8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 13 Июль 2016 12:18

Методические рекомендации по профилактике детского травматизма у дошкольников

Методические рекомендации

«Профилактика травмирования дошкольников во время прогулок»

В профилактике детского травматизма в дошкольной образовательной организации взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребёнка раннего возраста.

Много травм дошкольники получают на прогулках.

Цель данных методических рекомендаций помочь педагогическим работникам снизить травмирование воспитанников при проведении прогулок.

Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является его стремление к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье) находятся ещё в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений, редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями при проведении прогулок являются не только средством укрепления здоровья ребёнка. но и одной из мер профилактики травматизма.

Прогулка – это заранее организованный воспитателем режимный момент, который проходит на свежем воздухе.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определяют требования к организации прогулок: «11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой».

Причинами травмирования детей во время прогулок могут быть:

- нарушение дисциплины детьми, озорство, шалости;

- бесконтрольность со стороны воспитателя;

- неисправность игровых и спортивных сооружений на территории детского сада;

- плохой уход за территорией и зелёными насаждениями на участке;

- недостаточное искусственное освещение в тёмное время суток.

Типичные недостатки в организации прогулок:

- отсутствие реализации планов прогулок, их стихийность;

- осуществление присмотра за детьми вместо целенаправленных занятий и разностороннего развития;

- недостаток смены видов деятельности детей во время прогулки;

- однообразие организации прогулки;

- отсутствие личностно ориентированного подхода к детям с учётом особенностей их развития и состояния здоровья;

- присутствие посторонних лиц на территории дошкольной организации.

Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

- наблюдение;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

- трудовые поручения;

- самостоятельная деятельность детей.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать предметы в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки. При организации труда детей воспитатель напоминает им правила пользования инвентарём, правила личной гигиены, соблюдает порядок выполнения работ.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада

Перед выходом детей на прогулку воспитатель должен провести осмотр территории на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, предметов с острыми краями и тому подобного, ведь во время прогулки маленький ребёнок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями.

Дети до трёх лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла. Игра с такими предметами, как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводят к ранениям, а иногда и проглатыванию.

Весь выносной материал (игрушки и инвентарь) должен быть безопасным.

Перед выходом на прогулку работники организации, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Нужно следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель должен следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребёнка воспитатель должен немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОО, который организует поиски ребёнка и оповещает родителей.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

- оставлять детей одних, без присмотра работников организации;

- использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребёнка в отделение скорой помощи.

Примерная «Инструкция проведения прогулок в ДОО»

1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Её цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2. Подготовьте всё необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки. Для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки.

4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку, в таком случае она окажется продуктивной. Хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нём не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуском с крыльца.

7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

8. При проведении прогулок на детей возможно воздействие следующих опасных факторов:

- падение с горок, «шведских стенок», на ледяных дорожках в случае отсутствия страховки воспитателя;

- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных сломанных игрушек;

- травмирования ног детей при движении без обуви, наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;

- укусы насекомых, животных (кошек, собак);

- отравление ядовитыми ягодами, растениями, грибами, плодами;

- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка, несоблюдения питьевого режима);

- травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях;

- солнечный и тепловой удары – в тёплый период времени; обморожение, охлаждение – в холодный период года;

- самовольный уход детей за пределы детского сада.

9. Воспитатель обеспечивает страховку, контроль во время скатывания детей с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.

10. Не разрешается проводить игры около водоёмов, прогулки возле проезжей части дороги. При переходе дороги необходимо разъяснять детям правила поведения и шествия.

11. Не допускается организация прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников.

12. Нельзя оставлять детей во время прогулок, труда без наблюдения воспитателя.

13. Нельзя сжигать мусор, опавшие листья и другие предметы на участке во избежание ожогов, пожаров.

14. Очистку почвы (от камней, осколков стекла, досок, мусора) следует производить только с помощью граблей, метелок, совков, нельзя собирать мусор незащищенными руками.

15. Запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям.

16. Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки; бросать друг в друга песком, землей).

17. В конце прогулки воспитатель должен проверить по списку наличие воспитанников, организовать спокойный заход детей в помещение детского сада.

Автор-составитель: Субботина Т. В., методист ГМЦ ДОгМ.