Положение о Московском конкурсе проектно-исследовательских работ «Магия театра: путешествия во времени» в рамках Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств – 2016»
1. Общие положения
Стратегическим направлением развития инновационного образования является модернизация форм и методов образования, ориентированных на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в области общего образования. В связи с этим основными задачами являются: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся и формирование духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Одной из организационных форм реализации этих задач в учебно-воспитательном процессе является конкурс проектно-исследовательских работ школьников «Магия театра: путешествия во времени».
1.1. Настоящее Положение о проведении конкурса проектно-исследовательских работ «Магия театра: путешествия во времени» (далее – Конкурс) определяет порядок организации и проведения Конкурса, критерии отбора работ, состав участников, порядок награждения победителей и призёров.
1.2. Учредители Конкурса:
-
ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы;
-
ФГБУК «Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина»;
-
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1450 "Олимп"».
1.3. Символика Конкурса.
Эмблемой Конкурса является комбинированный рисунок, который включает графическую и текстовую составляющие. Текстовая составляющая представляет собой написание названия Конкурса, выполненное нестрогим шрифтом и неразрывно связанное с графической составляющей.
Являясь визуально запоминающимся целостным знаком, эмблема композиционно вобрала в себя большое количество графических элементов, символов и множество смыслов. Задача всех этих элементов на ассоциативном уровне – дополнительно подчеркнуть образность названия и цели Конкурса.
Использование официальной эмблемы Конкурса обязательно на всех этапах проведения данного мероприятия.
1.4. Логотипы учредителей.
Размещение логотипов учредителей обязательно на всей полиграфической продукции, на сайтах в течение всех этапов Конкурса.
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Цели Конкурса:
– развитие культуры проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе изучения материалов и коллекции экспонатов основных экспозиций Главного дома Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина и его отделов:
-
Дома-музея А. Н. Островского;
-
Дома-музея М. Н. Ермоловой;
-
Дома-музея М. С. Щепкина;
-
Музея-квартиры В. Э. Мейерхольда;
-
Музея-квартиры актёрской семьи М. В., А. А. Мироновых и А. С. Менакера;
-
Музея-квартиры Г. С. Улановой;
-
Музея-квартиры В. Н. Плучека;
-
Мемориального музея «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского»;
-
Театральной галереи на Малой Ордынке;
-
Театрального салона на Тверском бульваре;
– повышение доступности и качества художественно-эстетического образования;
– создание условий для формирования личной успешности обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности в области театрального и изобразительного искусства.
2.2. Основные задачи Конкурса:
-
реализация деятельностного подхода в обучении школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности в области художественно-эстетического образования;
-
стимулирование интереса обучающихся к проектированию, исследованию, освоению основных способов проектно-исследовательской деятельности;
-
развитие духовного, нравственно-эстетического и патриотического воспитания школьников средствами театрального искусства, сохранение интереса к истории и художественно-культурному наследию Москвы;
-
повышение авторитета и роли предметов «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» и «Музыка» в образовательных организациях города Москвы;
-
распространение опыта работы лучших учителей изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, повышение их профессионального мастерства;
-
привлечение научно-педагогического потенциала Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина к работе с обучающимися.
3. Участники Конкурса
3.1. К участию в конкурсе допускаются обучающиеся 8–11-х классов образовательных организаций города Москвы.
3.2. Конкурс проводится по возрастным категориям:
-
8–9 класс;
-
10–11 класс.
3.3. В Конкурсе принимают участие индивидуальные и групповые (не более 5 авторов) творческие работы, прошедшие регистрацию на сайте ГМЦ ДОгМ http://mosmetod.ru/. При представлении коллективной работы необходимо отразить вклад каждого из участников на всех этапах деятельности.
4. Порядок организации и проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится в 3 этапа:
I этап – школьный. Сроки проведения: 26 октября – 13 ноября 2015 года.
По результатам школьного этапа формируется состав участников окружного этапа Конкурса. Для участия в окружном этапе необходимо осуществить электронную регистрацию победителей школьного этапа (не позднее 20 ноября 2015 года). Адрес регистрации будет указан на сайте ГБОУ ГМЦ ДОгМ (методическое пространство «ИЗО», «МХК», «Музыка») http://mosmetod.ru/
II этап – окружной. Защита проектов – 18 февраля 2016 года.
III этап – городской. Защита проектов – 26 марта 2016 года.
4.2. К рассмотрению жюри Конкурса не принимаются: проектно-исследовательские работы, не основанные на изучении материалов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, и работы, носящие реферативный характер.
4.3. Оргкомитет не несет ответственности за неверную информацию, представленную конкурсантами в регистрационных материалах, и не вносит изменения по заявке конкурсантов в составленную базу данных Конкурса.
