8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 25 Ноябрь 2016 16:39

Подвижные игры на переменах – путь к снижению школьного травматизма

Подвижные игры на переменах – путь к снижению школьного травматизма

Больше всего травм московские школьники получают на переменах. Среди мест детского травматизма в школах лидирующие позиции занимают коридоры, рекреации и лестницы.

Цель данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам снизить травмирование обучающихся на переменах.

В соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2. 2821–10:

«Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20–30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях».

Проблему предотвращения несчастных случаев с обучающимися на переменах нужно решать с помощью целенаправленной работы администрации образовательной организации и педагогов. Необходимо, чтобы ребёнок осознал, что соблюдение правил безопасности сможет уберечь его от негативных последствий.

Причины травмирования на переменах

Чаще всего причинами травмирования на переменах бывают поведение детей, действия окружающих сверстников, недостаточное внимание со стороны взрослых.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего:

- низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом;

- отсутствие или недостаточность знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий;

- желание произвести впечатление на окружающих;

- усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников: во время игры, непреднамеренно вне игры (например, столкновения во время бега).

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка: физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Правильное использование подвижных игр во время пере­мен способствует активному отдыху учащихся, помогает им ус­пешнее овладевать большим объёмом знаний, улучшает успе­ваемость.

Организация и проведение подвижных игр

Для организации и проведения подвижных игр требуется не менее 8–10 мин., поэтому их целесообразно проводить на большой перемене.

Игры на переменах требуют предварительной подготовки. Луч­ше всего проводить их на открытом воздухе, на пришкольной площадке. При организации игр в школе заранее намечаются места для их проведения: это может быть рекреация, коридор, спортивный зал.

Игры мож­но планировать на несколько перемен вперед. Отбирается требующий­ся для занятий инвентарь, причем к изготовлению простейшего инвентаря неплохо привлекать самих детей.

Игры на переменах имеют свои особенности:

- их организация предусматривает добровольное участие детей;

- они должны быть простыми, занимательными, в которых допуска­ется переменность состава участников, сравнительно быстро вы­являются результаты;

- отдельные игровые упражнения предназначаются для участ­ников примерно одинакового возраста и роста;

- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызы­вать большой игровой азарт;

- нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие обучающихся;

- разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Подбор игр необходимо соотносить с возрастом детей. Если младшие школьники вполне удовлетворяются незатейливой групповой игрой, то для подростков интереснее принять участие в игровых упражнениях, где можно показать ловкость, смекалку, определённое мастерство.

Подвижные игры организуются в небольших по численности группах (не более 15–20 человек в каждой).

Для игр на переменах нужны простота сюжета, возможность любо­го учащегося войти в игру и выйти из неё по своему желанию. Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение име­ет их зрелищность, занимательность. Дети с интересом наблю­дают игру со стороны, что также помогает отвлечься и хорошо отдохнуть.

На переменах широкое применение находят игровые упражне­ния и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполне­ние упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10–15 мин. в нём смогут участвовать несколько десятков человек. Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, с про­стым оборудованием и несложные по содержанию. Их можно проводить одновременно в разных местах рекреации, школьной площадки. Кто-либо из старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очерёдность. Под присмотром учителя старшеклассники на переменах могут проводить подвижные игры с учащимися 1–5-х классов. Таким образом, у инструкторов-старшеклассников повышается ответственность, развиваются организаторские навыки.

Учащихся надо учить играть – практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

- название игры;

- роли играющих и их расположение;

- содержание игры;

- правила игры.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приёмы и условия учёта её результатов. При этом не исключается проявление творческой активности и инициативы играющих в рамках правил игры. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Если позволяют территориальные возможности образовательной организации, одновременно можно проводить несколько игр в раз­ных местах, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее интересную.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить учащихся, иначе им потом будет трудно сразу сосредоточиться на уроке.

Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежур­ного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.

Рекомендуемая литература:

1. Большая книга игр: более 1500 веселых, полезных и интересных игр / Под ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007.

2. Ковалько В. И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток / Валентина Ивановна Ковалько. – М.: Эксмо, 2007. – 334 с. – (Мастер-класс для учителя).

3. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные /Сост. А. Ю. Мудрова. – М.: Центрполиграф, 2011. – 220 с.

Автор-составитель: Субботина Т. В., методист ГМЦ ДОгМ