со всего мира, энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru. Сводная энциклопедия афоризмов);

мужество – качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для... (Большая психологическая энциклопедия);

мужество – беспредельное мужество, беспримерное мужество, большое мужество, величайшее мужество, исключительное мужество, настоящее мужество, немалое мужество, необыкновенное мужество, непоколебимое мужество, несгибаемое мужество, огромное... (Словарь русской идиоматики);

мужество – одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси... (Русская история). 

В этой номинации, как вы поняли, награждают ребят, которые проявили мужество и сумели преодолеть смертельную опасность, спасли жизни других людей во время пожара, на воде; оказывали помощь пострадавшим при наводнении, лесном пожаре, в автомобильной аварии, защитили людей от преступников.

Как вы думаете, можно ли назвать мужественным человеком того, который каждый день, преодолевая сильную боль и большие трудности, занимается спортом, ходит в школу или на работу, ухаживает ежедневно за своими тяжело больными родственниками?

Давайте посмотрим сюжеты о ребятах, которые научились преодолевать себя, свою боль, тяжёлое состояние, ежедневные проблемы.

Как вы думаете, с какими качествами человека связаны просмотренные сюжеты? (воля, выносливость, целеустремленность, преодоление) Что это значит: преодолеть себя, преодолеть кажущиеся неразрешимыми обстоятельства? Это сложно? 

Я хочу рассказать об одном из лауреатов Всероссийской общественно-­государственной инициативы «Горячее сердце». (фото лауреата Инициативы на экране).

Информация о лауреатах Инициативы и фотоматериалы размещены в электронной версии Почётной книги «Горячее сердце», которая размещена на сайте Фонда социально-культурных инициатив http://cordis.fondsci.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В жизни каждого из нас рано или поздно случаются определённые трудности. И чтобы их преодолеть, нужно иметь очень большую выдержку и силу воли. А главное –  научиться жить с этими трудностями, поскольку человек не в состоянии предвидеть каждую преграду на своём пути. Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте ребят.

Какой из представленных видеосюжетов или рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление? Почему? Давайте прочтём слова известного писателя:

«Лишь сумма преодолённых препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг». (С. Цвейг).

В этой номинации чествуют ребят, которые смогли преодолеть ситуации в жизни, в том числе связанные с ограничениями в здоровье.

Лауреатами Инициативы также становятся люди, которые успешно занимаются важными для окружающих проектами, в том числе проектами, в которых поддерживаются люди, нуждающиеся в помощи.

Мы с вами посмотрим сюжеты о волонтёрах. Но прежде скажите, что вы знаете о волонтёрах.

  • Что они делают?
  • Есть ли среди вас волонтёры?
  • Чем вы занимаетесь?

После просмотренного сюжета ответьте на вопрос «Кто же такие волонтёры?»

Почему, как вы думаете, волонтёры стали номинантами Инициативы?

Содержательный этап:

1.  Выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.

2.  Презентация групповых и индивидуальных проектов о подвигах Лауреатов Инициативы.

Этап подведения итогов Урока мужества.

Звучит гимн «Горячих сердец». Происходит обсуждение проблемного вопроса Урока. Примерный прогнозируемый результат: мужество – это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно.

Рефлексивный этап.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Что на данном занятии было для вас наиболее сложным в теоретическом аспекте, в практической части?

- На каких уроках обществознания и литературы вы сможете применить полученные знания?

- Какие ваши личностные качества оказались затронутыми на занятии?

Этап последействия:

Размещение материалов об Уроке мужества на сайтах общеобразовательных организаций.

Мотивация обучающихся к совершению добрых поступков и дел, включение в волонтёрскую деятельность, разработку социально значимых проектов, участие в решении проблем, затрагивающих их права и интересы.

Для обучающихся 7–11-х классов: 

Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе и её героях, информация о проведении Фестиваля «Добро должно быть активным!».

Мотивационно-целевой этап.

Групповая работа:

Группам предлагаются следующие вопросы и задания:

Какие синонимы слова «мужество» вы знаете? Что такое «мужество»? Кто такой волонтёр? Что такое волонтёрство?

Краткая справка:

Первоначально волонтёрами называли исключительно солдат-добровольцев. В Италии, Франции, Англии и Германии входе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн различные сюзерены призывали под свои знамена всё новых и новых охотников повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно: в XVII веке французское volontaire, итальянское volontario, немецкое Volontair, английское volonteere появляются почти одновременно, из-за чего в русском языке в течение XVIII—XIX веков слово долго не могло устояться: волентир, волонтир, волунтир, валентир, волонтер использовались в зависимости от того, какой иностранный язык предпочитал русский дворянин, ставший добровольцем.

Слово принимало как престижный («Именовать сей полк всегда полк Гусарский волонтеров Екатеринославских, ибо имя волонтёров больше привлекает охотников», 1788), так и пейоративный оттенок («он страшный волонтир», 1830), поскольку легко представить, как вели себя солдаты, наградой которых была только слава или только военная добыча, или то и другое вместе.

К концу XVII века в большинстве европейских стран институт волонтёров оформился уже в полноценные окологосударственные системы вербовки или срочной мобилизации (в случае войны) добровольцев. Система использовалась для укомплектования вспомогательных воинских подразделений с пониженными казёнными тратами на содержание. Использовалась эта система и в России, начиная с Петра I. Но дальше всех процесс пошёл в Англии, где армия комплектовалась в основном добровольцами вплоть до Первой мировой войны. Здесь же раньше других встречается и прилагательное «волонтёрский» (1640-е), и причастие «волонтёрствующий» (1690-е), и глагол «волонтёрствовать» (1755), и первое упоминание (в 1630-е) волонтёров, не связанных с военной службой.

Именно в Англии, в 1844 году, возникла всемирно известная волонтёрская организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), ставившая своей целью развитие здоровых «тела, ума и души», утверждённых на христианской вере. В 1851 году отделения YMCA появились в США, как раз перед Гражданской войной, во время которой быстро сформировались цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий — раненным, обездоленным, осиротевшим.

Развитие и всемирное распространение в последние десятилетия XIX века таких декларативно волонтёрских организаций, как Общество милосердия (англ. Relief Society), «Армия спасения», «Общество Красного креста», всё больше ассоциировали слово «волонтёр» с благотворительной, общественно полезной и, главное, бескорыстной деятельностью. Наоборот, развитие промышленности, укрупнение экономических национальных систем и, как следствие, растущая налоговая база позволяли правительствам содержать всё более профессиональные и многочисленные армии, резко снижая эффективность «волонтёрских» мобилизаций. В результате в литературе о Первой мировой войне гораздо легче найти упоминания «сестёр милосердия» (членов многочисленных волонтёрских обществ), чем волонтёрских полков.

В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова «доброволец» и «ополченец». С распадом СССР в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряжённый с тяжёлой, порой всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтёрских принципов и организаций в России.

Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране, очевидно, сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило Правительство Российской Федерации. 2018 год объявлен Годом Волонтёра в России.

Таким образом, волонтёры участвуют в бесплатном труде во благо нуждающихся, занимаются полезной деятельностью на благо общества. 

Содержательный этап:

1. Выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, руководства образовательной организации, учителей, родителей и молодых людей, отличившихся ответственным гражданским поведением.

2. Представление проектными группами социальных проектов на тему «Добро должно быть активным!» в рамках Фестиваля по следующим направлениям, связанным:

- с обучением и взаимообучением методам спасения жизни на пожаре, на воде; оказания помощи пострадавшим при наводнении, лесном пожаре, автокатастрофе и техногенной аварии; защиты жизни от преступных посягательств и другими преодолениями чрезвычайных ситуаций или смертельных опасностей для окружающих (мужество);

- с преодолением трудных жизненных ситуаций, в том числе связанных с ограничениями в здоровье (преодоление);

- с реализацией инициатив и значимых для окружающих проектов, в том числе направленных на поддержку людей, нуждающихся в помощи (участие).