В случае ошибочного выбора конкурсантами тематической номинации для представления проектно-исследовательской работы Оргкомитет может принять решение о снятии работы с конкурса.
4.4. Тема Конкурса определяется Оргкомитетом ежегодно. В 2015–2016 учебном году тема Конкурса – «Театр А. Островского: вчера, сегодня, завтра».
5. Номинации Конкурса
5.1. Конкурс проводится в следующих номинациях:
-
«Музыкальное оформление драматического спектакля»;
-
«Эскизы театральных костюмов к драматическому спектаклю»;
-
«Художественное решение пространства спектакля»;
-
«Театральная афиша, лифлет».
6. Структура проектно-исследовательской работы
6.1. Работы, представляемые на Конкурс, должны:
-
носить проблемный характер;
-
использовать материалы Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина;
-
отражать организацию работы над проектом (установление партнёрских связей, привлечение ресурсов, проведение необходимых исследований);
-
демонстрировать реальные результаты, социокультурные и образовательные последствия (возможность использования результатов для решения образовательных и социокультурных задач, программа дальнейшего развития проекта).
6.2. В процессе выполнения проектно-исследовательской работы обучающиеся знакомятся с историей и современным состоянием российского театра, овладевают практическими навыками создания плоскостных (эскизы) или объемных декоративных композиций (макеты), видеофильмов, 3D-моделей декораций спектаклей, музыкальных планов спектаклей и пр.
6.3. Структура исследовательской работы включает:
-
обоснование актуальности;
-
определение цели исследования;
-
определение задач исследования;
-
литературный обзор;
-
описание исследования;
-
собственные результаты исследования, сопоставление полученных данных друг с другом и с литературными источниками и формулирование на основе их анализа закономерностей, обнаруженных в процессе исследования;
-
выводы, в которых даётся тезисное изложение результатов работы (должны соответствовать целям, задачам исследования, являться ответом на вопросы, поставленные при обосновании актуальности исследования);
-
творческую работу (результат исследовательской деятельности), соответствующую выбранной номинации.
7. Критерии оценки конкурсных работ
7.1. Работы, представляемые на Конкурс, рассматриваются по следующим критериям:
-
актуальность и проблемность исследования;
-
соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;
-
возможность использования результатов для решения образовательных и социокультурных задач;
-
оригинальность замысла и мастерство исполнения;
-
образная выразительность;
-
раскрытие содержания темы художественными средствами;
-
творческая самостоятельность;
-
презентация проекта.
7.2. Защиту работы, выдвинутой на Конкурс от авторской группы, проводит один представитель от группы. Время презентации работы не более 7 минут. При этом оцениваются:
-
умение представлять работу;
-
умение вести дискуссию;
При превышении указанного временного лимита жюри имеет право остановить выступление конкурсанта.
8. Руководство Конкурсом
8.1. Общее руководство Конкурсом осуществляется Оргкомитетом.
8.2. Состав оргкомитета Конкурса:
– Лебедева Марианна Владимировна – директор ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;
– Родионов Дмитрий Викторович – генеральный директор ФГБУК «Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина»;
– Карташова Татьяна Семёновна – директор ГБОУ «Школа № 1450 "Олимп"»;
– Кузнецова Елена Валерьевна – заместитель директора ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;
– Латышева Ольга Ивановна – методист ГБОУ Городского методического центра ДОгМ.
8.3. Состав жюри Конкурса:
– Аввакумов Михаил Николаевич – профессор МГХАИ им. В.И. Сурикова, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Московского Союза Художников;
– Долгополова Светлана Владимировна – методист ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;
– Рубцов Александр Михайлович – заместитель генерального директора ФГБУК «Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина» по научно-просветительской деятельности;
– Семиколенова Светлана Викторовна – заведующая Домом-музеем А. Н. Островского;
– Спасоломская Татьяна Николаевна – художник, член МОСХ России;
– Балашевич Ирина Андреевна – заслуженный художник России;
– Соколов Геннадий Владимирович – руководитель Художественной школы ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно», заслуженный учитель Российской Федерации;
– Чуракова Лариса Геннадьевна – методист ГБОУ Городского методического центра ДОгМ;
– Ющенко Владимир Владимирович – артист театра «На Басманной», режиссёр детского музыкального театра «Жар-птица» ГБОУ «Школа № 324».
8.4. Итоги Конкурса подводятся Оргкомитетом на основании протоколов заседания Жюри Конкурса. Оргкомитет не комментирует решение Жюри и не может изменить его.
8.5. Оргкомитет Конкурса учреждает Дипломы победителей. В каждой номинации, в каждой возрастной категории присуждаются звания «Лауреат» и «Дипломант».