8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 09 Август 2019 11:18

Информационный Центр Правительства Москвы: Пресс-конференция «Путь героя»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему «Путь героя».

Спикерами сегодняшней пресс-конференции являются заместитель РАО, советник руководителя Департамента образования и науки Москвы Игорь Сергеевич Павлов; Ярославская Ольга Владимировна, директор Центра патриотического воспитания и школьного спорта; Шпаро Матвей Дмитриевич, директор Центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий»; Пономарев Алексей Леонидович, директор школы № 329; Антонова Ольга Петровна, педагог школы № 2090 имени Героя Советского Союза Л. Х. Паперника; Журавлев Артём, ученик 8 класса школы № 1476, и Высоцкий Виктор, ученик 8 класса школы № 1476.

И. С. ПАВЛОВ: Добрый день, уважаемые коллеги. По вопросам патриотического и гражданского воспитания работа ведется на системном уровне. Это приоритетнейшие направления деятельности Департамента и РАО. Они включают в себя и сохранение преемственности поколений, развитие школьного спорта, развитие кадетского движения, патриотическое воспитание в целом, реализация федеральных и городских проектов и многое другое. Проект, который мы сегодня обсуждаем, будет завершён в преддверии 75-летия Победы – его итоги будут подводиться на Кадетском параде 2020 года на Поклонной горе. Мы его рассматриваем как инновационный. Наиболее эффективным воспитательным воздействием обладает социокультурная среда, в которой находятся обучающиеся. Компоненты этой среды – взаимодействие с ветеранской общественностью, музейная педагогика, память о героях, сохранение исторической памяти. В последние несколько лет Департамент образования Москвы более 30 геройских имен присвоил школам. Всего геройские имена носят более 70 школ. На сегодняшний день в городе героев чествуют и в школьных музеях. 

Есть множество проектов, школьных кружков, где каждый школьник может найти занятие по  своим интересам. Занятия вынесены в пространство города и город является, по сути, большой образовательной средой – это проект «Город как школа». 

Именно в этом проекте «Путь героя» совмещаются две важных характеристики: технология образовательного туризма и связь предметности проекта с патриотическим и гражданским воспитанием. 6 мая был старт на Поклонной горе. Затем идёт этап серьёзной подготовки, когда они изучают историю и биографию героя, особенности его подвига, его трудовых будней. После этого они принимают участие в походе. После похода они обобщают материалы, полученные в ходе похода. Эти материалы будут размещены в школьных музеях и будут доступны для общего пользования. Это образовательно-туристическая история, имеющая яркую гражданско-патриотическую направленность.  Данный проект – неотъемлемый элемент работы Департамента, которая ведется в преддверии реализации указов Президента РФ о проведении в РФ Дней Славы. Такой указ издан 8 июля 2019 года, и в нём 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы. Этот проект будет одним из достойных элементов реализации этой программы. Спасибо за внимание.

О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ: 6 мая, на Параде кадет «Не прервётся связь поколений» стартовал проект «Путь героя». 48 героев СССР, которые отдали жизнь, защищая нашу родину – их имен носят наши школы. На самом деле 50 школ, потому что есть 2 школы, которые носят одинаковые имена. Каждая школа-участница проекта должна сформировать команду и разработать туристический маршрут. Публичная защита маршрута состоится на «Городе образования». Октябрь-ноябрь – каждая школа должна пройти по этому маршруту, составив историческую, спортивную карту. Кураторами проекта являются Центр патриотического воспитания и школьного спорта, Городской методический центр, Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, «Лаборатории путешествий» Матвея Шпаро. 

Задача этого проекта – не только историческая и патриотическая. Мы говорим о возрождении детского туризма, не только спортивного, но и исторического. Через поход приходит любовь к малой родине. Специалисты Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма готовят руководителей этого похода, обеспечивающих абсолютную безопасность маршрута. 

Все исторические маршруты должны найти свое отражение в школьных музеях. Для того чтобы это реализовать, нужны специалисты Городского методического центра. Каждый маршрут – не менее 30 км, рассчитан на 3 дня. Подробнее расскажут мои коллеги. 

М. Д. ШПАРО: Всем добрый день. Путешественнику отрадно слышать, что много школ пойдут в поход. 50 школ, из которых только в 13 есть опыт хождения в походы. На одном из совещаний с директорами один директор сказал, что каждый май они отправляются вместе со школьниками по местам боевой славы, едут на автобусах, ночуют в гостиницах, и спросил, неужели здесь им придется нести какие-то рюкзаки, разводить костры и ночевать в палатках. Когда мы продумывали этот проект, обязательным было наличие активного путешествия. Это преодоление, благодаря которому ребята становятся чуть-чуть ближе к героям, в честь которых школа получила это имя. Это хорошая возможность для ребят и школы стать ближе. 

Сам я вовлечен в проект в школе № 760 им. Маресьева. Это школа, которая планирует пройти по пути, по которому полз 18 дней Маресьев – болота Новгородской области, национальный парк «Валдай». Там 8 км. У ребят, в обход болот, будет побольше. Это будет первая московская детская группа, которая пройдёт по пути Маресьева. Только 2 года назад поисковиками было однозначно обнаружено место, где же упал его самолёт. Думаю, что каждая школа в процессе подготовки в своему походу много чего найдёт и мы все станем от этого немножечко интеллектуально богаче. 

А. Л. ПОНОМАРЕВ: Добрый день. Название нашей школы полностью звучит как Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 329 имени Героя Советского Союза А. С. Хлобыстова. Это капитан гвардии, лётчик-истребитель. Мы решили в рамках этого проекта пройти по следам героя. Мы начнем своё путешествие с места, где он родился – в Рязанской области, селе Елино. Мы встретились с директором школы этого села, и он нас поддержал и захотел присоединиться. Мы с ребятами приедем туда на автобусе, а оттуда пешком, походом, пойдем в Рязань – 40 км. За 3–4 дня доберёмся. Там мы посетим с экскурсией место, где он работал, –  Карачаровский механический завод. Затем отправимся, во вторые каникулы, в место, где он совершил свой подвиг – это Мурманская область, аэропорт Мурмаши. Там же случился его смертельный вылет, во время которого его сбили. Туда отправится наша школьная съёмочная группа видеостудии «Фокус». Итогом нашего похода станет полноценный документальный фильм о нашем герое Советского Союза. Также будет полноценный сценарий урока в МЭШ, который создадут наши учителя, и заполнен экспедиционный журнал в электронной и бумажной формах. В школе уже 14 лет функционирует музей, посвященный герою Советского Союза. Школа находится на улице, названной в его честь. Теперь всё это можно будет соединить воедино, показать ребятам, как жил Алексей Степанович и какие события происходили в его жизни.

О. П. АНТОНОВА: Добрый день, уважаемые коллеги. Наша школа носит имя Героя Советского Союза Л. Х. Паперника. Мы принимаем участие в этом образовательном проекте. 

Л. Х. Паперник погиб 23 января 1942 года, выполняя боевое задание. Это были лыжники, разведчики, отправленные в тыл к врагам. Их было 27 человек. Силы были неравны. Оставшийся в живых Паперник был тяжело ранен. Он взорвал себя гранатой, и взорвались те фашисты, которые были рядом. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского союза.

Для нас проблема попасть в место, где родился Л.Х. Паперник, – это Украина. Мы решили остановиться на месте совершения подвига. Это деревня Хлуднево. Маршрут мы утвердили от Сухиничей до деревни Хлуднево – 34 км. Ребята уже активно включились в этот процесс. У нас есть туристические секции и ведется подготовка. 

В нашей школе поддерживается активная связь с племянником Л. Х. Паперника. В сентябре 2011 года состоялось торжественное присвоение нашей школе имени героя. Благодаря фотоматериалам и архивным материалам, которые были в семье Л. Х. Паперника, а также ребятам, участвующим в поисковых отрядах и ведущим раскопки времён Великой Отечественной войны, 7 декабря 2018 года был создан Уголок боевой славы, посвящённый Л. Х. Папернику. 
Проводятся в школе и другие патриотические мероприятия. Рядом есть одноименная улица, где установлен его бюст. В 2012 году члены детского общественного объединения, которое есть в нашей школе, – «Лазарята» – посетили мемориал в дер. Хлуднево, посвящённый подвигам героев лыжников-разведчиков. Для нас ответственно и важно участвовать в проекте «Путь героя». Это касается и пополнения экспонатами нашего школьного музея. Это и память, которая будет запечатлена детьми в видео- и фотоматериале. Самое главное – это патриотическое воспитание наших детей, потому что они должны знать историю своей родины. 

В. ВЫСОЦКИЙ: Здравствуйте. На данный момент мы поднимаем документы, которые были оставлены предыдущими работниками нашего музея и нашим руководителем Павлом Митрофановичем. Общий путь составляет 36 часов. 

Для начала расскажем о подвиге и о самом Игоре Владимировиче. Он наш земляк, даже не смотря на то, что он родился в Харькове, когда его отец был в командировке. Так же, как и обычный мальчик, он ходил в школу. Когда началась война, он так же, как и все остальные пацаны его возраста, обивал пороги военкомата и в возрасте 19 лет ушёл на фронт. Его подвиг произошёл 15 августа 1942 года. На тот момент ему было 20 лет. Он командовал орудием 25-й гвардейской дивизии 6-й Армии Воронежского фронта. Когда весь его расчёт был убит, он остался один и продолжал вести огонь по противнику. Когда его пушку вывели из строя, он со связкой гранат бросился под танк. 
Как мы уже говорили, мы планируем пройтись этим путем, заканчивая селом Коротояк.

И. С. ПАВЛОВ: О каком герое идет речь?

А. ЖУРАВЛЕВ: Игорь Владимирович Панганис.

И. С. ПАВЛОВ: На сегодняшний день акцент в Департаменте делается на разработке наиболее инновационной технологии воспитывающей деятельности. То, о чём говорил уважаемый М. Шпаро: патриотизм – это когда мы в практике делаем что-то полезное для своей малой родины, Родины в целом, и для того, чтобы сформировать в себе положительные черты характера, а это связано с преодолением. Этот деятельности патриотизм – сердцевина проекта, о котором мы здесь говорим. 

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: 50 школ – это хорошо. Но в Москве гораздо больше школ. Как-то они могут принять участие?

О. В. ЯРОСЛАВСКАЯ: Любая школа Москвы может принять в этом проекте участие. Большой отклик этот проект нашёл в регионах. Там это движение началось очень активно. К нам поступают звонки с просьбой включить в этот проект. Мы приглашаем всех желающих зарегистрироваться в качестве кандидатов и принять участие. 

Расскажу, как наш проект связан с «Московской электронной школой». Мы ожидаем от каждой школы сценария «классного часа», которым потом сможет воспользоваться любой учитель истории при подготовке своих материалов по предмету. Такая идеология по прославлению героев очень важна. К проекту присоединится вся Россия. Со временем мы создадим библиотеку этих подвигов, и будет очень хорошо.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, коллеги. Пресс-конференция завершена. 

Источник: https://icmos.ru/press/press-konferentsiya-put-geroya