Награждение победителей Фестиваля «Добро должно быть активным!».

Этап подведения итогов Урока мужества.

Звучит гимн «Горячих сердец». Происходит обсуждение проблемного вопроса Урока. Примерный прогнозируемый результат: мужество – это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно. Волонтёром может стать каждый, добро можно делать, не отходя далеко от дома.

Рефлексивный этап.

Примерные вопросы для обсуждения:

- Что на данном занятии было для вас наиболее сложным в теоретическом аспекте, в практической части?

- На каких уроках обществознания и литературы вы сможете применить полученные знания?

- Какие ваши личностные качества оказались затронутыми на занятии?

- Как вы собираетесь реализовать ваш социальный проект?

Этап последействия:

Размещение проектов и материалов об Уроке мужества на сайтах общеобразовательных организаций.

Мотивация обучающихся к совершению добрых поступков и дел, включение в волонтёрскую деятельность, разработку социально значимых проектов, участие в решении проблем, затрагивающих их права и интересы через планирование цикла мероприятий, посвящённых теме «Повседневное мужество».

Для проведения Урока мужества возможно также использовать следующие темы для обсуждения:

- дружба, уважительное отношение друг другу, старшим и младшим;

- неравнодушие, моральная и физическая готовность прийти на помощь, внимательное отношение к проблемам другим;

- умение действовать в команде.

Формы и методы, которые рекомендуются для использования:

видеоурок, урок-викторина, диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, литературная, историческая гостиная, виртуальная экскурсия, заочное путешествие с выполнением проектного задания, форум-театр.

Для обучающихся 5–9-х классов:

  • викторины, конкурсы, просмотры видеофрагментов о сверстниках, совершивших подвиги в мирное время;
  • оформление информации на школьном сайте об Уроке мужества;
  • подготовка обучающимися компьютерных презентаций;
  • проектная деятельность обучающихся;
  • конкурс творческих работ обучающихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью. 

Для обучающихся 10–11-х классов:

  • диспуты «Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?»; виртуальные экскурсии «Горячие сердца», «Герои России», «Неравнодушные люди»; выполнение проекта;
  • презентации книги «Горячих сердец» 2014–2018 гг.; просмотры видеоматериалов о «Горячих сердцах» http://cordis.fondsci.ru/media/photos-2017-god.htm) .

Источники информации для проведения Урока мужества

1. Официальный сайт Инициативы «Горячее сердце»: http://cordis.fondsci.ru/

2. Радио MediaMetrics: http://radio.mediametrics.ru/klassnoe detstvo/45862/

3. ТК «Звезда»: https://tvzvezda.ru/news/vstrane i mire/content/2017Q2190013-iaxw.htm

4. НТВ: http://www.ntv.rU/novosti/l 765118/

5. ТК«РОССИЯ 1»: https://mvw.vesti.ru/videos/show/vid/707581 /

6. Первый канал: https://www.ltv.ru/news/2017-02-17/320137- na_torzhestvennoy_tseremonii _goryachee_serdtse_vruchili_premii_detyam_geroy

7. МИР ТВ: http://prizvv.tv/2Ql 7/02/yunye-geroi-popali-v-knigu/

8. БАЙКАЛ-Daily: https://www.baikal-daily.ru/news/16/236649/

9. ОРЛЕНОК ТВ: https://www.youtube.com/watch?v=ibHS90-wWgQ

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

1. МЧС России: https://mchsrf.ru/news/397701 -polina-kuzina-stala- laureatom.html

2. МВД России: https://MBfl.p6/news/item/9491437/

3. Учительская газета: http://www.ug.ni/news/21007

4. Правительство Ивановской области: http://www.ivanovoobl.ru/eventdetails.aspx7id—17158

5. Комсомольская правда: http://www.kp.ru/daily/26645/3665038/

6. Красная звезда: http://redstar.rLi/index.php/component/k2/item/32330-vremva-dobrykh-del

7. ИНТЕРФАКС: http://www.interfax-russia.ru

Дополнительные источники

8.   https://youtu.be/KSqJ

Глоссарий

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов, внутренняя убеждённость в правоте своих действий.

Бескорыстие – это духовное качество, которое даёт человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами.

Бескорыстие – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник. (Краткий словарь нравственных понятий)

Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побеждённому. (Краткий словарь нравственных понятий)

Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу.

Волонтёр – любой человек, желающий посвятить своё свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность.

Волонтёрство – неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность, направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. На сегодняшний день институт волонтёрства распространён во многих странах мира, становясь всё более значимым педагогическим ресурсом развития общества.

Воля – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Одна из высших психических функций.

Герой – тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.

Герой Российской Федерации – государственная награда Российской Федерации – высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда».

Героизм – героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Гражданское воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданскаи позиция – совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении, ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданское поведение – совокупность устойчивых стереотипов поведения, увязанных с понятием гражданства и базирующихся на гражданском сознании личности.

Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.

Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего своё Отечество.

Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.

Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. 

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, её народу, её истокам и корням.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима. (Краткий словарь нравственных понятий)

Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги. Краткий словарь нравственных понятий.

Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь. (Краткий словарь нравственных понятий)

Духовное воспитание детей – важная составляющая в процессе воспитания каждого ребёнка. Дело в том, что получение полноценной нравственной личности в будущем невозможно без духовного воспитания. Именно духовность закладывает в ребёнка такие черты, как человеколюбие, помощь ближнему и т. д.

Духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.

Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Духовность – это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи как тренажёр духовного развития.

Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.

Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Мораль – принятые в обществе представления о плохом и хорошем.

Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства.

Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.

Мужество – одно из положительных нравственных свойств характера, отражающее силу духа при преодолении страха. Мужеством также называют способность переносить физические и нравственные страдания. Вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью в античные времена мужество являлось одной из четырёх главных добродетелей. Аристотель рассматривал мужество как преодоление страха смерти – единственно достойный способ поведения в бою с риском для собственной жизни ради добродетели. Мужество осталось основной добродетелью, связанной с понятием чести у рыцарей в средние века. Сейчас мужество часто употребляется как синоним общечеловеческой, а не только мужской нравственной ценности, например, словосочетание «мужественная женщина» не является противоречивым. Военные конфликты (в частности, Вторая мировая война), когда женщины и дети становились в один строй с мужчинами и на фронте, и в тылу, сильно повлияли на обобщение термина «мужество» вне половых и возрастных признаков. Военные награды «За мужество» существуют во многих странах мира. Ярким примером мужества целой страны стала Великая Отечественная война, на уроках которой мы можем учиться героизму, отваге и добродетели.

Мужество – поведение человека, которое отличается ответственностью, разумностью и спокойствием при экстремальных обстоятельствах или просто в трудных ситуациях.

Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности: воплощение твёрдости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью.

Неравнодушие – небезразличие, заинтересованность, внимание, отзывчивость.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всём поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание – единый процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли, в отличие от морали, которая наряду с законом является внешним требованием к поведению индивида, результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриотизм – (от греч. – соотечественник, родина, отечество), любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учётом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.

Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Родина – страна, в которой человек родился и живёт, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, её культура, язык. (Краткий словарь нравственных понятий)

Самоконтроль – способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле.

Самоотверженность – положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других.

Совесть – врожденное нравственное чутьё; сознание и чувство ответственности человека за своё поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи. (Краткий словарь нравственных понятий)

Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Сотрудничество – способность людей вместе работать для достижения общих целей.

Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям. (Краткий словарь нравственных понятий):

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование элементарных знаний о правах человека.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Честь – достоинство, репутация; почёт, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо.

Скачать текст методических рекомендаций в pdf-формате.