8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 18 Октябрь 2021 14:59

Известия: Дело молодое: чему учат школьников в предпринимательских классах

Приобретенные навыки, как уверяют руководители программ, помогут правильно смотреть на мир.

В этом учебном году в 44 школах Москвы открылись предпринимательские классы. Во время занятий ученики постигают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты. И подобные программы существуют только в столице. Где школьники могут попробовать осуществить свои бизнес-идеи и почему такие занятия им необходимы – в материале «Известий».

Для чего нужен предпринимательский класс

На сегодняшний день в столице есть все возможности для воспитания будущих представителей бизнес-сообщества, об этом на днях сообщили в пресс-службе департамента образования и науки Москвы. Так, речь идет о проекте под названием «Предпринимательский класс в московской школе». Одним из основных партнёров этого проекта является Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, его сотрудники стали кураторами для столичных школ, участвующих в проекте.

В этом учебном году такие предпринимательские классы открылись в 44 московских школах. Во время занятий школьники познают основы ведения бизнеса, учатся применять информационные технологии для решения актуальных задач и даже пробуют создать собственные проекты, важные для успешного развития города и страны. Экспертами университета были разработаны элективные курсы для учеников, получающих профильное образование. Более того, в рамках проекта университет организовал непрерывные курсы повышения квалификации для педагогов школ, участвующих в проекте.

По мнению организаторов, предпринимательские классы способствуют созданию непрерывной системы бизнес-образования и раннему профессиональному самоопределению учащихся. Всё это позволит им в будущем стать высококвалифицированными специалистами. Ключевой темой реализации проекта должно стать формирование предпринимательской экосистемы, аккумулирующей усилия школ, вуза, компаний-партнёров, бизнес-акселераторов, технопарков и организаций реального сектора экономики.

Где готовят бизнесменов

Подобные уроки и школы предпринимательства существуют и далеко за пределами столицы. Например, в конце сентября мероприятия по вовлечению молодёжи в предпринимательство стартовали в Приморье. Так, в нескольких городах региона были организованы открытые уроки, на которых уже состоявшиеся бизнесмены делились своим опытом со школьниками.

Всего несколько дней назад в Ульяновской области стартовала ежегодная образовательная программа «Лига школьного предпринимательства». Она осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В этом году курс пройдут более 400 учеников из 25 школ региона.

– Подрастающее поколение – это наш будущий предпринимательский класс, будущее региона и страны. Поэтому особое внимание уделяется молодёжному предпринимательству. «Лига школьного предпринимательства» – первый этап, где ученики могут попробовать себя в новой роли, выразить в своих проектах самые смелые идеи. Хочу отметить, что команды школьников зачастую выносят на защиту очень даже серьезные проекты, – отметил председатель совета директоров корпорации развития промышленности и предпринимательства региона Руслан Гайнетдинов.

Чему учат юных предпринимателей

Чему же могут научиться школьники на таких занятиях? Во-первых, они направлены на развитие предпринимательских компетенций у школьников, рассказал «Известиям» руководитель проекта «Лига школьного предпринимательства» Александр Захаров.

– Проект реализуется в Ульяновской области с 2014 года, за это время он много раз трансформировался, но основная мысль заключается в том, что школьники делятся на команды, каждая из них в процессе образовательной программы создает бизнес-план, который по итогу презентует экспертному сообществу, – рассказал он. – Образовательная программа делится на четыре основных модуля, которые в общем являются основными векторами предпринимательской деятельности. Первый блок – это поиск идеи, её оценка, юридические основы предпринимательской деятельности. И главная задача – это всё-таки поиск бизнес-идеи и ниши. Второй блок, – как правило, маркетинг, анализ рынка, то есть оценка идеи на рынке. Третий – финансы, составление бизнес-плана, бюджет доходов и расходов на год (основы финансовой грамотности). И четвёртый блок – это презентации и различные soft skills по построению команды.

