8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 12 Октябрь 2016 12:05

Положение о проведении Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности»

1. Общие положения

1.1. Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» (далее – Конкурс) проводится для обучающихся, педагогов и руководителей музеев образовательных организаций города Москвы.

1.2. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

1.3. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса.

1.4. Положение и материалы Конкурса размещаются Оргкомитетом на портале Городского методического центра Департамента образования г. Москвы по адресу: Методическое пространство / Музеи образовательных организаций / Фестивали, конкурсы, проекты / «Школьный музей: новые возможности».

1.5. Оргкомитет по своему усмотрению может использовать материалы участников Конкурса в целях подготовки печатных и электронных изданий.

2. Цели Конкурса

2.1. Цели Конкурса: поиск новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы, её округов, районов, музеев образовательных организаций; выявление лучших педагогических практик организации музейно-педагогической деятельности.

3. Задачи Конкурса

3.1. Задачами Конкурса являются:

– создание и использование музейно-образовательной среды с учётом пожеланий обучающихся как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения;

– поддержка педагогических инициатив по повышению музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности, выявление инновационных методик руководителей школьных музеев и распространение опыта их работы;

– сохранение и возрождение народных традиций, обычаев, культур как условия развития межнациональных связей в области народного творчества и формирования у детей толерантного отношения к представителям других этнокультур;

– популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания.

4. Оргкомитет Конкурса

4.1. Для организации и проведения Конкурса создается городской Оргкомитет Конкурса (далее – Оргкомитет).

4.2. Оргкомитет Конкурса состоит из методистов ГБОУ Городского методического центра ДОгМ (Приложение № 1) и выполняет следующие функции:

– формирует состав профессионального жюри и организует его работу;

– осуществляет подготовку, проведение и общее руководство Конкурсом;

– определяет систему поощрения, награждения участников.

5. Условия проведения Конкурса

5.1.В Конкурсе могут принять участие авторы индивидуальных и групповых работ, как обучающиеся (кроме номинаций 1, 2), так и педагоги по следующим номинациям:

Номинация 1.«Времён связующая нить: урок (занятие) в школьном музее»

Формы представления работы: индивидуальные и групповые (не более двух авторов) методические разработки традиционных уроков и учебных занятий с использованием музейных ресурсов по следующим категориям:

Категория

Традиционный урок

Интерактивное занятие

№ 1

для воспитанников дошкольных отделений

№ 2

для учащихся на уровне НОО

№ 3

для учащихся на уровне ООО

№ 4

для учащихся на уровне СОО

Все методические материалы с указанием номинаций Конкурса и авторов работ размещаются на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»).

 Номинация 2.«Музейное пространство»: авторские концепция и/или программа развития музея образовательной организации с описанием форм и способов интеграции музея в образовательное пространство.

Форма представления работы: текстовый материал, размещённый на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ.

Номинация 3.«Музейная история»: история (очерк, эссе, рассказ, хроника и т. п.) создания музея образовательной организации (основатели, формирование экспозиции, этапы развития, экспонаты с «личной историей» и т. д.).

Формы представления работы: текстовый материал, фотоальбомы, презентации, видеофильмы и т. п., размещённые на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ.  

Номинация 4.«Музейный маршрут»:

– игровой путеводитель по школьному музею, маршрутный лист;

Форма представления: буклет, альбом, комикс и т. п., размещённые на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей») (Приложение № 2).

– экскурсионный маршрут для детей с ОВЗ по музею образовательной организации;

Форма представления: методическая разработка экскурсии, размещённая на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей») (Приложения №№ 2, 3).

– виртуальная экскурсия по памятным местам района, округа или города; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй и т. п.;

Формы представления: видеофильм, презентация, размещенные на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ (Приложение № 2).

Номинация 5.«Музейная игра»: традиционные настольные игры, музейное лото, музейные «пазлы», игры-реконструкции и т. п.

Форма представления: описание игры с фото или презентацией, размещённое на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ.

Номинация 6. «Музейные жанры (эволюция предметов быта)»: рассказы, сказки, загадки, стихи, авторские тексты и т. п., посвящённые истории и эволюции предметов быта – экспонатов музея образовательной организации.

Форма представления работы: материалы, размещённые на сайте образовательной организации (раздел «Школьный музей»), с указанием номинации Конкурса и авторов работ.

