8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 13 Апрель 2015 16:21

Методические рекомендации по организации эффективного производственного лабораторного контроля в образовательной организации

Авторы-составители:

Зубков Вадим Геннадьевич, Антонов Николай Викторович, Субботина Татьяна Валентиновна,

Ляхова Елена Владимировна – методисты ГМЦ ДОгМ

Методические рекомендации по организации эффективного производственного лабораторного контроля в образовательной организации

Пояснительная записка

Методические рекомендации по обеспечению в образовательной организации эффективного производственного контроля на соответствие факторов образовательной среды гигиеническим требованиям предназначены в помощь администрации образовательных организаций.

В методических рекомендациях излагаются основные принципы организационной работы по обеспечению в образовательных организациях эффективного производственного лабораторного контроля как составной части программы производственного контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по обеспечению контроля за созданием безопасных условий в образовательной среде возлагается на руководителей.

Учитывая важность и актуальность проведения производственного лабораторного контроля с целью анализа опасных факторов, воздействующих на образовательную среду в образовательной организации, руководитель принимает решение по использованию существующих методов контроля и организует распределение функциональных обязанностей по должностным лицам образовательной организации.

Основное содержание программы производственного контроля. Общие рекомендации

В образовательной организации в соответствии с нормативными документами должен осуществляться контроль на соответствие факторов образовательной среды (микроклимат, состояние освещённости, наличие вредных факторов, перечень химических веществ, биологических, физических факторов и т. д.) гигиеническим требованиям и санитарно-противоэпидемическим правилам. Программу производственного контроля разрабатывает и утверждает руководитель образовательной организации, необходимые изменения и дополнения в программу вносятся при изменении (расширении) видов деятельности, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку (статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ФЗ от 30.03.99 г . № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», где сказано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством лабораторных исследований).

Требования к содержанию производственного контроля установлены статьей 32 Федерального закона от 30.03.9 9г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и включают предназначение производственного контроля, в том числе проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний с целью осуществления для обеспечения безопасности и безвредности для человека и окружающей среды.

Рекомендуется в программу производственного контроля в соответствии с санитарными правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (пункт 2.6., 3 и 3.3) включать следующие позиции:

- перечень санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля в соответствии с осуществляемой деятельностью;

- перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля;

- перечень осуществляемых работ, других видов деятельности, представляющих опасность для обучающихся и сотрудников образовательной организации;

- санитарно-эпидемиологическую экспертизу образовательной деятельности;

- перечень форм учета и отчетности;

- лабораторно-инструментальный контроль по видам и объемам исследований;

- объекты контроля в образовательной организации (все предметы и процессы, в отношении которых существуют обязательные санитарные требования и нормы – помещения, мебель, продукты питания, использование дезинфицирующих средств и т. д.);

- перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых будет осуществляться отбор проб.

В соответствии с утверждённой программой производственного контроля руководитель образовательной организации (статья 32 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») распределяет ответственность должностных лиц, готовит приказ, определяющий порядок проведения производственного контроля, составляет план-график проведения мероприятий и должностные инструкции для лиц, участвующих в осуществлении контроля.

Особое место в производственном контроле занимает лабораторно-инструментальный контроль по видам и объёмам исследований.

Эффективный производственный лабораторный контроль

Для анализа опасных факторов на всех стадиях осуществления деятельности образовательной организации, начиная с поступления на пищеблок сырья, пищевых продуктов, оборудования и заканчивая всей полнотой оказываемых образовательных услуг, необходимо выявлять опасные факторы, которые могут угрожать безопасности оказываемых образовательных услуг и управлять ими. Для каждого объекта контроля определяются контролируемые параметры – качественные, количественные, структурные, временные показатели, по которым они должны контролироваться, с определением точки контроля, периодичности и методик контроля, контролируемых показателей, а также ответственных лиц и формы учётно-отчетной документации.

Для проведения производственного контроля существуют следующие методы контроля – визуальный, лабораторный, инструментальный, документальный.

Лабораторный метод контроля предусматривает места и точки, в которых ответственные лица будут контролировать те или иные параметры объектов контроля, что обязательно отражается в программе производственного контроля и периодичности контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т.п.).

Лабораторный контроль, периодичность лабораторно-инструментальных исследований, измерений в рамках санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий зависит от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций (статьи 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Документация производственного лабораторного контроля

Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (пункт 2.4, 2.5) лабораторные исследования и испытания осуществляет юридическое лицо, привлекая для этого в том числе и лаборатории, аккредитованные в установленном порядке.

Для повышения объективности контроля необходимо вести систему учётной документации, обеспечивающую достоверную и объективную регистрацию результатов контроля.

Формы документов различаются в зависимости от методов контроля. Для регистрации результатов лабораторно-инструментального контроля, проводимого самой организацией, обычно ведутся соответствующие журналы:

- журнал линейных измерений объектов внутришкольной среды, в котором регистрируются результаты измерений учебной мебели, расстояние между предметами мебели и т. п., а также констатируется соответствие (несоответствие) результатов измерений требованиям нормативных документов и записываются предложения по устранению выявленных нарушений;

- журнал контроля параметров микроклимата, в котором регистрируются результаты измерения температуры, относительной влажности воздуха, температуры отопительных приборов, а также констатируется соответствие (несоответствие) их результатов требованиям нормативных документов и записываются предложения по устранению выявленных нарушений;

- журнал регистрации результатов лабораторно-инструментального контроля, проводимого сторонними организациями, в котором регистрируются все результаты лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерений, проводимых аккредитованными лабораториями, а также констатируется соответствие (несоответствие) их результатов требованиям нормативных документов и записываются предложения по устранению выявленных нарушений.

Лабораторные исследования могут также проводиться независимой лабораторией с оформлением в виде протоколов установленной формы.

На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» функционирует испытательный лабораторный центр.

Перечень и объём лабораторных, инструментальных и аналитических исследований определяется заявочными документами образовательной организации и включает измерение функциональных параметров мебели, а также параметров её расстановки; уровня освещённости; параметров микроклимата и другие направления.

Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут также привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях осуществляется на договорной основе.

Рекомендуемая литература

  1. Федеральный закон № 52 от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
  2. Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий».
  3. Санитарные правила СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения № 1 К СП 1.1.1058-01».
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Письмо Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 г. № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля».
  7. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. №45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 (вместе с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Сан ПиН 2.4.5. 2409-08»).