8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 09 Октябрь 2014 13:14

Методические рекомендации к разработке должностной инструкции ответственного за профилактику детского травматизма в образовательной организации

                                                                                                                  Авторы-составители: Антонов Н.В., старший методист, Зубков В.Г., методист

                                                                                                                                                                                                   

 

 

Методические рекомендации к разработке должностной инструкции ответственного за профилактику детского травматизма в образовательной организации

Пояснительная записка

Методические рекомендации для разработки должностных обязанностей специалистов или должностных лиц, ответственных за профилактику детского травматизма в образовательной организации, предназначены в помощь администрации образовательной организации, специалистам или ответственным лицам в области профилактики детского травматизма.

В методических рекомендациях излагаются основополагающие составляющие организационной работы по созданию правовой базы деятельности ответственного за профилактику детского травматизма, примерные должностные обязанности, принципы составления должностных обязанностей, проект приказа образовательной организации и другие материалы (Приложения 1, 2, 3).

Учитывая важность и актуальность проведения профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса и организации работ по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортных происшествий, образовательная организация в современных условиях обязана организовать данную работу не только с обучающимися, их родителями, но и с педагогическими работниками, и в этой работе ведущая роль отводится специалисту или ответственному лицу, координирующему мероприятия по профилактике травматизма в образовательной организации.

Должностная инструкция как организационно-распорядительный документ образовательной организации

Должностная инструкция призвана закрепить нормативное поле образовательной организации в вопросах обеспечения профилактики детского травматизма. Разработка данной инструкции может быть возложена как на самого ответственного, так и на руководителя. Проекты должностных инструкций могут разрабатываться следующими лицами:

–  специалистом отдела кадров;

–  руководителем соответствующего структурного подразделения;

–  самим работником.

На какого сотрудника (группу сотрудников) возложить обязанность по разработке должностных инструкций, руководитель образовательной организации решает самостоятельно.

Должностная инструкция – это внутренний организационно-распорядительный документ, регламентирующий полномочия, ответственность и должностные обязанности работника на занимаемой должности.

Должностные инструкции разрабатываются руководителем или его заместителями для своих подчинённых и согласовываются с соответствующими службами. Должностная инструкция составляется в трёх экземплярах на каждого работника: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй – у руководителя отдела (подразделения), третий – у работника.

Правильно составленные должностные инструкции позволяют:

– рационально распределить функциональные обязанности и определить связи между сотрудниками образовательной организации, повысив тем самым своевременность и надёжность выполнения стратегических, тактических и оперативных задач;

– конкретизировать права и ответственность;

– повысить личную и коллективную ответственность;

– дать каждому сотруднику знание того, каких действий от него ожидают, по каким критериям будут оценивать результаты его труда, на что необходимо ориентироваться для повышения уровня квалификации и др.;

– провести оценку деятельности работника.

Исходными данными для разработки должностных инструкций являются:

– сфера деятельности организации, её организационная и функциональная структура (Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Росийской Федерации»);

– положения о структурных подразделениях ;

– трудовое законодательство Российской Федерации – Трудовой кодекс РФ  и другие нормативные акты;

– локальные акты образовательной организации.

После разработки проекта должностных инструкций необходимо совершить два юридически значимых действия: согласовать их и утвердить. До процесса согласования и утверждения необходимо подписать должностную инструкцию. По общему правилу: должностную инструкцию подписывает её разработчик, а руководитель утверждает.

Должностная инструкция, как правило, согласовывается с соответствующими структурными подразделениями или должностным лицом, от деятельности которых зависит исполнение положений должностной инструкции. Должностная инструкция должна соответствовать законодательству и требованиям охраны труда, а также должна отвечать положениям локальных нормативных актов и трудовым договорам сотрудников.

Общие рекомендации при разработке содержания должностных инструкций. Основные разделы должностной инструкции

Структура и содержание должностной инструкции в настоящее время нормативно-правовыми актами подробно не регламентируются, что позволяет создавать её с учетом специфики организации труда в конкретной образовательной организации.

ГОСТ Р 6.30-2003, утверждённый Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 марта 2003 года № 65-ст, предъявляет требования к языку должностной инструкции: «Текст документа составляют на государственном языке Российской Федерации или на государственных языках субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Приказ Минкультуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 года № 536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» предписывает текст должностной инструкции излагать от третьего лица единственного или множественного числа. В пункте 2.7.2.3. утверждается, что «констатирующей частью должностной инструкции служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий».