В основном в проекте принимают участие школьники старших классов – это 9–10-й класс (11-й класс в меньшей степени в связи с выпускными экзаменами), однако в принципе поучаствовать могут и ученики 7–8-х классов.

– В каждом модуле обязательно есть теоретико-практическая часть в виде интенсивного тренинга, вторая часть – это всегда встреча с действующими предпринимателями для того, чтобы получить обратную связь. И третья часть каждого модуля – это деловая игра, как правило, связанная с направлением блока. То есть если речь идет о финансах, то это деловая игра, максимально приближенная к бизнес-симуляции. Как правило, по итогам мы ребят вывозим в лагерь на 3–5 дней, и там также проходят несколько интенсивных тренингов, но в последние два года в связи с распространением коронавирусной инфекции мы ввели много дистанционных форм в проект, – рассказал собеседник издания.

В общей сложности за эти годы обучение уже прошли порядка 4 тыс. школьников.

– Важно понимать, что мы не учим детей открывать бизнес, наша задача именно развивать у ребят предпринимательские компетенции. Главная задача проекта – научить ребят быть предприимчивыми, нам важно, чтобы они научились правильно оценивать, смотреть на мир, а также чтобы они научились финансовой грамотности, поняли, что такое инвестиции, и могли, скажем так, определить вредоносные проекты вроде финансовых пирамид от реальных инвестиций, – подчеркнул Александр Захаров. – При этом, поскольку они постоянно общаются с предпринимателями, у них есть возможность устроиться на работу, кто-то может поддержать их проект. Например, что у нас было из больших предложений: ребята разработали проект по переработке пластика и предприниматели были готовы проинвестировать в него, но ребята немного побоялись ответственности, потому что проект требовал несколько миллионов инвестиций.

Свой образовательный проект по предпринимательству есть и в Тюменской области, называется он «Это бизнес, детки!». Как рассказал «Известиям» его руководитель Павел Шафорост, школьники в ходе занятий проходят путь предпринимателя, при этом кто-то может понять, что предпринимательство – это интересно, но ему не подходит, а кто-то может даже запустить бизнес.

– Мы все знаем, что с 14 лет уже можно регистрироваться в качестве самозанятого, так что эта возможность действительно есть у ребят, – отметил он. – В рамках нашего проекта они могут выбрать один из трёх треков. Первый называется «Я – предприниматель», он для тех ребят, у которых уже есть какой-либо навык или идея, бизнес-проект, и им было бы интересно попробовать его реализовать в предпринимательской плоскости. Второй называется «Бизнес-команда» – это для тех ребят, у которых либо нет идей, либо они хотели бы ее реализовать с классом, друзьями. И третий трек называется «Бизнес-кейс» – здесь мы собрали кейсы предпринимателей Тюменской области, задачи, которые перед ними стоят, и, соответственно, если ребята помогут им их решить, это поспособствует тому, чтобы приглядеться к ним в качестве будущих сотрудников.

Занятия проходят в формате вебинаров, они открыты абсолютно для всех участников. В онлайн-формате проект проходит последние два года, и связано это, конечно же, с пандемией.

– Но на самом деле в этом есть и большие плюсы, потому что мы можем охватить большое количество ребят, и последние два года как раз-таки показывают, что у нас очень большой прирост представителей из муниципалитетов, потому что ребята могут поучаствовать в нашем проекте, не отрываясь от учебы, – говорит руководитель проекта.

В конце обучения будут выбраны проекты-победители, а самые предприимчивые школьники войдут в состав бизнес-клуба подростков Тюменской области – это структура, которая создается при региональном отделении «Опоры России», и там на протяжении года вместе с наставниками они будут реализовывать и дорабатывать свои проекты, заключил Павел Шафорост.

https://iz.ru/1235897/marta-litvinova/delo-molodoe-chemu-uchat-shkolnikov-v-predprinimatelskikh-klassakh