8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 03 Сентябрь 2019 16:53

Методические рекомендации «Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма с использованием кейс-метода или ситуационного обучения»

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка 

Методические рекомендации направлены на повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной среде. Данные рекомендации содержат информацию о том, как повысить эффективность восприятия образовательного материала, направленного на предупреждение травматизма обучающихся, при помощи одного из методов преподавания – кейсового обучения. Методические рекомендации позволят учителю правильно использовать реальные практические ситуации на уроке и во внеурочной деятельности для выработки алгоритма действий в тех или иных условиях и применять полученные знания в практической деятельности. Данные рекомендации могут быть использованы и при работе по повышению компетенции педагогического работника в области профилактики детского травматизма. 

Образовательная организация в соответствии с законодательной базой РФ несёт ответственность за создание безопасных условий обучения, за жизнь и здоровье обучающихся. Однако несчастные случаи и травмы среди обучающихся случаются.

 Причиной этого могут быть: 

- бессистемность профилактических мероприятий, отсутствие программных и методических материалов, сведение этих мероприятий к разовым акциям без последующего анализа эффективности; 
- отсутствие учёта педагогическими работниками возрастных и гендерных особенностей обучающихся;
- использование в ходе профилактической работы в основном информационного подхода (беседы, лекции, классные часы с использованием стратегии «запугивания»);
- педагоги работают с последствиями, а не с причинами.

В связи с этим актуализируется проблема эффективной организации профилактической работы в образовательной среде. Образовательная организация является местом, где обучающиеся проводят большую часть активного времени. Школа обладает большим организующим и воспитательным потенциалом, что создаёт возможность стать безопасным образовательным пространством, ограждающим обучающихся от неблагоприятных факторов, влияющих на их здоровье, а также стать средой, обеспечивающей формирование безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого нужно изменить как содержание, так и формы профилактической работы. Психологами доказано, что информационные формы обучения обладают самой низкой эффективностью, и альтернативой им могут стать интерактивные формы профилактики: кейсы, квесты и другие направления в профилактической работе. 

Кейс-технология и её использование в профилактической работе 

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. При использовании кейс-технологии главной задачей учителя становится мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, «развивающую среду», в которой происходит развитие познавательной деятельности и формирование компетенций обучающихся. Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Кейсовая технология используется при организации учебной деятельности обучающихся, но её возможно использовать при организации работы по профилактике детского травматизма как в урочной форме, так и внеурочной форме деятельности. 

Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. 

Соответственно, решить кейс – значит, проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в обстоятельствах дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнёров выбрать. 

В России данная технология стала активно внедряться сравнительно недавно и носит название метод проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получении готовых знаний, а на их выработке, на сотворчестве учителя и ученика. 

Потенциал кейсовой технологии способствует развитию умений анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план осуществления решений. И как результат – устойчивый навык решения практических задач. 

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ: 

1. У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
2. В жизни учащимся пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать своё мнение.
3. Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности. 

Алгоритм создания кейса: 

1. Определение темы и вопроса исследования (в нашем случае это проблемы, связанные с несчастными случаями и травмами обучающихся).
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации» (на основе мониторинга профилактической работы по предупреждению детского травматизма в образовательной организации).
3. Определение контекста (рассмотрение конкретных несчастных случаев, происходящих с обучающими: места травмирования, причины получения травм и т. п.).
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала.
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
6. Описание и редактирование кейса.
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации. 

Основные методы кейс-технологий 

Можно выделить шесть методов работы с кейсами. 

1. Кейс-инцидент – произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия. Этот метод может использовать  в своей работе классный руководитель при организации профилактической работы в классе. 

Например: 

Кейс № 1: Андрей, ученик 10 класса, во время ссоры на перемене в рекреации получил удар в область головы. Предварительный диагноз, поставленный скорой медицинской помощью, – ушиб уха, возможно, сотрясение головного мозга. Ученик госпитализирован в больницу. 

Задание: 

1. Проанализируйте поведение учащегося с точки зрения выполения правил для обучающихся.
2. Смоделируйте своё поведение в данной ситуации.
3. Приведите три аргумента, которые может использовать классный руководитель в воспитательной работе с учащимися своего класса, чтобы данная ситуация не повторилась. 

2. Ситуационно-ролевые игры. 

Этот метод позволяет в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую, социально-психологическую, правовую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки – ролевая игра. 

3. Ситуационный анализ.

При использовании этого метода целесообразно предложить группам школьников из одного класса проанализировать одну и ту же ситуацию и сделать выводы. Сюжет задачи может разворачиваться в школе (на уроке или перемене), на улице, дома или в общественном месте и т. д. При решении ситуационной задачи главными критериями для обучающихся являются правильное определение травмирующего фактора, а также грамотное выполнение всего комплекса мероприятий по организации помощи.

Полезно владеть знаниями об опасных ситуациях, чтобы быть готовым принять правильное решение и избежать травмы, а значит, сохранить здоровье. При анализе ситуаций, необходимо вспомнить о правилах поведения для учащихся (в том числе и о правилах поведения на перемене), об ответственности за жизнь и безопасность всех участников образовательной деятельности.

Ситуационный анализ с использованием мероприятий, направленных на профилактику детского травматизма, может рассматриваться на уроках: ОБЖ, физическая культура, физика, химия, биология /особенно для медицинских классов/, обществознание и т. д. 

4. Метод игрового проектирования. 

Его цель – процесс создания или совершенствования проектов в игровом режиме. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. 

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. 

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять рассматриваемые явления, увидеть пути их развития и решения. Наибольшую эффективность от использования этого метода можно получить, предлагая его ученикам 10–11-х классов. 