Основной текст инструкции может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

По общему правилу, основная часть должностной инструкции обязательно должна иметь следующие разделы:

   I.   общие положения;

   II.   должностные обязанности;

   III.   права;

   IV.   ответственность.

Должностная инструкция в соответствии с «Общероссийским классификатором управленческой документации» ОК 011-93, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 299, относится к организационно-распорядительным документам организации. Требования к форме организационно-распорядительных документов изложены в Постановлении Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» вместе с «Унифицированной системой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», ГОСТ Р 6.30-2003 (далее – ГОСТ Р 6.30-2003), введённого в действие с 1 июля 2003 г.

В процессе разработки должностной инструкции обязательно должны быть поставлены гриф утверждения, подпись разработчика и визы согласования. Подпись, визы ставятся на должностной инструкции до её утверждения. Отметка об ознакомлении работника с документом завершает процедуру составления должностной инструкции.

Рекомендуемая литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.06. 2006 г. № 90.

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

5. Приказ Минкультуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».

6. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 

Приложение № 1

Примерная должностная инструкция ответственного за профилактику детского травматизма в  образовательной организации

                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                   Директор___________________

                                                                                                   (название образовательной организации)

   ___________________(Ф.И.О.)

                                                                                                (подпись)

                                                                                                                            «______»___________________20___г.

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность лица, ответственного за профилактику детского травматизма.

1.2. Ответственный за профилактику детского травматизма назначается и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора образовательной организации.

1.3. Ответственный за профилактику детского травматизма подчиняется непосредственно __________________________.

1.4. На должность ответственного за профилактику детского травматизма назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности______.

1.5. Ответственный за профилактику детского травматизма должен знать:

– законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам охраны труда, обеспечения безопасности жизнедеятельности и профилактики детского травматизма;

– основные составляющие организации образовательного процесса;

– методы профилактики детского травматизма в течение образовательного процесса, на уроках и занятиях, при организации проведения выездных мероприятий с обучающимися и т. д.;

– организацию работы по профилактике детского травматизма;

– особенности разработки и использования инструкции по охране труда и правил техники безопасности во время образовательного процесса и при проведении различных мероприятий;

– передовой отечественный опыт в области профилактики детского травматизма;

– методы и формы пропаганды и информации по профилактике детского травматизма;

– порядок и сроки составления отчётности о выполнении мероприятий по профилактике детского травматизма;

– основы трудового законодательства.

1.6. В период временного отсутствия ответственного за профилактику детского травматизма его обязанности возлагаются на ___________________________.

II. Функциональные обязанности

2.1. Совместно с педагогическими работниками, администрацией участвует в создании здоровых и безопасных условий образовательного процесса для обучающихся, соответствующих требованиям норм и правил в области охраны труда и технике безопасности.

2.2. Осуществляет руководство деятельностью по профилактике детского травматизма.

2.3. Осуществляет контроль за состоянием выполнения мероприятий плана профилактики детского травматизма в учебном процессе, на уроках, занятиях и других мероприятиях с обучающимися и воспитанниками.

2.4. Проводит работу по предупреждению травматизма и заболеваний сотрудников и обучающихся.

2.5. Осуществляет расследование причин травматизма, несчастных случаев с обучающимися.

2.6. Организует совместно с инженером охраны труда, социальными и педагогическими работниками текущее и перспективное планирование в области профилактики детского травматизма.

2.7.Осуществляет систематический контроль за соблюдением требований инструкций по технике безопасности, проведением инструктажей с обучающимися.

2.8. Участвует в составлении актов – разрешений на использование в образовательном процессе: оборудования в учебных кабинетах; спортзала, спортивной и прогулочных площадок; оборудования пищеблока и других помещений.

2.9. Разрабатывает и организует мероприятия по предупреждению несчастных случаев, детского травматизма на улице, в быту, на транспорте и т.д.

2.10. Организует работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и травматизма на железнодорожном транспорте, в том числе и в каникулярное время.

2.11.Оказывает методическую помощь в составлении инструкции по профилактике травматизма обучающихся.

2.12.Организует участие обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях, проводимых в рамках профилактики детского травматизма.

2.13. Организует плановую, учебную и воспитательную работу с обучающимися.

2.14. Осуществляет взаимодействие с отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения района, городским методическим центром, общешкольным родительским комитетом и Управляющим советом образовательной организации.

2.15. Ведёт учёт нарушений правил дорожного движения учащимися (по карточкам ОГИБДД), разрабатывает предложения по их устранению и проверяет выполнение намеченных мероприятий.

