8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 14 Октябрь 2020 15:05

Вечерняя Москва: Из прошлого в настоящее: как кинематограф помогает в образовании детей

Возникновение кино – это не только технологический, но и культурный прорыв, который сделало человечество. Уже через несколько лет после появления кинематографа в Москве его активно начали использовать в сфере образования.

Московская городская власть сумела разглядеть в зарождающемся киноискусстве огромный просветительский потенциал: дума и управа неоднократно рассматривали вопросы о применении синематографа при обучении в школе. В Главархиве Москвы хранятся различные документы, которые рассказывают о том, как кино стало популярной образовательной технологией.

К началу XX века в городе уже существовал так называемый «Склад теневых картин и наглядных пособий», которым руководила специально созданная комиссия. Ее стараниями была собрана большая коллекция теневых картин (диапозитивов), которую использовали для наглядного обучения в школах и других воспитательных и благотворительных учреждениях города. Этой же комиссии было поручено создать особую подкомиссию для разработки плана организации синематографических сеансов и включения их в образовательный процесс.

Деятельность городского кинематографа была хорошо организована в методическом и учебном отношениях. Руководила работой специально созданная по распоряжению Московской городской думы Подкомиссия по организации кинематографических сеансов для учащихся школ города, состоявшая из гласных думы, опытных педагогов, священников. Они тщательно отбирали подходящие для целей обучения фильмы, из которых монтировался учебный видеоряд по истории, естествознанию, географии и другим дисциплинам. Члены специальной лекторской группы давали зрителям необходимые объяснения по теме просмотренных фильмов, – этот вид работы был обязательным условием при проведении учебных кинопоказов.

Начав свою деятельность в 1912 году, московский городской кинематограф, организованный при городском складе теневых картин, располагал лишь одним проекционным аппаратом передвижного типа, с помощью которого устраивались учебные сеансы в городских училищах, приютах и работных домах.

Согласно данным Московской городской управы, в 1912 году киносеансы городского кинематографа посетили 49 тысяч 830 человек, а в 1913 году — уже 157 тысяч 986 человек. Постепенно увеличивалась смета расходов на содержание городского кинематографа: в 1914 году был увеличен его штат, приобретен второй проекционный аппарат, закупались новые учебные фильмы, и соответственно возрастало количество посетителей киносеансов.

Так, отечественный кинематограф стал частью культурной жизни нашей страны. В советских фильмах много экранизаций литературных произведений: у всех в памяти масштабные незабываемые киноленты «Война и мир», «Анна Каренина», «Тихий Дон», «Освобождение». Российское кино всегда несло не только смысловую, но и нравственную нагрузку. Сегодня, как и век назад, ему отведена значимая роль в образовании детей. В сентябре 2018 года стартовал проект «Московское кино в школе» – результат межведомственного взаимодействия Департамента образования и науки и Департамента культуры. Проект реализуется при поддержке Городского методического центра и МосКино. Ребята смотрят классику отечественного кино, учатся понимать киноязык поколений и общаются с мэтрами кинематографа. О том, как проходят съемки каждого фильма, как картину принимают ее современники и как в ней отражаются те или иные проблемы минувшей эпохи, школьники узнают буквально из первых уст. Почетными гостями кинопоказов становились актеры, режиссеры, сценаристы. Среди них — Карен Шахназаров, Ирина Мирошниченко, Александр Галибин, Владимир Грамматиков, Сергей Шакуров, Елена Валюшкина, Николай Губенко и другие. К каждому кинопоказу Городской методический центр готовит альманах по фильмам проекта и график сеансов в школах.

«Проект «Московское кино в школе» – несомненно, важен: ребята смотрят фильмы, на которых воспитывались их родители и это сближает их с историей не только своей семьи, но и страны. Я вижу отклик: дети все понимают, общаясь с ними, я не вижу никакой дистанции – и это прекрасно», — Карен Шахназаров, советский и российский кинорежиссёр, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».

Количество желающих смотреть классику отечественного кино только растет: каждый год москвичи на официальном сайте проекта выбирают, какие фильмы они будут смотреть в новом сезоне. Сейчас к проекту присоединились уже 200 московских школ.

«Московское кино в школе» не единственный проект системы столичного образования, который тесно связан с миром кино и культурой. Сегодня московские школьники могут не только изучить прошлое через киноленту, но и прикоснуться к нему вживую. Это возможно благодаря совместному проекту Департамента образования и науки и Департамента культуры «Учебный день в музее». В рамках проекта вместо привычных уроков в школе ребята изучают математику в парках, историю – в старинных усадьбах, химию – на выставках в экспозициях музеев. Познакомиться с кадрами старинной кинохроники, видеофрагментами фильмов ребята могут на уроках в Музее кино. На таких уроках дети изучают не только историю города и страны, но и физику. Например, школьники выясняют, как выбор объектива влияет на качество изображения.

Старинный телеграфный аппарат, деревянные счёты, печатные машинки и гусиные перья для письма – все эти атрибуты находятся по соседству с VR-технологиями и рассказывают свои истории. Чтобы это увидеть, достаточно посетить урок истории и обществознания в Музее истории государственной службы.

В век цифровизации появляются всё больше источников, которые, как и кино, помогают детям и взрослым получать и совершенствовать знания.  Одним из них, сочетающим традиционное образование и цифровые технологии, является Московская электронная школа. На сегодняшний день в школах столицы сформировалась уникальная электронная образовательная среда, позволяющая собрать все компоненты процесса обучения в единое целое. Это безграничные возможности для педагогов, школьников и их родителей: не только высокотехнологичное оборудование — ноутбуки и интерактивные панели, но и современные формы управления учебным процессом. Также Библиотека МЭШ содержит широкий спектр образовательных материалов разных форматов: интерактивные приложения, сценарии уроков, электронные учебные пособия, видеоуроки и другое. Например, более 200 образовательных материалов связанны с киноискусством. И их число постоянно увеличивается. Благодаря такому современному сервису можно ознакомиться с историей создания фильма, биографиями великих режиссёров и актеров – одним словом, открыть для себя известные и не слишком произведения с новой стороны. Кинематографический опыт, накопленный ранее, широко используется в образовании сегодня, но с применением цифровых возможностей нового времени.

Источник: https://vm.edupressa.ru/news/iz-proshlogo-v-nastoyaschee-kak-kinematog/