8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 12 Октябрь 2020 15:55

Первоклассные родители: Топ лучших фильмов о школе и педагогах

Организаторы проекта «Московское кино в Школе» подготовили подборку отечественных картин, посвященных профессии учителя. Эта тема в советском кино стала активно развиваться с 60-х годов, когда режиссёры и сценаристы начали по-новому смотреть на взаимоотношения учителей и учеников и размышлять о том, каким должен быть хороший педагог и какие проблемы возникают в процессе образования.

Республика ШКИД

Фильм рассказывает о школе-коммуне имени Достоевского и её легендарном основателе Викторе Николаевиче Сороке-Росинском, которого ученики называли ВикНикСором. История воспитания бывших беспризорников основана на реальных событиях, описанных двумя выпускниками школы в одноименной повести. К 40-летию книги было решено снять фильм, и сценарий предложили написать одному из авторов – Алексею Пантелееву. Однако в Госкино решили доработать сценарий, для чего привлекли Геннадия Полоку. Когда встал вопрос о постановщике, то вспомнили, что у Полоки – режиссёрское образование, и делать фильм поручили ему. В отличие от повести, главным героем фильма стал директор школы, роль которого блистательно исполнил Сергей Юрский. На его кандидатуре настаивал Полока, который даже отказывался приступать к съёмкам, пока Юрского не утвердили.

Доживем до понедельника

События картины охватывают несколько дней из жизни обычной советской школы. Казалось бы, небольшой эпизод, однако создателям фильма удалось за этот короткий отрезок времени раскрыть проблемы взаимоотношений учителей и учеников, а также молодых и опытных педагогов. Размышления о миссии учителя здесь неразрывно связаны с личностью и внутренним конфликтом персонажа, с рассуждениями о том, какую роль в воспитании играют человеческие качества педагога. В роли директора Ильи Семёновича Мельникова режиссёр Станислав Ростоцкий видел только Вячеслава Тихонова. Тот поначалу сомневался, поскольку роль казалась ему не слишком интересной. Однако впоследствии Тихонов осознал, что режиссёр удивительным образом уловил сходство переживаний своего героя и актёра, что помогло ему великолепно исполнить роль.

Большая перемена

Этот многосерийный телевизионный фильм посвящён вечерней школе для взрослых и был создан по госзаказу: в то время правительство проводило кампанию по массовому обучению рабочих. Однако благодаря великолепным актёрским работам фильм вышел за рамки производственной драмы и стал поистине народной картиной. При этом изначально на главные роли планировались совсем другие актёры. Так, Нестора Петровича должен был сыграть Андрей Мягков, также пробовался Константин Райкин. Михаил Кононов же согласился на эту роль лишь из-за перерыва в съемках и поначалу считал её проходной. Но впоследствии она стала одной из самых известных в его карьере. Случайно попала в фильм и Светлана Крючкова. Её мужу, Юрию Векслеру, предложили роль Ганжи. Однако он решил отказаться и попросил супругу вернуть сценарий на студию. Там её увидел режиссёр и пригласил на пробы.

Уроки французского

Фильм Евгения Ташкова – это экранизация одноимённого рассказа Валентина Распутина. Произведение основано на реальных событиях, и учительница Лидия Михайловна названа своим настоящим именем. События картины разворачиваются в послевоенном СССР. Молодая учительница французского пытается помочь десятилетнему Володе, который приехал учиться в райцентр и живет впроголодь. Мальчик гордый и отказывается от помощи, и тогда Лидия Михайловна прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги и подыгрывает ученику. Когда это видит директор школы, он увольняет учительницу. Режиссер Евгений Ташков намеренно подбирал для своего фильма не столько актёров, сколько типажи. Он объяснял, что человеческие отношения в кадре были для него важнее профессионализма. Именно поэтому на главную роль он выбрал малоизвестную тогда Татьяну Васильеву, а Володю сыграл детдомовец Михаил Егоров. Дуэт получился пронзительным – под стать распутинской прозе.

Дневник директора школы

Фильм рассказывает о жизни и работе фронтовика, бывшего писателя, а ныне директора ленинградской средней школы. Эту роль блестяще исполнил Олег Борисов. В центре внимания – его размышления о разных подходах к преподаванию и воспитанию. Главный герой осознаёт, что настало время менять педагогические принципы: отказаться от менторства и дать возможность ученикам вступать в диалог с учителем и высказывать собственное мнение. Иначе считает завуч школы, которая упрекает директора в попустительстве. Принципам главного героя предстоит выдержать испытания не только в школе, но и в семье, где его сын довольно резко отстаивает свою самостоятельность.

Это мы не проходили

Герои фильма — студенты педагогического вуза, которым предстоит пройти практику в обычных школах, без присмотра своих институтских педагогов. Им необходимо будет не только найти общий язык со старшими коллегами, но и завоевать авторитет у детей. Фильм продолжает традицию 60-х – рассуждения о том, какими должны быть отношения учителей с учениками. Однако главные герои этой картины – студенты – сами одновременно и ученики, и учителя, что позволяет раскрыть тему с нового ракурса. При этом режиссёр Илья Фрэз говорил, что хотел создать образ идеального учителя, поэтому профессия педагога здесь романтизирована и лирична. Неудивительно, ведь это взгляд молодых учителей, движимых извечным желанием изменить мир.

Доброта

В этой картине сопоставляются уже не новаторские и традиционные методики, а два новых подхода к воспитанию. Первый олицетворяет учительница литературы, которая руководствуется добрыми мотивами и пытается найти путь к сердцу каждого ученика. А второй – директор школы, который полагает, что хулиганам и двоечникам просто не дали правильно проявить себя. Подобно ВикНикСору из «Республики ШКИД» он вводит школьное самоуправление и создаёт ученический актив. Однако здесь такой подход приводит к печальным последствиям: получив власть, вчерашние хулиганы меняться не спешат. Главный вопрос, которым задаются авторы фильма: оправдывает ли цель любые методы и есть ли разница между авторитаризмом взрослого и сверстника?

4:0 в пользу Танечки

Главный герой этой картины – молодая учительница, которой поручили классное руководство в самом сложном классе. Учителя даже прозвали его «пятый буйный». Школьники берут шефство над своей учительницей, но при этом намереваются испытать её: не только как педагога, но и как человека. Вчерашняя студентка, а ныне молодой учитель Татьяна Ивановна, прозванная школьниками Танечкой, исповедует уже упомянутый принцип доброты. Она считает, что такой подход – единственно верный, и включается в предложенную подопечными игру. И, как показала практика, её метод воспитания оказался действенным.

Перевод с английского

И снова главный герой – вчерашний студент, выпускник пединститута. В этом фильме он должен заменить руководителя шестого класса — опытную школьную учительницу английского. Её класс считается «трудным». Впрочем, создатели фильма решили сосредоточиться больше не на педагогических проблемах, а на человеческих отношениях между школьниками, в которых предстоит разобраться молодому учителю. При этом, по мнению критиков, в картине больше вопросов, чем ответов – и это повод для самостоятельных зрительских размышлений.

Учитель пения

Фильм рассказывает о руководителе школьного хора, учителе Ефреме Николаевиче, и объединяет несколько сюжетных линий. Причём далеко не все они связаны со школой. В этом и была задумка сценариста Эмиля Брагинского и режиссёра Наума Бирмана, которым хотелось показать учителя не только на работе, но и в повседневной жизни. Основные события картины со школой не связаны: это история о подаренной учителю собаке, которая сбежала во время переезда. Однако на фоне этой комедийной истории зрители узнают и о предстоящем важном школьном смотре, и об отношениях учеников к учителю и друг к другу.

Источник: https://1roditeli.ru/content/child-rest/9818/