8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 16 Декабрь 2013 12:20

Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей

4

Авторы:

Миловзорова А.М., Кулягина Г.П., Кочергин А.Б., Смирнов И.А.

Возрастной диапазон:

5–7-й класс

Изучаемые элементы содержания образования:

 

понятия:

низшие растения, водоросли, отдел Зелёные водоросли, одноклеточные водоросли, хламидомонада, хлорелла, многоклеточные водоросли, спирогира, улотрикс, хроматофор, слоевище, ризоид, «цветение» воды;

умения:

метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, работать в группах, проводить наблюдение, описывать и сравнивать, делать выводы, работать с разными источниками получения биологической информации, анализировать и обобщать полученную информацию;

предметные: выделять отличительные признаки живых организмов, определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе, освоение основных правил поведения в природе, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

 

Необходимое учебное оборудование:

компьютер, цифровая лаборатория, планшет, микроскоп, пробирка для взятия пробы воды из водоёмов с зелёными одноклеточными и многоклеточными водорослями, готовые препараты хлореллы, хламидомонады, спирогиры, предметные и покровные стекла, пипетки, полоски промокательной бумаги.

Место проведения урока:

у водоема (пруд в парке, река, ручей, пруд на ООПТ и др.)

Возможно указание на связанные памятные даты:

-

Форма проведения урока:

лабораторная работа в полевых условиях, исследовательский урок.

Галерея изображений:

Свободное описание урока:

Класс работает в малых группах. Обучающиеся знакомятся с ситуационной задачей, определяют цель предстоящей работы и самостоятельно составляют план действий для её достижения (составляют технологическую карту проведения лабораторной работы). Следуя плану действий в технологической карте, обучающиеся исследуют с помощью микроскопов «цветущую» воду из водоёма, знакомятся с особенностями строения представителей зелёных водорослей, фиксируют результаты наблюдений, сравнивают объекты наблюдения с фотографиями в атласе «Зелёные водоросли» (файл планшета), определяют названия водорослей и их систематическое положение. Полученные данные обучающиеся заносят в отчёт, делают выводы по работе. Сдают отчёт учителю.

Закрепление. По завершении выполнения лабораторной работы обучающиеся обмениваются результатами работы о многообразии и особенностях строения зелёных водорослей и сдают отчёты учителю; выполняют задания на закрепление полученных знаний.

На заключительном этапе урока: обучающиеся выполняют тест, подводятся итоги работы групп, формулируются выводы. Предлагаются задания для внеурочной работы. Контроль знаний можно провести с использованием предложенных в уроке онлайн-тестов по отделу «Зелёные водоросли». Возможно проведение урока в форме мини-исследования (исследовательский урок – описание приведено во 2-м материале для учителя) с постановкой целей и задач исследования, анализом полученных результатов и формулировкой выводов работы – представлена разработка методики такого исследования и предложены шаблоны для оформления результатов работы.

Приложения: