8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 08 Июль 2021 17:13

Мел: «Забывать то, чему нас учили, полезно». Нужно ли детям заниматься учёбой летом?

Вечный родительский вопрос — что важнее: дать ребёнку отдохнуть летом или все-таки попробовать сделать регулярные занятия частью каникул? С одной стороны, отдых — это очень важно, но с другой — за три долгих месяца есть риск забыть всё, чему учили в школе. Пытаемся найти идеальный рецепт вместе с московскими учителями, методистами и психологами.

Нужно ли заниматься летом, чтобы не забыть школьную программу?
Артём Барат, учитель физики школы № 1520, капитан команды победителей конкурса «Учителя года Москвы — 2021»:

На мой взгляд, забывать то, чему нас учили, — достаточно полезное свойство. Это помогает понять, что останется с нами надолго и как быстро восстановится знание или навык.

Вместе с тем мне кажется, что некоторые летние занятия необходимы. Во взрослой жизни мы часто строим планы на лето, в которые включаем некое саморазвитие. И зачастую, увлекаясь отдыхом, мы об этих планах забываем. Летние занятия позволят выработать привычку развиваться непрерывно и использовать для этого свободное время, которого так мало и о потере которого мы так грустим во взрослой жизни.

Алексей Тарасенков, учитель географии «Цифровой школы», победитель конкурса «Учитель будущего»:

Если у ребенка есть желание заниматься самообразованием в каникулярное время, он может почитать дополнительную литературу по любимому предмету, посмотреть образовательные фильмы или поиграть в развивающие игры близкой тематики.

Например, можно использовать приложения Библиотеки «Московской электронной школы» или обратиться к педагогу, который точно сможет посоветовать пару десятков развивающих и познавательных ресурсов. У меня как у учителя географии всегда такие есть в запасе — как для детей, так и для коллег. Например, уроки «Хозяйство своей местности. География населения», «Климатические особенности Московского столичного региона», «Страны мира».

В МЭШ можно найти интересные приложения по всем предметам школьной программы. Достаточно вбить в поиск ключевые слова или воспользоваться фильтрами для поиска нужных тем. Также в каталоге МЭШ есть различные видео: здесь и отрывки из экранизаций художественных произведений, и фильмы о жизни писателей, и анимационные фильмы. Это тоже повышает интерес к произведениям классиков и может стать отличным поводом для углубленного изучения литературы.

Если ребенок сам проявляет интерес к решению задач и упражнений на каникулах, я не вижу смысла ему мешать.

Вряд ли он переутомится от нескольких заданий в неделю — но это точно позволит ему держать себя в форме. Я, например, в свободное время решаю задания ЕГЭ, и каждый раз это соревнование с самим собой — сделать лучше или быстрее, чем в прошлый раз. А у школьников спортивный дух развит еще сильнее.

Заставлять сидеть за уроками каждый день, конечно же, не нужно, иначе вы отобьете всё желание учиться. А вот поддерживать такие навыки, как чтение или счёт, желательно. Хороший вариант — совместное чтение книг, которые нравятся ребёнку, или игры с чтением и счётом.

Как мотивировать школьника читать книги во время каникул?
Артём Барат:

У каждого человека путь к книге свой, уникальный. Думаю, что здесь секрет в том, чтобы найти ту самую книгу, с которой этот путь начнется. Для меня такой книгой стал том Сэлинджера, который я случайно обнаружил на даче.

Чтобы ребенок читал, в доме должны быть книги, причем мне кажется, что они должны быть бумажные, а не электронные. Разного формата, цвета, с пожелтевшей бумагой или совсем новые. И, конечно, важно, чтобы читали родители, иначе ребенок не поверит в то, что чтение может приносить радость.

Анна Кошелева, старший методист Института содержания, методов и технологий образования МГПУ:

Пожалуй, каждый родитель сталкивается с тем, что ему приходится напоминать ребенку о необходимости брать в руки книгу. Но ведь погружение в мир литературных героев может быть очень интересным, и существует множество способов активизировать интерес школьника к чтению летнего списка.

Для начала можно выбрать интересное место для чтения — в тёплую погоду это может быть парк или историческое место, где творили писатели. Родитель может предложить ребенку в процессе чтения вместе создавать иллюстрации к произведениям, фотографироваться в костюмах литературных героев, инсценировать какие-то сценки на видео для социальных сетей. Творческой вершиной для всей семьи может стать домашняя постановка одного из произведений летнего списка.

Нужно ли будущим выпускникам уже сейчас начинать готовиться к ЕГЭ?
Артём Барат:

Подготовка к ЕГЭ похожа на подготовку спортсмена к соревнованиям, к которым нужно подойти на пике формы. Каждому ребенку требуется определенное время для того, чтобы выйти на этот пик. Если, например, в 10-м классе ребенок не занимался предметом в должном объеме, то года подготовки может не хватить для того, чтобы показать высокий результат. Подготовка к ЕГЭ должна быть очень технологичной: важно понимать, на какой балл ты можешь рассчитывать прямо сейчас, какие задания ты сможешь научиться выполнять быстро, на какие задания уйдет больше времени. Я советую будущим выпускникам подойти к 11-му классу с пониманием стратегии, может быть, даже с расписанным понедельным планом подготовки.

Роман Дощинский, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования:

Летом у каждого ребенка наверняка найдется время, когда захочется почитать что-нибудь из художественной литературы, полистать учебник по любимому предмету, пособие по подготовке к ЕГЭ или порешать типовые экзаменационные задания. Подчеркиваю — любимому предмету.

Всё начинается с любви. И подготовка к ЕГЭ тоже начинается с любви.

Очень важно правильно выбрать свою будущую профессию, заранее определиться с вузами, в одном из которых ты готов с удовольствием учиться, соответственно, заблаговременно начать готовиться к экзаменам по конкретным предметам.

И если заниматься любимым делом, лето не станет препятствием для подготовки к ЕГЭ. Любимое ведь притягивает. Я уверен, что учиться в современном мире можно и нужно всегда и везде. Это процесс непрерывный, бесперебойный, неостановимый.

Как правильно подготовиться к началу учебного года?
Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства Москвы:

Уже в начале учебного года стартуют первые олимпиады для школьников. Летом у ребят, которые никогда в них не участвовали, есть возможность понять, интересны им такие соревнования или нет. Для этого можно открыть задания прошлых лет — отличные подборки, кстати, выложены на сайте olimpiada.ru — и порешать в свое удовольствие задачи, посмотреть, какими они в принципе бывают.

Также, например, углубиться в математику и смежные области помогут журналы «Квант» и «Квантик» — их можно найти в Библиотеке МЭШ. Я уверен, что в итоге какой-нибудь предмет вас обязательно увлечет. И тогда уже можно начинать заниматься более серьезно и пробовать себя в школьном этапе Всероссийской олимпиады, который проходит осенью.

Для тех же, кто уже находится на олимпиадном пути и достиг успехов на различных этапах, лето — это возможность позаниматься любимым делом, не отвлекаясь на другие предметы и домашние задания, освоить новые методы, что-то изучить. Тут в вашем распоряжении онлайн-курсы Центра педагогического мастерства, курсы образовательного центра «Сириус» и задания олимпиад прошлых лет. Но и об отдыхе забывать не стоит: круглосуточные занятия ведут к выгоранию и ухудшению результатов. Поэтому все должно быть в меру: позанимался — погулял, отдохнул.

Евгений Иванов, педагог-психолог школы № 1576, победитель московского городского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Москвы — 2021»:

В школе ребенок не только учится: он взаимодействует со сверстниками, делает первые шаги в профессии, учится соблюдать общепринятые правила, адекватно выражать свои чувства. Поэтому для того, чтобы правильно подготовиться к началу учебного года, летом полезно обратить внимание на совершенствование «бытового» интеллекта. Он позволяет оперативно и качественно решать задачки, которые встречаются нам в обычной жизни, если необходимо, найти миллион способов достигнуть желаемого результата так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. «Бытовой» интеллект — это запас жизненной прочности, наличие которого дает возможность в школьной жизни адекватно реагировать на самые разные вызовы.

Источник: https://mel.fm/shkolniki/4756193-zabyvat-to-chemu-nas-uchili-polezno-nuzhno-li-detyam-zanimatsya-ucheboy-letom