5.2. Все работы, представленные по номинациям, эксперты оценивают заочно, определяя победителей и призёров Конкурса, используя предоставленные участниками Конкурса ссылки на размещённые материалы. Заполнение формы «Адресный реестр конкурсных материалов» проводится по ссылке. Для работ по номинациям 1, 5, 6 предусмотрена очная защита, помимо заочной экспертизы.

Каждый критерий всех номинаций оценивается 10 баллами, максимальная оценка работы – 50 баллов.

Очная защита работ номинации 1 (методических разработок) будет проводиться в форме мастер-класса с демонстрацией видеозаписи или презентации занятий с детьми по представляемым технологиям (~ 10 мин.) (Приложение № 4).

Работы номинаций 5 и 6 также проходят заочную экспертизу с выставлением аналогичных баллов и определением призёров. После очной демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителя (победителей) из 10 призёров Конкурса, получивших максимальное количество баллов. Очная защита работ номинаций «Музейная игра» и «Музейные жанры» будет проводиться в форме демонстрационного проекта, который может быть представлен в течение 10 минут. Оригинальность приветствуется.

Критерии оценки работ номинации 1 «Времён связующая нить: урок (занятие) в школьном музее»:

– педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы при проведении уроков (занятий) в музее;

– методическая разработка, её соответствие ФГОС;

– новизна и актуальность представленных материалов (личностные, метапредметные, предметные результаты);

– учёт возрастных особенностей учащихся;

– разнообразие форм организации деятельности учащихся.

Критерии оценки работ номинации 2 «Музейное пространство»:

– наличие цели и задач развития музея;

– соответствие содержания концепции/программы заявленной цели и задачам;

– учёт возрастных особенностей различных категорий посетителей музея;

– определение места музея в образовательном пространстве образовательной организации, организация урочной и внеурочной деятельности;

– авторский подход к созданию концепции/программы.

Критерии оценки работ номинации 3 «Музейная история»:

– исследовательский характер работы (использование различных видов источников);

– авторский подход;

– оригинальность;

– форма подачи материала (логика изложения, владение литературным языком, культура и образность речи);

– описание перспектив развития проекта и возможностей его практического использования в образовательной организации.

Критерии оценки работ номинации 4 «Музейный маршрут»:

  • игровой путеводитель, маршрутный лист:
  • экскурсионный маршрут для детей с ОВЗ:
  • виртуальная экскурсия по памятным местам района, округа или города; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй и т. п.:
  • наличие целей и задач, степень их реализации;
  • реализация деятельностного подхода; преобладание деятельности учащихся над деятельностью учителя;
  • создание и поддержка высокого уровня мотивации и высокой интенсивности деятельности участников урока (занятия);
  • уровень визуализации и технологичность урока;
  • активное использование музейных предметов;
  • культура общения с учениками;
  • культура публичного выступления (аргументированность, логичность, последовательность изложения);
  • качество выполнения основных профессиональных функций: обучения, воспитания, развития (коррекции) в процессе педагогической деятельности.

– активное использование музейных предметов, усложнение и последовательное представление содержания, достоверность информации;

– сочетание реалистичного и фантазийного как в содержании, так и форме его представления: «фантазийность» может быть представлена путём объединения информации сюжетной игрой, единым привлекательным для детей персонажем, форматом «путешествие», «открытие» и т. п.;

– оптимальное количество различных по содержанию и типам предлагаемых заданий; наличие заданий, способствующих развитию детского творчества;

– использование способов фиксации «успехов и неудач» детей, способствующих развитию рефлексивных умений;

– эстетичность оформления.

– соответствие требованиям (Приложение № 2);

– учёт особенностей аудитории;

– разнообразие форм организации деятельности учащихся;

– целостность восприятия экскурсии (полнота и глубина представления информации);

– наличие «обратной связи» с посетителями.

– оригинальность и качество видеосюжетов;

– целостность восприятия виртуальной экскурсии (полнота и глубина представления информации);

– качество видеоряда;

– качество звукового сопровождения;

– форма подачи материала (логика изложения, владение литературным языком, культура и образность речи).

Критерии оценки работ номинации 5 «Музейная игра»:

– оригинальность;

– наличие инструкции с описанием правил игры, её комплектации);

 – технологичность (доступные правила игры, возможность тиражирования, разработки альтернативных вариантов);

– соответствие заявленной возрастной категории игроков;

– наличие развивающих функций игры.

