8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 29 Ноябрь 2018 16:49

Методические рекомендации «Безопасный инвентарь»

Авторы-составители: Субботина Т. В., Зубков В. Г., методисты ГМЦ ДОгМ 

Пояснительная записка

Развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации, должна соответствовать определённым требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В соответствии с п. 3.3.4. ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Образовательное пространство дошкольных отделений должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём, с учётом специфики программ обучения. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям к обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Выполнение этих и других требований к образовательной деятельности в дошкольных отделениях позволит создавать безопасные и комфортные условия для пребывания в них детей.

Статистика уровня травмирования воспитанников дошкольных отделений московских школ свидетельствует о том, что достаточно большого количества травм, полученных детьми как в процессе игровой деятельности, так и при других видах деятельности, в том числе на прогулке, при музыкальных занятиях и занятиях физическими упражнениями, можно было бы избежать. А для этого ФГОС устанавливает требования к кадровым условиям реализации программ дошкольного образования. При создании безопасной образовательной среды для воспитанников делается особый акцент на устранении факторов вредного воздействия на детей в процессе игровой деятельности.

Цель данных методических рекомендаций – помочь администрации образовательных организаций, воспитателям и другим сотрудникам дошкольных отделений при правильной организации образовательной деятельности воспитанников создавать безопасные условия с позиции недопущения причинения вреда жизни и здоровью детей.

Требования безопасности

Игрушка сопровождает дошкольника в течение длительного времени. Некачественные игрушки могут стать причиной травм и повреждений, отравлений токсичными веществами и возникновения аллергии у ребёнка.  

Надо знать, что при неправильном подборе игрушек, отсутствии контроля при их использовании и уходе, ребёнок может получить травму и нанести вред своему здоровью. Поэтому к выбору игрушек для дошкольников следует подходить ответственно, строго выполняя санитарно-гигиенические требования и требования безопасности.

Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать их возрастным особенностям, способствовать охране и укреплению их здоровья, учитывать особенности и коррекцию недостатков их развития в соответствии с требованиями ФГОС.

                 диаграмма

Анализ случаев травмирования воспитанников достаточно чётко показывает те места дошкольного учреждения, где дети чаще всего травмируются. Большинство этих мест связаны с игровой деятельностью и игрушками.

Все игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности (ГОСТ 25779-90, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014, СанПиН 2.4.7.007-93) и иметь сертификат соответствия.

Требования технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (с изменениями на 17 марта 2017 года)
с позиций обеспечения безопасности

Требования безопасности к игрушкам:

1. Игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при её применении по назначению она не представляла бы опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска:

- обусловленного конструкцией игрушки;
- обусловленного применяемыми материалами;
- связанного с использованием игрушки.

Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей.

2. Материалы.

Самую большую опасность для детей представляют материалы, из которых изготовлены игрушки. В число опасных веществ, которые может содержать краска, входят формальдегид, фенол, феноксил, метил, изобитурат и др. В некоторых игрушках уровень этих опасных веществ может превышать 30 %, что абсолютно недопустимо. Особо вредны эти вещества в игрушках для самых маленьких, ведь именно они пробуют их на вкус, в результате чего появляются проблемы с почками, печенью, желудком, иммунной системой, а также множество различных аллергических реакций. Лучший способ избежать покупки подобной продукции – это требовать у продавца сертификат соответствия.

Материалы, из которых изготовлены игрушки, должны быть чистыми (без загрязнений), неинфицированными и соответствовать требованиям технического регламента и стандартам.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение натурального меха, натуральной кожи, стекла, фарфора, ворсованных материалов (резины, картона и бумаги), набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5%.

Цвет игрушки также может определить степень опасности. Ведь неестественно яркие, ядовито-зелёные или кричаще-красные оттенки не содержат натуральных компонентов. В состав подобных красок зачастую входят свинец и кадмий. «Ядовитые цвета» отрицательно влияют на психику ребёнка и его зрение. Последствия контакта с такими игрушками – тошнота, синяки под глазами, вялость и заторможенность.

Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к влажной обработке, действию слюны и пота. Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольной организации возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность), значит, фиксация краски неудовлетворительная.

Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным соответствующим разделом санитарных правил.

3. Игрушки должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению они не представляли бы опасности для жизни и здоровья детей, лиц, присматривающих за ними.

Игрушка и её составные части, включая крепёжные детали, должны выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, при этом она не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Доступные кромки, острые концы, жёсткие детали, пружины, крепёжные детали, зазоры, углы, выступы, шнуры, канаты и крепления игрушек должны исключать риск травмирования ребёнка.

Особенности детских игрушек

Основные особенности игрушек вытекают из классификации игрушек на основании письма Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03‑51‑46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» в зависимости от видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребёнок.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолётов и т. д.

Игрушка и съёмные детали её, предназначенные для детей в возрасте до 3 лет, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути. Игрушка и её составные части должны исключать риск, связанный с удушьем ребёнка. Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо. Диаметр детали игрушки для детей этого возраста не менее 30 мм, высота 12 мм.

Мягконабивная игрушка не должна содержать в наполнителе твёрдых или острых инородных предметов. Швы мягконабивной игрушки должны быть прочными. Мягконабивные игрушки, карнавальные костюмы и карнавальные игрушечные изделия (например, бороды, усы, парики, маски, короны), а также игрушки, в которых может разместиться ребёнок, должны быть пожаробезопасными.

Оптическая игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы минимизировать риск, связанный с коррекцией зрения ребёнка. Игрушки с использованием светодиодов не должны оказывать отрицательное воздействие на органы зрения ребёнка, создавать вредных излучений. В игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов.

Если игрушки электронные, следите, чтоб отсек с батарейками надёжно закрывался винтами. Батарейки могут стать не только причиной удушения, если попадут в трахею, но вызвать химические ожоги и внутренние кровотечения.

Звуковые игрушки запрещено оснащать резкими пугающими мелодиями. Резкие неприятные звуки могут нарушить слух ребёнка, напугать его. Максимальный уровень звука игрушек, предусмотренных для игр в закрытых помещениях не должен превышать 65 децибел, а для игр на открытом воздухе – 75 децибел.

Игрушки для катания, такие как лошадки, различные качалки и велосипеды должны быть устойчивыми и оснащены средствами для удержания ребёнка (бортиками, ремнями безопасности). Это позволит избежать травм от падения.

При выборе наборов для творчества, красок, пластилина и т. п. внимательно читайте их состав, чтобы в руки ребёнка не попали токсичные вещества.

Технический регламент безопасности игрушек

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011) упорядочил основные характеристики детских игрушек с точки зрения безопасности для жизни и здоровья детей. Данным техническим регламентом устанавливаются требования к безопасности игрушек, схемы подтверждения качества, вопросы маркировки и упаковки и многие другие вопросы.

Основными условиями сертификации игрушек, согласно техническому регламенту, выступают жёсткие требования гигиенической безопасности игрушек. К ним относятся: интенсивность запаха и привкуса игрушки, уровень звука, токсичность, уровень напряжённости электромагнитного поля, микробиологические факторы и т. д. Каждая партия игрушек должна пройти санитарно-гигиенический контроль в независимых аккредитованных лабораториях. Если на каком-то из этапов проверки будет выявлено несоответствие игрушки любому из нормируемых параметров, товар признается несоответствующим требованиям технического регламента.

Согласно вышеуказанному техническому регламенту на игрушки для детей в обязательном порядке оформляется сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза. Также при сертификации игрушек Технический регламент Таможенного союза оговаривает ряд правил по маркировке. Эти правила призваны донести до потребителей информацию о возможных опасностях, связанных с эксплуатацией товара. Например, обязательной является предупреждающая маркировка изделий, не предназначенных для детей в возрасте до трёх лет. В таких игрушках могут быть мелкие составные элементы, которые могут перекрыть органы дыхания маленького ребёнка.

Условиями, которые соответствуют безопасной эксплуатации игрушек, являются:

1. Экологически чистый и безопасный материал изготовления.
2. Прочность.
3. Отсутствие острых краёв.
4. Отсутствие мелких деталей (в игрушках для малышей).
5. Отсутствие посторонних запахов.

Материал изготовления должен быть экологически чистым и не вызывать никаких опасностей интоксикации. Для этого детские игрушки должны сопровождаться специальными паспортами, где приводятся данные о качестве материала.

Размеры игрушек тоже имеют значение. Для младшего дошкольного возраста подходящими являются игрушки, которые ребёнок не сможет проглотить. Маркировка должна давать информацию о возрастных ограничениях. Мелкие детали в игрушках допустимы после трёх лет.

Мягкие игрушки больших размеров также подходят не для любого возраста. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Игрушки не должны быть слишком тяжёлыми. Между весом игрушек и детей должны соблюдаться пропорции. Тяжёлая игрушка может нанести травму, а порой малышу просто не под силу её поднять. Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г – для детей до 7 лет, 800 г – для детей 7–10 лет. Масса игрушек типа «погремушка» должна быть не более 100 г. Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм.

Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

Наиболее распространено разделение игрушек по принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы.

Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребёнка, провоцировать ребёнка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры.

Администрация и воспитатели при закупке игрушек должны обращать внимание на то, для какого возраста предназначается данная игрушка. Игрушка или игра должна выбираться в соответствии с возрастом и развитием ребёнка, а также с учётом его индивидуальных наклонностей.

Сертификация игрушек и правила их маркировки

Маркировка должна легко проверяемой, чёткой, легко читаемой, доступной для осмотра и идентификации и быть достоверной. На маркировке должна быть следующая информация:

- наименование игрушек,
- наименование страны, где изготовлена игрушка,
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информация для связи с ними,
- товарный знак изготовителя (при наличии),
- минимальный возраст ребёнка, для которого предназначена игрушка, или пиктограмма, обозначающая возраст ребёнка,
- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет),
- способы ухода за игрушкой (при необходимости),
- дата изготовления (месяц, год),
- срок службы или срок годности (при их установлении),
- условия хранения (при необходимости).

В зависимости от вида игрушки маркировка должна содержать: правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке, комплектность (для наборов)

На маркировке должна быть предупредительная информация в которой указываются отметки об особых мерах предосторожности при использовании.

Маркировка и техническая документация должна быть в комплекте с игрушкой и выполняться на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза (ТС).

Игрушки, соответствующие требованиям безопасности ТР ТС и прошедшие подтверждение соответствия в форме сертификата Таможенного союза, согласно ст. 6 ТР ТС, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Маркировка происходит перед выпуском игрушек в свободное обращение на рынок.

Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуальную, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык (в том числе вшивной), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах.

Единый знак свидетельствует о том, что продукция, прошла все установленные процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует всем требованиям, которые распространяются на данную продукцию ТР Таможенного союза.

Подтверждение соответствия игрушек осуществляется в форме обязательной сертификации.

Условия хранения игрушек

При хранении игрушек должны соблюдаться следующие условия:

- доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
- общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;
- поддержание самими детьми порядка в игровой комнате, аккуратное обращение с игрушками.

Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкафах, а для детей дошкольного возраста – в доступных для детей местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие – на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам. Дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам на одной или нескольких полках.

В целях предупреждения инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек.

Игрушки требуют ежедневного ухода.

Для избавления от неприятного запаха необходимо промывать вновь приобретённые игрушки. Согласно санитарным правилам, все игрушки, за исключением мягконабивных, перед поступлением в групповые комнаты необходимо мыть в течение 15 минут проточной водой (37 °С) с мылом и затем высушивать.

Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать. Последующая санитарная обработка: в группах раннего возраста их моют 2 раза в день горячей водой (50 °С) щёткой, мылом в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (37 °С) и высушивают. В группах дошкольного возраста игрушки моют в конце дня.

Необходимо учить детей бережно относится к игрушкам и убирать их.

Игрушки для ребёнка должны быть источником радости, приносить ему удовольствие, быть увлекательными, познавательными, развивать его способности, но прежде всего они должны быть безопасными.

Необходимость создания безопасной предметно-пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования в дошкольных организациях.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. ГОСТ Р 53906-2010: Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства.

4. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03‑51‑46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

7. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

5. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (с изменениями на 17 марта 2017 года).

6. ГОСТ 25779-90. Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля (с Изменениями №№ 1, 2).

7. ГОСТ Р 51557-99 Игрушки электрические. Требования безопасности.

8. ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства.

9. СанПиН 2.4.7.007-93 Производство и реализация игр и игрушек.

10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 Г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ответственный за информацию: Зубков В. Г., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: zubkovvg@mosmetod.ru
Контактный телефон: 8 (499) 763-70-45, добавочный 186.