Вот, например, темы проектов, связанных с профилактикой детского травматизма: «Безопасная лестница в школе», «Мы организуем перемену», «Весёлая физкультминутка», «Мудрый совет», «Травмоопасные места в школе, или Как сохранить здоровье», «Проблемы чистоты в общественных местах», «Безопасность – враг травмы», «Самая яркая и необычная реклама по профилактике школьного травматизма», «Особенности здорового образа жизни», фоторепортажи по теме «Безопасная школа» и т. п. 

5. Метод дискуссии.

Применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе, и проблем различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе её люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом её может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. 

6. Разбор деловых писем.

Цель этого метода – получение навыков работы с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме. Учащиеся получают кейс с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. 

Этот метод могут использовать в своей работе классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагогический работник, отвечающий за работу в образовательной организации по профилактике детского травматизма (работа с правилами внутреннего распорядка, Уставом школы, положениями, инструкциями, правилами поведения в специальных кабинетах, санитарными правилами приказами, касающимися вопросов профилактики детского травматизма). 

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы. В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология, которая может быть использована и в работе с педагогическими работниками школы, с целью повышения их компетенции в вопросах профилактики детского травматизма. Использовать данную технологию можно при проведении педагогических советов, мастер-классов, заседаний методических объединений, педагогических мастерских.

Особенности работы с кейс-технологией 

Работа по этой технологии предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения. 

Первый этап – это этап подготовки кейса. Формулируется задание, то есть записывается сама учебная ситуация или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые после анализа всех материалов надо будет дать ответ. После того как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу опытных педагогов наравне с начинающими. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен педагогическим опытом. 

Второй этап – работа с кейсом, его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке: 

- знакомство с ситуацией, её особенностями;
- выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
- формулирование проблемы и отбор лучших её формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией);
- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения);
- решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения;
- презентация решения;
- рефлексия хода решения кейса. 

Методические рекомендации по использованию кейс-технология в профилактике детского травматизма могут быть использованы при работе с обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями) обучающихся. Данная технология может быть инструментом при реализации условий для создания безопасной образовательной среды в образовательной организации. 

Литература: 

1. Бакиева Ф. Р., Муллакаева В. С. Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Молодой ученый. – 2015. – № 12.
2. Калентьев В. А., Раевская Л. Т. Использование ситуационного анализа в обучении // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3.
3. Кораблева А. С. Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования». – Челябинск, 2015.
4. Пичененко В. Г., Лекомцева А. А. Конструирование кейс-задания на примере раздела «Первая помощь» в предмете ОБЖ. // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.
5. http://science-education.ru/ru/article/view?id=27739 

Приложение

Примеры кейсовых заданий для обучающихся 

Пример № 1. На уроке физкультуры ученики выполняли упражнение «прыжок в длину с места». Один мальчик после неудачного приземления почувствовал боль в ноге в районе правого голеностопного сустава. В месте повреждения наблюдается отечность, припухлость, движения болезненны и ограничены. 

Укажите вид травмы у школьника. Перечислите основные действия учителя физической культуры при оказании первой помощи пострадавшему. 

Пример № 2. Вы регулярно занимаетесь физической культурой и спортом. Приведите основные общие правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при занятиях физкультурой и спортом. 

Ответ: занимаясь физическими упражнениями, необходимо соблюдать следующие основные правила личной безопасности:
- подобрать удобную и не стесняющую движений одежду и обувь;
- перед началом занятий проводить разминку, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;
- при выполнении упражнений не напрягаться до такой степени, чтобы возникало головокружение, появлялась боль или другие неприятные ощущения;
- использовать на тренировках и соревнованиях специальное защитное снаряжение (очки, щитки, налокотники, наколенники, шлемы и др.). 

Пример № 3. Около школы произошло дорожно-транспортное происшествие: наезд на пешеходов. Пострадали два ученика. У семилетнего мальчика – наружное кровотечение в области лба, в результате которого лицо и волосы залиты кровью. Мальчик сидит и стонет, осматривается по сторонам. При осмотре пострадавшего частота его дыхательных движений и сердечных сокращений находятся в норме. А у десятилетнего мальчика видимых повреждений нет, но он указывает на боли в голове, тошноту, частичную потерю памяти (не может вспомнить обстоятельств аварии). 

Данное задание можно использовать в ОБЖ по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на этапе закрепления полученных знаний. Выполнение данной ситуационной задачи позволяет обучающимся достигнуть таких предметных результатов, как формирование умений оказывать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций; умение принимать обоснованное решение в конкретной неотложной ситуации. 

Учащимся могут быть предложены следующие вопросы:

- Какая чрезвычайная ситуация описана в кейсе?
- Какие неотложные состояния можно предположить у пострадавших?
- Кому из пострадавших первому необходимо оказать первую помощь и почему?
- Приведите алгоритм действий при оказании первой помощи для обоих пострадавших. 

Пример №4. После звонка на урок учащийся 9-го класса, находившийся в перевозбужденном эмоциональном состоянии, попытался ударить ногой ученика 7-го класса, споткнулся и упал в холле 1-го этажа. Поднявшись, ударил ученика 7-го класса. Находящийся рядом дежурный учитель попытался предотвратить конфликт между обучающимися. 

Задание: 

1. Проанализируйте поведение учащихся с точки зрения реализации правил поведения для обучающихся.
2. Смоделируйте свое поведение на месте учеников в данной ситуации.
3.Приведите аргументы, которые мог использовать дежурный учитель для прекращения конфликтной ситуации.
4. Могли ли одноклассники ученика 9-го класса предотвратить эту ситуацию?

Ответственный за информацию: Зубков В. Г., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: zubkovvg@mosmetod.ru.
Контактный телефон: 8 (499) 763-67-57, добавочный 194.