Критерии оценки работ номинации 6 «Музейные жанры»:

– целесообразность выбора экспонатов;

– учёт возрастных особенностей аудитории;

– качество представленного материала, дизайн;

– оригинальность;

– авторский подход.

5.3. Результаты Конкурса публикуются на сайте Городского методического центра www.mosmetod.ru в разделе Методическое пространство / Школьные музеи / Фестивали. Конкурсы. Проекты.

5.4. Участники Конкурса получают Сертификат участника.

5.5. В каждой номинации определяются победители и призёры Конкурса.

6. Порядок и сроки проведения Конкурса

6.1. Мероприятия Конкурса проводятся в соответствии с содержанием представленных авторами материалов. Конкурс проводится в период с 5 сентября 2016 г. по 21 мая 2017 г.

Календарь Конкурса (номинация 1)

Дата проведения

Мероприятие

Место проведения

I этап – заочный

5.09.2016– 1.12.2016

Регистрация на сайте

ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы

Размещение конкурсных материалов

1.12.2016 – 16.01.2017

Экспертиза материалов по отбору лучших методических разработок для участия в очном этапе Конкурса

17.01.2017

Формирование шорт-листа участников очного этапа Конкурса для организации мастер-классов. Консультации методистов по проведению мастер-классов

II этап – очный (для номинации 1)

17.01.–15.03.2017

Организация и проведение мастер-классов (по графику) для номинаций «Традиционный урок» и «Интерактивное занятие»

Образовательные организации Департамента образования города Москвы

16.03.–14.04.2017

Очная защита представленных уроков и интерактивных занятий по номинациям

17.04.–21.04.2017

Определение победителей Конкурса во всех номинациях

ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы

26.04.2017

Представление передового опыта педагогов на Городской конференции руководителей музеев образовательных организаций. Церемония награждения победителей Конкурса

26.04.–21.05.2017

Обобщение передового педагогического опыта. Публикация и издание сборника лучших материалов по итогам проведения Конкурса

ГБОУ ГМЦ Департамента образования города Москвы

Календарь Конкурса (номинации 2–6)

Дата проведения

Мероприятие

Ожидаемый результат

I этап

5.09.2016– 1.12.2016

Регистрация на сайте

 

Сентябрь-октябрь

Консультации методистов по оформлению конкурсных материалов. Вебинары, информационные совещания (см. план ГМЦ)

Адреса и телефоны методистов по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание и музеи образовательных организаций» (Приложение № 1)

– создание информационной карты проекта;

– информирование участников об организации Конкурса, оформлении материалов;

– методические рекомендации по подготовке работ

1.11.2016–12.02.2017

Обучающиеся семинары для участников Конкурса (по плану ГМЦ)

01.12.2016–12.02.2017

Размещение конкурсных материалов. Заполнение формы «Адресный реестр конкурсных материалов» проводится по ссылке

13.02.2017–13.03.2017

Экспертиза работ.

Формирование шорт-листа участников (призёров) Конкурса для организации демонстрации работ, представленных по номинациям «Музейная игра» и «Музейные жанры».

Консультации по проведению очной защиты демонстрационных проектов

II этап

20.03–24.03.2017

Очная защита работ, представленных в номинации «Музейная игра»

– формирование коллекции экскурсионных маршрутов для детей с ОВЗ и музейных игр для различных возрастных категорий обучающихся;

– создание видеообозрения экскурсионных маршрутов;

– обновление страниц музеев на официальных сайтах образовательных организаций

27.03–31.03.2017

Очная защита работ, представленных в номинации «Музейные жанры»

1.04.–07.04.2017

Определение победителей и призеров городского этапа Конкурса (номинации 2–6)

апрель

Церемония награждения победителей Конкурса.

Представление передового опыта педагогов на Городской конференции руководителей музеев образовательных организаций

апрель, май

Обобщение передового педагогического опыта. Публикация и издание сборника по итогам проведения Конкурса

Справки по тел.: 8 (499) 763-70-43, доб. 164.

Электронная почта: melinasi@mosmetod.ru, tibenkolv@mosmetod.rukamaginaoe@mosmetod.ru

 Приложение № 1

Состав Оргкомитета Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности»

– Лебедева Марианна Владимировна – председатель Организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;

– Зернов Дмитрий Игоревич – заместитель председателя Организационного комитета, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;

– Мелина Светлана Ивановна – секретарь Организационного комитета, методист Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;

№ п/п

Ф.И.О. методиста

Округ

Контактный номер телефона

Е-mail

1.

Григорян Сергей Азатович

ЮВАО

8 (499) 763-70-43

grigoryansa@mosmetod.ru

2.

Кабаков Александр Петрович

ЗАО,

ЦАО

8 (499) 763-70-29

kabakovap@mosmetod.ru

3.

Камагина Ольга Евгеньевна

ВАО

8 (499) 763-70-43

kamaginaoe@mosmetod.ru

4.

Литовский Андрей Николаевич

СВАО

8 (499) 763-70-43

litovskiyan@mosmetod.ru

5.

Мелина Светлана Ивановна

ЮАО

8 (499) 763-70-43

melinasi@mosmetod.ru

6.

Тибенко Людмила Викторовна

ЮЗАО

8 (499) 763-70-43

tibenkolv@mosmetod.ru

7.

Черкунов Алексей Викторович

ЗелАО,

САО

8 (499) 763-70-43

cherkunovav@mosmetod.ru

8.

Шиняев Сергей Александрович

СЗАО

8 (499) 763-70-29

shinyaevca@mosmetod.ru

9.

Шишкин Сергей Валерьевич

ТиНАО

8 (499) 763-70-43

shishkinsv@mjsmetod.ru

Приложение № 2

Требования к содержанию и оформлению работ (номинации 2–6)

1. Презентации и видеофильмы могут быть выполнены любыми программными средствами и представлены согласно следующим требованиям:

–    формат и расширения видео: AVI, WMV, MPG, MOV, MKV, FLV, MP4; анимация: SWF, EXE; презентации: PPT, PPTX, PPS, PPSX, PDF;

–    объем видео – не более 1 Гб, презентаций – 15 Мб;

–    продолжительность видеофильма – не более 30 минут.

2. Методические разработки экскурсионных маршрутов по музею образовательной организации для детей с ОВЗ, помимо индивидуального текста экскурсовода, должна содержать следующие сведения:

– характеристику целевой аудитории;

– краткое описание музея с указанием условий для проведения экскурсий для детей с ОВЗ;

– краткую аннотацию экскурсии, её цель и задачи, продолжительность;

– характеристику маршрута экскурсии (таблица):

Объекты показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организационные указания*

Методические указания**

* В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы с учётом особого темпа экскурсии, возможности организации отдыха, обеспечения безопасности детей с ОВЗ.

** В графе «Методические указания» формулируются основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, использованию методических приёмов.

Приложение № 3

Полезные ссылки

1. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs23.htm

2. Образцы маршрутных листов: http://www.museum12345.ru/archive/osnovnaya-programma/http://www.slideshare.net/alexeychervyakov9/ss-38020545 – музейный маршрут для детей с ОВЗ.

Приложение № 4

Критерии оценки мастер-класса участников конкурса (номинация 1), условия его проведения

Для участия в Городском этапе Конкурса принимаются победители отборочного этапа, набравшие максимальное количество баллов по сумме заочного и очного этапов (методическая разработка, мастер-класс).

Для участия в Городском этапе Конкурса принимаются по одной работе для каждой возрастной категории, не более восьми работ от каждой из 11 территорий столичного региона.

Для защиты урока Оргкомитет предоставляет мультимедийное оборудование. Допускается демонстрация проекта на оборудовании авторов. В ходе демонстрации урока оказывается техническая помощь.

Время, предоставляемое для защиты урока, – 10 минут, из которых 2 минуты отводится для ответов на вопросы экспертного жюри. Через 7 минут защиты проекта конкурсант будет предупреждён о том, что до окончания защиты осталась одна минута. Если проектом является видеофильм, то на его демонстрацию отводится не более 10 минут.

На защите урока могут присутствовать сопровождающие участников конкурса лица, но не более одного человека на каждого участника.

Отвечать на вопросы жюри могут только конкурсанты, представляющие мастер-класс. Вопросы могут иметь только уточняющий характер.

После завершения очной защиты работ все члены экспертного жюри заполняют личные протоколы оценки. В соответствии с заполненными протоколами Оргкомитет выявляет победителей Конкурса.