8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 12 Май 2015 15:48

Экологические группы птиц

titleАвторы:

Лихаева Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс»; Фадеева Юлия Валериевна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс».

Методическое сопровождение:

Миловзорова Анна Марковна, Рузавин Анатолий  Александрович, Туркина Валентина Константиновна.

Возрастной диапазон:

7–8 классы.

Изучаемые элементы содержания образования:

многообразие птиц; приспособление к среде обитания; охрана редких и исчезающих видов; создание документа MS Word, работа с изображением, текстом, таблицами; создание гиперссылок; поиск информации в Интернете.

Необходимое учебное оборудование:

планшеты (фотоаппараты), диктофоны, блокноты, карандаши.

Место проведения:

Терлецкий лесопарк (или любой лесопарк Москвы).

Сайт: http://lesopark.3dn.ru/index.html

Памятные даты:

20 марта – Международный день леса;

1 апреля – Международный день птиц.

Галерея изображений:

Свободное описание:

Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребёнка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения УУД. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Перед вами конструктор модульного урока, включающего несколько этапов.

Первый этап: подготовительный. На уроках информатики и ИКТ при изучении тем  «MS Word» и «Поиск информации в сети Интернет» учащиеся выполняют зачётное задание, содержательной основой которого является создание информационного листа с описанием птиц по заданному шаблону (представлен в разделе для учителя).

Непосредственно перед проведением интегрированного урока учитель рассказывает историю создания Терлецкого лесопарка, обращает внимания на правила поведения и правила техники безопасности во время урока. Возможно предварительное разделение обучающихся на группы и распределение ролей (например: ответственный, фотокорреспондент, художник, звукооператор) для эффективной работы по выполнению предстоящего задания. Группы знакомятся с планом лесопарка и маршрутом экскурсии, используя план, предложенный в рубрике «Технологическая карта».

Каждая группа обучающихся получает задание (Рабочие листы «залиты» в планшеты), выполняя которое, они изучают биологические особенности птиц соответствующей экологической группы.

Каждой группе предстоит:

1) найти, сфотографировать и определить обитающих в Терлецком лесопарке птиц;

2) выявить черты приспособленности к условиям обитания;

3) составить электронный буклет «Птицы Терлецкого лесопарка» (шаблон презентации находится в разделе для учащихся).

По мере выполнения основного задания учащиеся получают ситуационные задачи, которые необходимы для повышения интереса учащихся к предмету, они способствуют формированию навыков самоорганизации деятельности.

Созданные группой материалы предъявляются другим группам в конце урока. По итогам работы групп проводится общая викторина (текст викторины заранее «залит» в планшет). Тест (в разделе «Тесты» дана ссылка на форму Google, с помощью которой реализована возможность для учащихся выполнить тест в любое удобное для них время при наличии интернет-соединения) даётся в качестве домашнего задания и оценивается учителем по мере прохождения. При желании у учащегося есть возможность пройти тест несколько раз и улучшить результат.

Итоговым элементом урока является подготовка учащимися виртуальной экскурсии для учеников начальной школы (например, для третьего класса), во время которой в качестве игрового момента можно использовать кроссворд (расположен в разделе «Задания для учащихся, не вошедшие в рабочие листы»). Также данный продукт можно использовать на общешкольной конференции «Мыслитель» как поисково-исследовательский проект.

Приложения: