Авторы:
Лихаева Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс», Фадеева Юлия Валериевна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс».
Методическое сопровождение:
Миловзорова Анна Марковна, Рузавин Анатолий Александрович, Туркина Валентина Константиновна.
Возрастной диапазон:
7-8 классы.
Изучаемые элементы содержания образования:
Многообразие птиц. Приспособление к среде обитания. Охрана редких и исчезающих видов. Создание документа MS Word, работа с изображением, текстом, таблицами, создание гиперссылок, поиск информации в Интернете.
Необходимое учебное оборудование:
Планшеты (фотоаппараты), диктофоны, блокноты, карандаши.
Место проведения:
Терлецкий лесопарк (или любой лесопарк Москвы).
Сайт: http://lesopark.3dn.ru/index.html
Памятные даты:
20 марта – Международный день леса;
1 апреля – Международный день птиц.
Галерея изображений:
Свободное описание:
Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения УУД. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Перед Вами конструктор модульного урока, включающего несколько этапов.
Первый этап: подготовительный. На уроках информатики и ИКТ при изучении тем «MS Word» и «Поиск информации в сети Интернет» учащиеся выполняют зачетное задание, содержательной основой которого является создание информационного листа с описанием птиц по заданному шаблону (представлен в разделе для учителя).
Непосредственно перед проведением интегрированного урока учитель рассказывает историю создания Терлецкого лесопарка, обращает внимания на правила поведения и техники безопасности во время урока. Возможно предварительное разделение обучающихся на группы и распределение ролей (например: ответственный, фотокорреспондент, художник, звукооператор) для эффективной работы по выполнению предстоящего задания. Группы знакомятся с планом лесопарка и маршрутом экскурсии, используя план, предложенный в рубрике «Технологическая карта».
Каждая группа обучающихся получает задание (Рабочие листы «залиты» в планшеты), выполняя которое, изучают биологические особенности птиц соответствующей экологической группы.
Каждой группе предстоит:
- найти, сфотографировать и определить обитающих в Терлецком лесопарке птиц;
- выявить черты приспособленности к условиям обитания;
- составить электронный буклет «Птицы Терлецкого лесопарка» (шаблон презентации находится в рубрике для учащихся).
По мере выполнения основного задания, учащиеся получают ситуационные задачи, которые необходимы для повышения интереса учащихся к предмету, они способствуют формированию навыков самоорганизации деятельности.
Созданные группой материалы предъявляются другим группам в конце урока. По итогам работы групп проводится общая викторина (текст викторины заранее «залит» в планшет). Тест (в разделе Тесты дана ссылка на форму Google, с помощью которой реализована возможность для учащихся выполнить тест в любое удобное для них время при наличии интернет-соединения) дается в качестве домашнего задания и оценивается учителем по мере прохождения. Есть возможность учащемуся пройти тест несколько раз при его желании и улучшить результат.
Итоговым элементом урока является подготовка учащимися виртуальной экскурсии для учеников начальной школы (например, 3 класса), во время которой в качестве игрового момента можно использовать кроссворд (расположен в разделе Задания для учащихся, не вошедшие в рабочие листы). Также данный продукт можно использовать на общешкольной конференции «Мыслитель» как поисково-исследовательский проект.
Приложения: