8(499)550-50-90 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 26 Декабрь 2019 08:22

Коммерсантъ: Равные школы столицы

Почему Москва вошла в число мировых лидеров по качеству среднего образования по версии PISA 2018.

В этом году московские школьники оказались в тройке лучших в мире по уровню читательской грамотности, а также заняли пятое место по математической грамотности и шестое – по естественно-научной. Об этом говорят результаты исследования PISA 2018 – крупнейшей международной программы оценки учебных достижений.

«Раньше школе было всё равно: 300 детей обучается, 500 или 1 тыс., потому что от количества учеников зарплата не зависела. Теперь за каждым ребёнком приходят деньги, они идут на зарплату учителям и руководству школ. Был запущен механизм, который привел к дальнейшим изменениям. Теперь каждый ученик в школе интересен. И уже школа думает, как заинтересовать и привлечь ученика. Так появился стимул давать детям качественное образование», – рассказал заместитель руководителя департамента образования Антон Молев.

Также в Москве стало активно поощряться инклюзивное образование, когда дети-инвалиды обучаются среди ровесников в обычных школах. На каждого ребёнка с ограниченными возможностями школе выделяется двойное, а иногда и тройное финансирование. За каждого ребёнка с инвалидностью школа также получает дополнительный балл к рейтингу, особенно если такой реёенок хорошо сдаёт ЕГЭ или активно участвует в олимпиадах. Таким образом появился стимул не просто брать в школу детей с ограниченными возможностями, а заниматься ими, развивать.

Важное преимущество объединения школ состоит в том, что бюджет большой школы состоит из суммы бюджетов всех вошедших в неё образовательных учреждений. В результате слияния удается также улучшать организацию школьного быта. Многие вещи перешли на аутсорсинг.

Следующий плюс в том, что родителям школьников больше не приходится искать школу с нужной специализацией на другом конце города. Теперь в каждой районной школе есть как минимум три профильных класса. Направленность может быть какой угодно: от гуманитарного класса до математического, от медицинского до экономического. При этом остаются там и общеобразовательные классы без особого уклона. Можно выбрать то образовательное учреждение, которое находится рядом с домом. Так и поступают сейчас большинство московских родителей.

Школа в смартфоне

1 сентября 2016 года в столице стартовал еще один масштабный проект, направленный на улучшение школьного образования в мегаполисе, – «Московская электронная школа» (МЭШ). Это целая система интернет-ресурсов, ориентированная на создание высокотехнологичной образовательной среды в столичных школах. Для детей это в первую очередь база знаний. В системе есть виртуальные лаборатории и электронная библиотека художественной литературы, что повышает заинтересованность в учёбе. Родители могут меньше беспокоиться о безопасности и успеваемости учеников. Каждый день им приходят сообщения о том, что ребёнок посетил школу, а также уведомления о питании. Все оценки и комментарии преподавателей записываются в электронный журнал. В МЭШ также есть тесты, которые ребёнок может пройти дома в присутствии родителей. Они позволяют понять, действительно ли ребёнок не знает какой-то предмет или к нему несправедливо относятся в школе.

Для учителей МЭШ – это возможность сократить время подготовки к занятиям. В облаке хранятся готовые сценарии уроков, разработанные лучшими педагогами Москвы и России. Также в системе можно поделиться собственными учебными материалы. С этого года библиотека МЭШ открыта пользователям со всего мира.

Профориентация

Уже четыре года в московских школах существует система предпрофессиональных классов. Благодаря ей дети могут заранее определиться с будущей специальностью и подготовиться не только к поступлению и учебе в вузе, но и полностью погрузиться в какую-либо профессию. Именно «примерив» на себя будущую работу, школьники могут сделать по-настоящему осознанный выбор. Университеты при этом получают качественно иных первокурсников – мотивированных, серьёзно настроенных. В проекте участвуют более 40 тыс. детей. Условием для создания предпрофессионального класса является закупка специального дорогостоящего оборудования, без которого эта работа невозможна. Именно в организованной для таких занятий лаборатории ребёнок испытывает полное погружение в интересную ему специальность.

Направления созданы самые разные: медицинский класс, инженерный, академический. Можно выбрать кадетский класс или пойти в «Московский предуниверсарий», обучаясь непосредственно в вузе. С 1 сентября 2019 года реализуется проект «IT-класс в московской школе». В нём можно выбрать одну из шести специализаций: робототехника и электроника, большие данные, технологии связи, программирование, моделирование и прототипирование, IT-безопасность. Программа обучения разработана профильными вузами совместно с ведущими IT-компаниями.

Образование в любой точке города

Модернизация столичного образования затронула не только школы, но и городское пространство. Уроки организует огромное количество площадок: вузы, музеи, театры, парки. Дети могут учиться непосредственно на территории частных компаний и предприятий.

Все это позволяет воплотить в жизнь городской проект «Субботы московского школьника», который существует с 2013 года. В рамках проекта школьники и студенты могут бесплатно посещать интерактивные лекции, мастер-классы, квесты и другие мероприятия. За шесть лет более миллиона школьников от 5 до 18 лет приняли участие в «Субботах».

В образовании столичных детей задействованы музеи. Для этого существует «Учебный день в музее»: учителя могут проводить уроки на 19 площадках 17 московских музеев. Во время основного тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» дети подробно изучают все эти культурные объекты.

Таким образом, за несколько лет московское образование изменилось до неузнаваемости. Вместо разделения на сильные и слабые учебные заведения появились равные по возможностям школы, для которых важен каждый ученик. Зарплаты учителей ощутимо выросли и продолжают расти, они напрямую зависят от того, насколько сильно учитель вкладывается в работу. Теперь дети с ограниченными возможностями могут учиться наравне с остальными, причем школы в новых условиях заинтересованы в развитии всех детей. Появились профильные и предпрофессиональные классы, которые позволяют ученикам сделать осознанный выбор и развиваться в интересной им сфере. А город каждую субботу превращается в бесплатную образовательную площадку. Благодаря таким изменениям качество образования столичных школьников ежегодно растёт. Это подтверждают результаты исследования PISA.

https://www.kommersant.ru/doc/4198618?fbclid=IwAR3o4yIBwKp9MFNUDprwHAFgDwnVYuUsGbIGfHifdel53c2P0FuzzB511xY