8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 06 Сентябрь 2021 15:22

Мос.ру: От репортажей до роботов: как московские школьники выбирают профессию

Благодаря профориентационным проектам юные москвичи могут ещё в школе определиться с будущей работой и применить знания в реальных условиях.

1 сентября в московские школы и детские сады пошли около 1,5 миллиона ребят. Сегодня столичное образование – это не только привычные уроки. Школьники могут выбрать направление по душе, попробовать себя в разных профессиях, заняться творчеством и даже изобрести что-то новое.

Для разностороннего развития созданы все условия: действуют различные профориентационные проекты, открыты детские технопарки и школы искусств. Вузы-партнёры и ведущие компании вместе со школами разрабатывают учебные программы. Ребята могут погрузиться в будущие профессии – инженера, журналиста, медика, ИТ-специалиста, педагога, предпринимателя – и подготовиться к поступлению в интересующие вузы.

Выбрать профессию: от военного до ИТ-специалиста

В 2015 году в московских школах открылись первые предпрофессиональные классы. Проект реализуют вместе с ведущими вузами, научными организациями и высокотехнологичными компаниями.

С 10-го класса ребята могут учиться в инженерных, медицинских, академических, педагогических, медиа- и ИТ-классах. В прошлом году в инженерных классах добавились атомное и курчатовское направления. В 2021 году открыли новые предпринимательские и медиаклассы.

В предпрофессиональных классах дети углубленно изучают профильные предметы, а благодаря программам, разработанным совместно с вузами-партнёрами, знакомятся с выбранными профессиями и высшими учебными заведениями, в которые планируют поступить. Так, учащиеся медицинских классов занимаются на курсах, которые ведут практикующие врачи, а также проходят практику в лабораториях с медицинскими тренажерами.

Также школьники создают проекты, которые оценивают представители вузов на научно-практических конференциях. Ежегодно проводятся предпрофессиональные олимпиады и конференции, их победители и призеры получают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры.

В этом учебном году в предпрофессиональных классах будут заниматься более 50 тысяч ребят – около половины всех старшеклассников города. Больше всего школьников в кадетских, инженерных и медицинских классах.

Медиаклассы: будущие медиаспециалисты

В этом году открылись первые медиаклассы: в них будут учиться полторы тысячи детей. Чтобы попасть в медиакласс, дети прошли компьютерное тестирование на грамотность и умение работать с информацией, а также написали эссе. Впрочем, для успешной учебы важно не только знание русского языка.

«В медиаклассе я буду вести английский для будущих журналистов. Мы будем общаться на разные темы, например, как написать пост на английском, как правильно задавать вопросы, вовлекающие аудиторию. Ребята будут изучать политологию, социологию, медиажурналистику и медиатехнологии. В нашей школе активно развивается медиацентр – мы издаем газету, открыли радиостанцию и ведём социальные сети», – говорит учитель английского языка в медиаклассе школы № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля Екатерина Ямпольская.

В первый медиакласс школы № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля зачислены 27 учеников. Екатерина Ямпольская считает, что одна из важнейших задач – подготовить выпускников, обладающих медиаграмотностью и компетенциями, которые пригодятся в любой профессии.

С ней согласна Ирина Акулова, директор школы № 444. Она считает, что медиакомпетенции пригодятся школьникам, какую бы профессию они потом ни выбрали. Грамотно и чётко излагать мысли, видеть суть вопроса, понимать общественные процессы – необходимые навыки.

Интересно, что медиакласс для школы № 444 – это не совсем привычный проект, ведь она славится физико-математическим профилем.

«К нам приходят желающие изучать математику. Но иногда этого хотят не сами школьники, а их родители. Однако дети растут, определяются сами – и их выбор не всегда совпадает с выбором родителей. Некоторые наши ученики нацелены на гуманитарное образование. Раньше им приходилось, к примеру, переходить в другие школы, а сейчас можно пойти в медиакласс у нас. И, конечно, хорошо, что они знают математику, ведь это стимулирует развитие и других видов мышления», – рассуждает Ирина Акулова.

Программы для медиаклассов разрабатывают вместе с вузами-партнёрами. Школа № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля сотрудничает с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и МГИМО. Школа № 444 заключила договор с РГУ имени А. Н. Косыгина, а преподаватели киноколледжа № 40 будут знакомить старшеклассников с профессиями фотографа, видеографа и копирайтера.

Также школьники пройдут практику в СМИ, уже идут переговоры с площадками, где они смогут поработать.

Детские технопарки: провести исследование и создать проект

Кроме того, столичные школьники могут попробовать себя в техническом творчестве. Для этого в городе открыто 18 детских технопарков, где в 88 лабораториях ребята проводят эксперименты, создают собственные разработки, строят роботов, управляют беспилотниками и пишут компьютерные программы.

Главная задача технопарков – дать детям возможность познакомиться с востребованными профессиями и получить первичные навыки, например, изучить языки программирования. Школьники могут выбрать занятие по душе из 41 направления, среди которых промышленный дизайн, роботостроение, информационные и нанотехнологии, авто- и авиаконструирование, биотехнологии.

Технопарки помогают сделать ещё один шаг в выборе вуза и будущей профессии. Тем более лекции читают преподаватели ведущих университетов – МГТУ имени Н. Э. Баумана, МАИ, РГСУ, Московского политехнического университета. С детскими технопарками сотрудничают крупные индустриальные компании, чьи сотрудники делятся своим опытом.

Например, в детском технопарке «Москва» учат управлять беспилотниками, строить роботов, промышленному дизайну, аддитивным и нанотехнологиям, а ещё новейшим технологиям в энергетике. А «Вертикальный взлёт» учит программировать на самых востребованных языках – от С++ до Java. Также ребята могут создать своего робота или трёхмерную модель чего угодно. Здесь же учат дизайну, компьютерной анимации, созданию игр, кинематографу и написанию музыки на компьютере.

Развитие творческих способностей

В столице найти занятие по душе могут не только дети с техническим складом ума, но и творческие ребята. Для них открыто 139 школ искусств – это самая большая подобная образовательная сеть в мире. В них занимаются порядка 90 тысяч детей: они изучают музыку, изобразительное искусство, хореографию и театральное направление.

Для поддержки творческого образования в 2018 году запустили проект «Искусство – детям». Благодаря ему школы ремонтируются и становятся ещё уютнее, для них закупают новые инструменты и оборудование. Кроме того, строят новые корпуса. Например, в этом году детская школа искусств имени М. И. Глинки переехала в собственное здание.

Самым талантливым ребятам оказывают дополнительную поддержку. К примеру, гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства вручают в 19 номинациях – от фортепиано и органа до вокала, фольклора, живописи, архитектуры и дизайна. В прошлом году обладатели грантов получили от 15 до 50 тысяч рублей в индивидуальных номинациях и от 30 до 150 тысяч рублей – в коллективных.

Такая поддержка дает результаты. В прошлом году воспитанники столичных школ искусств одержали 5267 побед в международных, всероссийских и городских конкурсах, в это число входит 848 наград первой степени и Гран-при.

Работа на лето

Школьники могут не только получить предпрофессиональное образование, но и применить знания на практике, пройдя оплачиваемую стажировку. Это возможность попробовать себя в профессии, увидеть рабочую обстановку и сделать более осознанный выбор.

Этим летом около тысячи подростков в возрасте от 14 до 17 лет на 20 дней стали ассистентами видеооператоров, ИТ-специалистами, дизайнерами, аналитиками, делопроизводителями – всего было доступно 154 профессии.

Стажировку можно было пройти в 435 организациях и проектах, среди которых «Московское долголетие», офисы «Мои документы», центры социальной помощи семье и детям, павильоны «Здоровая Москва» и учреждения Департамента транспорта.

https://www.mos.ru/news/item/95611073/