2.16. Обобщает опыт воспитательной работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на дорогах.

2.17. Участвует в создании и оборудовании кабинета и уголков по ПДД, специальной площадки для практических занятий и информационных уголков по безопасности движения и профилактики детского травматизма.

2.18. Участвует в разработке безопасных путей движения обучающихся в районе образовательной организации, в создании соответствующей схемы движения.

2.19. Осуществляет контроль за своевременным обновлением информации по профилактике детского травматизма и безопасности дорожного движения и схемы безопасного движения обучающихся в районе образовательной организации.

2.20. Представляет образовательную организацию в местных государственных и общественных организациях по вопросам обучения учащихся ПДД и обеспечения их безопасности в дорожном движении.

2.21. Регулярно информирует руководителя образовательной организации о выполнении плана мероприятий по предупреждению детского травматизма.

2.22. Готовит к размещению информационный материал по профилактике детского травматизма на сайте образовательной организации.

III. Права

3.1. Ответственный за профилактику детского травматизма имеет право:

3.1.1. Контролировать соблюдение выполнение мероприятий по профилактике детского травматизма.

3.1.2. Участвовать в проведении обследования и проверки технического состояния зданий, сооружений, оборудования, вентиляционных систем и т.д. для определения их соответствия установленным нормам и требованиям техники безопасности.

3.1.3. Принимать участие в разработке предложений и мероприятий, направленных на улучшение охраны труда и профилактику детского травматизма.

IV. Ответственность

4.1. Ответственный за профилактику детского травматизма несет ответственность за:

4.1.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.

4.1.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

4.1.3. Невыполнение приказов, распоряжений, поручений и заданий директора образовательной организации.

4.1.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в образовательной организации.

V. Условия работы

5.1. Режим работы ответственного за профилактику детского травматизма определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в образовательной организации.

Должностная инструкция разработана ____________________________

Согласовано: _________________________________________________

С инструкцией ознакомлен:______________________________________

Приложение № 2

Примерный проект приказа образовательной организации об организации работы по профилактике детского травматизма

Приказ № ___  от  «___» сентября 20___ года

«Об организации работы по профилактике детского травматизма и назначении ответственного за профилактику детского травматизма»

В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», в целях пропаганды безопасного образа жизни среди обучающихся и предупреждения детского травматизма

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить ответственным за профилактику детского травматизма _____________________.
  2. Возложить ответственность на ________________ за:  ________________.
  3. Ответственному лицу_____________ работу по профилактике детского травматизма и дорожно-транспортного травматизма проводить работу по профилактике детского травматизма согласно утверждённому плану мероприятий образовательной организации.
  4. Организовать обязательное и систематическое обучение детей навыкам безопасного поведения на уроках, на улице, на дороге, в быту и т.д.
  5. Используя имеющиеся наглядные материалы по профилактике детского травматизма и правилам дорожного движения, оформить в школьных кабинетах и школе уголки безопасности дорожного движения.
  6. Работу по предупреждению детского травматизма рассматривать на педагогических советах, совещаниях, семинарах классных руководителей не реже одного раза в четверть.
  7. Учителям начальных классов и воспитателям ГПД на последнем уроке и перед уходом обучающегося домой проводить 2–3-минутные беседы о соблюдении правил безопасности на улице, в быту, обращая внимание на погодные условия.
  8. Обеспечить проведение инструктажей по технике безопасности при проведении образовательного процесса с обучающимися (уроки ОБЖ – преподаватель-организатор или учитель ОБЖ; беседы на классных часах – классные руководители; внеклассные мероприятия – ______________)проведение инструктажа по безопасности дорожного движения с обучающимися при посещении различных мероприятий, перевозках на школьном автобусе и т.д. с обязательной записью в журнале (ответственные – классные руководители, ответственный за детский травматизм).
  9. Учитывая расположение образовательной организации по отношению к дороге и необходимость перехода обучающимися проезжей части при следовании в школу и из школы, составить схему безопасного пути в школу.
  10. По каждому факту дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая с участием детей проводить служебную проверку, выявлять причину, приведшую к травме; обсуждать с детьми, педагогами и родителями с целью недопущения его повторения.
  11. На территории школы оборудовать транспортную площадку для организации практических занятий по правилам дорожного движения.
  12. Продолжить работу клуба юных инспекторов движения.
  13. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор образовательной организации      

                       

Приложение № 3

Примерный план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                   Директор___________________

                                                                                                   (название образовательной организации)

   ___________________(Ф.И.О.)

                                                                                                (подпись)

                                                                                                                            «______»___________________20___г.

