8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 17 Сентябрь 2020 11:21

Газета.Ru: Город возможностей: в чём секрет популярности предпрофессионального образования

Предпрофессиональные классы московских школ продолжают наращивать популярность – в этом году количество учащихся, решивших окунуться в будущую специальность ещё в школьных стенах, возросло более чем на 20%. Специалисты и выпускники таких классов объясняют популярность подобного подхода к образованию: занятия помогают выбрать профессию по душе, а полученные знания облегчают последующую учебу в вузе и карьеру.

Школьники будущего

Количество учащихся предпрофессиональных классов столичных школ в этом году продемонстрировало рост более чем на 20%. Так, в кадетских классах учеников стало больше на 5 тысяч человек, в ИТ-классах – на 2 тысячи, а в медицинских, инженерных и академических – в общей сложности на 1,8 тысячи школьников.

«Мы видим повышенный интерес детей и родителей к предпрофессиональной подготовке ещё со школы. В этом году медицинские, инженерные, академические, кадетские, педагогические и ИТ-классы посещают более 45 тысяч юных москвичей – на 10 тысяч больше, чем годом ранее. Так как растет востребованность этих направлений, увеличивается число образовательных учреждений, участвующих в этом проекте», – рассказала вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

По словам заместителя столичного градоначальника, школ с ИТ-классами в этом учебном году стало больше почти в два раза, сейчас их 67, академические классы открыты в 28 школах, инженерные – в 117, медицинские – в 75, кадетские – в 249 учебных заведениях.

Проекты предпрофессионального образования были запущены в Москве в 2015 году в партнёрстве с ведущими вузами, научными организациями, высокотехнологичными предприятиями и компаниями. Их задачи – сформировать у учеников умения и навыки, которые помогут им стать востребованными специалистами в Москве. Полученные знания ученики могут продемонстрировать на специальном экзамене, состоящем из двух частей: теоретической и практической, причем практику школьники сдают в вузах.

Профориентация будущего

Директор Городского методического центра Москвы Андрей Зинин рассказал «Газете.Ru», что популярность предпрофессиональных классов среди московских школьников, на его взгляд, связана с возможностью обучения в современной высокотехнологичной среде, ведь сами лабораторные комплексы создавались как образцы рабочих мест современных специалистов в сферах инженерии, медицины, науки, IT.

«Такой формат очень сильно отличается от того, что раньше подразумевалось под словом «профориентация». Ребёнок знакомится со спецификой востребованных профессий не в теории, а на практике, используя современное оборудование, знакомясь с новыми технологиями. Собрать своими руками робота или научиться проводить медицинский биохимический анализ – всё это увлекает ребёнка и помогает ответственно отнестись к выбору будущей профессии», – уверен Зинин.

Предпрофессиональные классы позволяют ребятам не просто представить интересующую их специальность и узнать об её особенностях, но и прочувствовать её на собственном опыте. Так, в медицинских классах установлены лаборатории по примеру тех, которые есть в городских больницах, а учащимся инженерных классов преподают компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников, их учат программировать, создавать мобильных роботов.

В академических классах изучают нанотехнологии, радиофизику, электронику и приборостроение, космические технологии, генетику, причём занятия проводят не только учителя, но и учёные. Кадеты проходят предпрофессиональную подготовку по 18 профилям, у каждого из которых своя программа: ребята могут стать, например, военными переводчиками или начать карьеру в ракетных войсках.

Обучение в ИТ-классах организовано по шести направлениям: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность», «Программирование».

«Предпрофессиональное образование постоянно развивается вместе с экономикой и рынком труда города. Этим обусловлено появление новых востребованных направлений. В прошлом году таким направлением стали информационные технологии и были открыты IT-классы, а в этом году в рамках академических классов появилось направление «предпринимательство». Эта сфера сейчас особенно интересна для выпускников московских школ, не менее важна она и для развития города. Вся актуальная информация о развитии предпрофессионального образования в Москве доступна на портале profil.mos.ru», – рассказал Андрей Зинин.

Специалисты будущего

Эффективность предпрофессионального образования видна не только на словах, но и на деле – многие выпускники подобных классов уже начали успешную карьеру на выбранном поприще или поступили в престижные вузы.

Выпускник школы №444 Григорий Иванов сейчас учится в Высшей школе экономики по специальности «Программная инженерия» и говорит, что навыки, полученные в академическом классе, помогают ему сейчас и продолжат приносить пользу в будущем.

«Научная деятельность заинтересовала меня. Я решил попробовать себя в этой сфере, чтобы стать разносторонне развитым человеком и определить направление, в котором мне будет интересно работать. Обучаясь в академическом классе, я получил опыт работы с проектом, попрактиковался в презентации своих идей и получил возможность поработать с высококвалифицированными специалистами. Мы с моим одноклассником работали над проектом о сверхпроводниках (поезд на сверхпроводниках) и заняли призовые места на конкурсах «Наука для жизни» и «Транспорт будущего», – делится опытом студент.

В будущем Григорий Иванов собирается стать программистом, поэтому он поступил на профильное направление в ВШЭ. «Я считаю, что навыки, которые я приобрел в академическом классе, пригодятся мне и в программировании», – отметил он.

Ещё один студент, Роман Мовсисян, окончил школу № 1560 и сейчас учится на 4 курсе Сеченовского университета, а также преподает в родной школе.

«Я решил связать свою жизнь с медициной, потому что, как бы банально это ни звучало, в школе мне нравились биология и химия. С возрастом я понимал, что за 20 лет XXI столетия было совершено огромное количество открытий в сфере медицины. Меня привлекала нейробиология и всё, что связано с высшими мозговыми функциями – например, как человек говорит, как он воспринимает мир, что такое сознание. Поэтому решил, что мне было бы интересно уйти в эту сферу. Это была одна из причин, по которой я решил связать свою жизнь с медициной. Вторая причина – в моей семье не было врачей, и я захотел стать тем самым «родственником-врачом», к которому могли бы обратиться близкие и знакомые. Третья причина состоит в том, что я общительный человек, мне нравится взаимодействовать с людьми, а врачи должны быть именно такими. Я подумал, что можно объединить научный аспект медицины и общение с людьми, то есть необходимость узнать о человеке как можно больше, чтобы поставить правильный диагноз», – говорит Роман Мовсисян.

Сам Роман обучался в физматклассе, потому что программы медицинских классов тогда ещё не было – она появилась, когда он учился на 1 или 2 курсе. «Я увидел информацию об открытии в школе медицинского класса в Instagram своей преподавательницы и захотел к ним прийти, чтобы посмотреть, как там всё устроено. Мне захотелось поработать в своей школе, поэтому я обратился к директору, и она пригласила меня на собеседование», – рассказывает он.

По его словам, во время учебы на 1 и 2 курсах вуза Роману было достаточно сложно адаптироваться к новой среде – появились новые люди, правила и большой поток информации.

«Когда я пришел в школу по приглашению моей преподавательницы, я решил, что в школе вполне можно было бы преподавать какие-то базовые дисциплины из медицинского вуза, готовить детей к тому, что их ожидает в университете. Потому что для меня самого во время учебы в школе было большой загадкой, что же изучают и делают люди в медицинском вузе. Теперь же школьники могут задать мне абсолютно любые вопросы на этот счёт, и я отвечу, потому что являюсь в этом смысле живым примером», – отмечает Роман Мовсисян.

Ещё одной причиной, по которой студент решил стать школьным преподавателем, Роман называет появление в школе очень интересного оборудования, от которого получают пользу не только дети, но и он сам.

«Когда я готовлю свои лекции или семинарские занятия, то, по сути, вспоминаю то, что прошёл на первых трёх курсах, и это большая помощь для меня», – заключил Роман.

Таким образом, предпрофессиональное образование может быть полезным не только для школьников, но и для студентов или молодых специалистов, готовых передать свои знания подрастающему поколению – вполне возможно, своим будущим коллегам.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2020/09/16/13253191.shtml