8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 28 Декабрь 2021 17:50

РБК: Бизнес от ЦБ и курсы СММ: как в Москве готовят школьников к профессии

Как устроена предпрофессиональная подготовка в школах Москвы и для чего в этом году в нём появились два новых направления – бизнес и медиа.

Власти Москвы рассказали об изменениях в проекте предпрофессионального образования в школах и раскрыли планы его дальнейшего развития. «Мы ориентируемся на запросы города, изучаем потребности бизнеса, исследования кадровых агентств, атлас профессий, перед тем как формируем предложения по развитию предпрофессионального образования в наших школах», – рассказала РБК заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева.

Идея внедрения предпрофессионального образования в московских школах зародилась в 2015 году. «Тогда были открыты первые классы – инженерные и медицинские как ответ на потребности в увеличении количества врачей, инженеров для городских систем и служб», – объясняет Киселева. Сегодня, по её словам, в Москве в предпрофессиональных классах учатся 50 тыс. школьников.

«Основное отличие предпрофессионального образования от традиционного базового или профильного в 10–11 классах – это чёткое взаимодействие школ, вузов и бизнеса. Оно ориентировано на обучение в школе, а также выполнение программ и курсов в системе дополнительного образования, которые предлагают наши партнёры. Обязательным условием для реализации проектов стала совместная работа с вузами-партнёрам, научными и бизнес-организациями. Для учеников в этих классах организуют стажировки на предприятиях и тематические каникулы, которые также включаются в учебный план», – объясняет эксперт.

Новые запросы – бизнес и медиа

В этом году в рамках предпрофессионального образования в московских школах запустили два новых направления – предпринимательские и медиаклассы. Одним из партнеров проекта выступает Центробанк. «Предпрофобразование – это эффективная платформа для того, чтобы раскрыть потенциальную предпринимательскую инициативу», – сказал РБК начальник отдела финансового просвещения управления по связям с общественностью ГУ Банка России по ЦФО Борис Кулик.

Он уточнил, что речь идёт о сотрудничестве со школами. «По возможности, с учетом всех ограничений это будут живые занятия. Также мы проводим уроки онлайн для школ – участниц проекта, заинтересованных в создании предпринимательских классов. На уроках мы даём подробную детальную информацию: рассказываем о финансовых продуктах, услугах, возможностях, которые есть у людей для того, чтобы начать бизнес, эффективно его развивать, правильно финансировать. Это практико-ориентированные занятия», – подчеркнул Кулик.

«Проект "Предпринимательский класс в московской школе" помогает не только раскрыть потенциал ученика, но также получить знания об организации бизнеса, основных законах, о том, как правильно защищать свои права, вести юридическую переписку, как работать с контролирующими органами. Занятия нацелены на выработку у детей уважения к закону и конкуренции», – объясняет он.

В системе московского школьного образования также есть академические классы, педагогические классы. Помимо этого, у школьников есть возможность учиться в инженерных, медицинских, кадетских, курчатовских атомных классах, а также в классах проекта «Математическая вертикаль».

«Медийные навыки сегодня нужны всем»

Медиаклассы способны выполнять более широкие задачи по сравнению с другими предпрофессиональными классами, говорит заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, заместитель председателя Общественного совета Департамента образования и науки Москвы Александр Милкус.

«Современному молодому человеку медиаобразование нужно независимо от того, куда он пойдет потом учиться. Вполне достаточно определённых профессиональных навыков, которые мы можем дать в 10–11 классах, чтобы человек уже имел профессию. И при этом мог продолжить учебу не на условном факультете журналистики, но и в инженерных, медицинских, экономических вузах. Скажем, как специалист по SMM, таргетолог, специалист по обработке фото и видео», – сказал Милкус в беседе с РБК. «Сегодня медийные навыки нужны всем – это умение выстраивать коммуникации, распознать фейки, знать авторское право и закон о персональных данных», – добавил он.

Похожее мнение высказала и доцент факультета журналистики МГУ, куратор проекта «Медиакласс в московской школе» от факультета Анна Толоконникова. «Главная цель медиаклассов в понимании факультета журналистики – это не выпустить огромное количество школьников, которые хотят стать журналистами и пойдут получать профильное образование. Нет, [цель проекта] – это сориентировать учеников и научить их правильно взаимодействовать с интернетом, с соцсетями, повысить уровень их медиаграмотности», – заявила она РБК.

Толоконникова добавила, что медиаклассы пользуются большой популярностью у московских школьников. «Сейчас 66 школ-участниц и 16 вузов-партнёров. МГУ имени М. В. Ломоносова – базовый партнёр, – говорит она. – Многие школы до 1 декабря подали документы, чтобы войти в проект на будущий год. В сентябре 2022 года наверняка и многие другие школы Москвы откроют это направление, а потом опыт перейдёт на другие регионы».

Не разочароваться в профессии

Недостаточное знакомство с профессией приводит к тому, что человек может разочароваться в выбранной специальности, отмечает Анна Толоконникова. «А когда ученик в 10–11 классе сталкивается с профессией, он видит, как работают люди в той или иной сфере, чем они занимаются. Поэтому у него больше шансов принять осознанное решение. Выбрать самому, в какое направление идти, в какой вуз поступать», – говорит она.

«Предпрофессиональное образование поможет сделать более осознанный и содержательный выбор. Студенты приходят в вуз с пониманием и знанием, они уже знают преподавателей, условия обучения, они более подготовлены к сознательному выбору профессии», – добавляет Киселева.

Интерес со стороны школьников к предпрофессиональному образованию растет, отмечала недавно заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. В минувшем учебном году большинство выпускников предпрофессиональных классов московских школ выбрали для сдачи ЕГЭ свои профильные предметы, говорила она.

Как в программе используют МЭШ

Цифровым партнЁром предпрофессионального образования стал ещё один проект столичной системы образования – «Московская электронная школа».

МЭШ – это цифровая образовательная среда с широким набором сервисов для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей. Основные ее сервисы – Библиотека МЭШ, Электронный дневник, Портфолио учащегося, приложение «Москвенок». В 2021 году власти Москвы объявили об объединении МЭШ с независимыми платформами онлайн-образования.

«Для предпрофессиональных классов интересны образовательные приложения и лаборатории, а также практико-ориентированные уроки. Но профильные программы у всех разные, поэтому учителя зачастую пишут сценарии под себя, загружают в МЭШ, а потом сами их используют», – говорит учитель информатики школы № 1535, кандидат наук Дмитрий Жемчужников.

Как будет расширяться проект

Москва планирует не только расширять спектр направлений предпрофессионального образования, но и сделать акцент на подростковой школе. «Наша задача – организовать для седьмых – девятых классов систему обучения, которая позволит ориентироваться во множестве профессий», – пояснила Киселева.

https://www.rbc.ru/society/20/12/2021/61c044229a79476933906490