План работы по профилактике детского травматизма

на 20__/20___учебный год

№п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

1

Оборудование (дооборудование, переоборудование) кабинета (уголка) по профилактике травматизма в образовательном процессе, по безопасности дорожного движения и т.д.

август, сентябрь, январь, май, июнь

директор, ответственный за профилактику детского травматизма

2

Обновление общешкольного плана-схемы безопасного подхода к образовательной организации

сентябрь

заместители директора, ответственный за профилактику детского травматизма

3

Разработка, переработка инструкций для обучающихся и педагогических работников по соблюдению правил безопасности во время образовательного процесса, внеурочной деятельности

сентябрь

директор, заместитель директора по безопасности, инженер по охране труда, ответственный за профилактику детского травматизма

4

Подготовка, переработка приказа об ответственном за профилактику детского травматизма

сентябрь

директор

5

Формирование комиссии по расследованию несчастных случаев с обучающимися

сентябрь

директор

6

Проведение диагностики по выявлению осведомленности (уровня знаний) обучающихся о правилах безопасного поведения на уроках, спортивных мероприятиях, о правилах дорожного движения и т.д. и уровня сформированности практических навыков в области безопасности

январь

заместители директора, ответственный за профилактику детского травматизма, классные руководители

7

Проведение в образовательной организации различных конкурсов, фестивалей, праздников, викторин, соревнований, экскурсий и т.д. по вопросам профилактики детского травматизма

в течение года

ответственный за профилактику детского травматизма, заместители директора, учителя, классные руководители

8

Организация участия обучающихся в мероприятиях районного, окружного, городского уровня, направленных на профилактику детского травматизма

в течение учебного года

ответственный за профилактику детского травматизма, классные руководители

9

Создание и организация работы отряда ЮИДД

сентябрь, октябрь

заместитель директора по безопасности, учитель ОБЖ

10

Организация и проведение встреч обучающихся, педагогических работников, родителей с сотрудниками ГИБДД, ГОиЧС, Роспотребнадзора, специалистами учреждений здравоохранения и т.д.

в течение учебного года

директор, заместитель директора по безопасности, ответственный за профилактику детского травматизма

11

Организация проведения обучающих семинаров с педагогическими работниками, родителями, классными руководителями о формах и методах внеклассной работы по профилактике детского травматизма с указанием тем

октябрь, январь, апрель

заместители директора, руководитель службы охраны труда, ответственный за профилактику детского травматизма

12

Выступления на педагогических, методических советах, на управляющем совете по вопросам профилактики детского травматизма

по плану работы образовательной организации

директор, ответственный за профилактику детского травматизма

13

Выступления перед родительской общественностью по темам профилактики детского травматизма

в течение учебного года

директор, ответственный за профилактику детского травматизма

14

Проведение дополнительных профилактических бесед перед началом и по окончании школьных каникул

октябрь, декабрь, март, июнь

классные руководители

15

Подготовка соответствующей отчётной документации

согласно срокам предоставления

директор, ответственный за профилактику детского травматизма

16

Организация проведения мероприятий в рамках акции «Внимание: каникулы!» (тематика классных часов, инструктажи на темы: «Бытовой и уличный травматизм», «Правила поведения на водоемах», «Правила пожарной и электробезопасности» и т.д.)

октябрь, декабрь, март, июнь

заместители директора, классные руководители, ответственный за профилактику детского травматизма

17

Осуществление контроля за использованием оборудования, инвентаря в соответствии требованиями безопасности

июнь, август

директор, ответственный за профилактику детского травматизма, инженер по охране труда

18

Участие в приёмке образовательной организации к новому учебному году

июнь–август

ответственный за профилактику детского травматизма

19

Подготовка и размещение информационного материала по профилактике детского травматизма на сайте образовательной организации

в течение учебного года

директор, ответственный за профилактику детского травматизма

20

Организация заполнения и ведения "Листка здоровья" в классном журнале

сентябрь

директор

21

Обеспечение и контроль наличия школьных аптечек в учебных кабинетах

сентябрь, октябрь

заместитель директора по безопасности,

инженер по охране труда

22

Обеспечение контроля за питанием обучающихся

в течение учебного года

директор

Примечание:  приведённый приказ и план работы образовательной организации являются примерными и рассчитаны на творческое использование руководителями образовательных организаций в своей работе.