Авторы:
Дунаев Е.А., Смирнов И.А., Миловзорова А. М.
Возрастной диапазон:
5–11 класс
Изучаемые элементы содержания образования:
биоценоз, биогеоценоз, экосистема, лесное сообщество, биотоп, ярусность леса, яруса леса, древостой, лесообразующие породы, фаутность, сомкнутость крон, пространственная неоднородность леса, подрост, подлесок, травяно-кустарничковый ярус, мохово-лишайниковый ярус, внеярусная растительность, полевой дневник; единство живой и неживой природы; структура лесного сообщества (сообщество живых организмов роль растений в сообществе).
Необходимое учебное оборудование:
блокнот (полевой дневник), компас, угломер.
Место проведения урока:
парки ООПТ Москвы (например, заказник «Воробьёвы горы»).
Возможно указание на связанные памятные даты:
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды;
21 марта – Всемирный день защиты лесов.
Форма проведения урока:
урок с элемнтами поисково-исследовательской деятельности.
Галерея изображений:

Fig1

Fig10

Fig11

Fig12

Fig13

Fig14

Fig15

Fig16

Fig17

Fig18

Fig19

Fig2

Fig20

Fig3

Fig4

Fig5

Fig6

Fig7

Fig8

Fig9
Свободное описание урока:
Урок «Характеристика природного сообщества на примере лесной экосистемы» может быть проведен в 5–6-х классах в рамках раздела «Живые организмы» или в 9–11-х классах в теме «Биогеоценотический уровень жизни».
Урок может проходить на природной территории (в парке, лесу, ООПТ) или с использованием интерактивной доски в классе. В последнем случае приводятся ссылки на интерактивные экскурсии и объёмные панорамы, которые можно использовать для организации «виртуальной экскурсии».
В зависимости от возраста обучающихся можно варьировать сложность используемых терминов (сообщество – экосистема – биогеоценоз).
Для старшеклассников предлагается для решения кейс, связанный с оценкой эффективности природопользования.
Приложения: