Версия для печати
Понедельник, 12 Апрель 2021 13:58

Учительская газета: Московские педагоги обсудили развитие дошкольного и начального общего образования

В Москве завершает свою работу крупномасштабный педагогический форум, последняя неделя которого посвящена дошкольному и начальному образованию. Лучшие педагоги столицы, авторы учебников, образовательных курсов и проектов, психологи и методисты собрались вместе, чтобы обсудить современные тенденции развития образования и поделиться своим опытом. 

«Именно дошкольное и начальное образование вносит серьезный вклад в развитие, обучение ребёнка и достижение им успехов в более позднем возрасте. На этой неделе участники Первого Московского педагогического форума узнают, какие исследования детства проводятся в России и как развивается среда дошкольного и начального образования в московских школах. Они познакомятся с эффективным опытом управления развитием содержания программ дошкольного и начального образования, а также узнают интересные технологии и способы проведения учебных занятий, организации школьной жизни для того, чтобы таланты каждого ребёнка развивались», – сказал на открытии недели первый заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Михаил Бородин.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования стало предметом дискуссии, в которой приняли участие доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, психолог Центра социальной помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья» Ольга Даниленко, директор школы «Дмитровский» Вера Нилова и воспитатель школы № 236, победитель конкурса «Воспитатель года Москвы» Светлана Тулайкина. Модератором встречи стал директор школы № 1788 Александр Ездов.

Психолог Ольга Даниленко уже много лет занимается изучением адаптации детей к обучению в первом классе, поэтому её наблюдения строятся на серьёзных исследованиях.

«Ребёнка важно не просто сводить однажды в школу на экскурсию. В этом здании он должен побывать несколько раз, чтобы сформировать ощущение безопасности через узнавание тех мест и маршрутов, которые могут ему пригодиться. Это всё в современном формате решаемо в виде игр, квестов, а не только экскурсий. Для детей большое значение имеет ощущение, что в этом пространстве есть другие дети, и здесь безопасно», – отметила спикер.

Вера Нилова во время обсуждения сделала акцент на взаимодействии родителей будущих первоклассников и педагогов.

«Очень важно при выстраивании взаимодействия с родителями будущих первоклассников проводить совместные стратегические игры, в процессе которых выясняется, что же родитель ждет от начальной школы, от учителя, который его встретил, от самой среды. И когда мы выясняем те ожидания, безусловно, с родителями гораздо легче работать. Мы понимаем, что ждёт от школы семья, каким образом действовать, чтобы ребёнок был счастливее, приходя домой, потому что это важно – повышать уровень счастья в той семье, которая к нам приходит», – поделилась своими мыслями директор.

Взаимодействовать должны учителя и с воспитателями, считает Светлана Тулайкина. Вместе им будет эффективнее устанавливать сквозные правила для своих подопечных. И если в детском саду ребёнок усвоил эти правила, то ему будет проще адаптироваться дальше.

«Ребёнок в детском саду находится под неустанным контролем воспитателя. Попадая в пространство школы, где уже нет такого контроля, он начинает совершать необдуманные поступки. И здесь важна командная работа, внимание воспитателя, чтобы правила, которые мы вкладываем в ребёнка, перешли в его внутреннюю мотивацию. То есть это не правила "взрослые рядом, я должен их соблюдать", а правила "я понимаю, для чего я должен их соблюдать". И здесь мы очень много, как педагоги, делаем для того, чтобы, переходя на новую ступень, дети были в безопасности», – подчеркнула Тулайкина.

Вместе эксперты пришли к выводу, что адаптивный период для будущих первоклассников пройдёт безболезненно, если они будут посещать школу как можно чаще. При этом они должны запомнить актуальные для них маршруты передвижения до того, как начнут полноценно учиться. И хорошо, если на этом маршруте им встретятся не только взрослые, но и дети, которые будут готовы помочь. Пространство, в котором находятся первоклассники, должно внушать им чувство безопасности и быть приятным для каждого ребёнка. Эту атмосферу могут создавать игрушки, к которым ребята привыкли в детском саду, или рисунки, поделки, результаты творчества детей, которые могут быть размещены на стенах помещения. 

Записи трансляций Первого московского педагогического форума доступны на сайте Московского образовательного телеканала.

Источник: https://ug.ru/moskovskie-pedagogi-obsudili-razvitie-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya/